Первый в России онлайн-курс, созданный нейросетью: от темы и тестовых заданий до лендинга и озвучки

Мы, команда онлайн-школы управленческих и цифровых профессий WINbd, отдали на аутсорс ChatGPT задачу с нуля создать полноценный онлайн-курс. А потом пришли к дизайнерам и попросили их собрать лендинг тоже при помощи только AI. Рассказываем, что у нас получилось и почему мы не станем (или станем) повторять этот опыт.

О целях проекта

Мы часто думаем о том, какой еще проект можно запустить в онлайн-школе. Тема нейросетей очень популярна, поэтому мы решили с ней поэкспериментировать. Нам было важно понять как можно использовать искусственный интеллект в онлайн-образовании: можем ли мы упростить производство новых курсов, не опасно ли доверять информации от нейросети и останемся ли мы в итоге без работы.

Дисклеймер

🔹Нам не пришлось никого увольнять. Команда онлайн-школы WINbd продолжает пополняться, несмотря на работу с нейросетями.

🔹Мы сделали нестыдный продукт при помощи ChatGPT и Midjourney.

🔹Этот текст написал человек. Он обращался только к тем нейронным сетям, из которых состоит его мозг.

Что у нас получилось

Первый в России онлайн-курс, созданный нейросетью: от темы и тестовых заданий до лендинга и озвучки

Онлайн-курс, который вы можете пройти в любое время и получить сертификат участника необычного для онлайн-образования проекта. Продукт, который поможет вам прокачать свои soft-skills и получить навыки, которые реально нужны для жизни и работы в современном мире. Кейс, который, возможно, вдохновит вас на создание подобных онлайн-курсов.

Тему курса тоже придумал AI

Все говорят о нейросетях и мы решили спросить у ИИ совет — дали ему задачу сгенерировать темы курсов, которые будут полезны человеку в современном мире. За помощью обратились к СhatGPT. Теперь он нам как родной, потому далее будем называть его просто Чат. Искусственный интеллект твердо решил, что мир переменчив, а развивать стоит мягкие навыки — многие знают их как soft-skills. Так появился курс «Защитите свою карьеру от будущих изменений: навыки для успеха в меняющемся мире».

Как мы общались с Чатом

Мы попросили Чат продумать подробную структуру онлайн-курса на основе придуманной им темы. Так мы получили программу занятий с разделами и темами — списком софт-навыков, которые и легли в основу. После мы попросили разделить каждую тему на несколько блоков.

Сгенерированную структуру онлайн-курса мы снова отправили Чату в проработку. Попросили написать тексты для каждого преподавателя, который он озвучит во время онлайн-лекций. На каждом этапе уточняли, что нам важна определенная продолжительность занятий — около 50-60 минут.

Не все шло гладко: Чат часто разливал по абзацам воду, повторялся и приводил примеры, которые невозможно было подтвердить лично. На каждом шаге мы просили нейросеть развивать ее же идеи — добавлять примеры из реальной жизни, результаты исследований или цитаты из профессиональной литературы. После каждой генерации, мы проводили вычитку текста. Что-то нужно было дополнить, отдельные вещи — уточнить, а некоторые — переделать полностью.

На сбор всего текстового блока и все правки ушло 3 дня.

А что с источниками?

Чат часто грешит упоминанием несуществующих ссылок или неподходящих теме источников. Списки литературы по каждому блоку курса проверяли вручную с экспертами школы. Если понимали, что источники — это просто ссылки на короткие статьи в газетах и журналах, снова уточняли запрос.

В основном, нейросеть ссылалась на англоязычную литературу, практически игнорируя источники на русском. Но мы сошлись на том, что для курса о мягких навыках это скорее неудобство, чем серьезный минус. Да и переводчики тоже прокачались)

Итог первого этапа

<i>Получившиеся модули + иллюстрации к ним</i>
Получившиеся модули + иллюстрации к ним

Результат оказался вполне рабочим. Мы получили черновик курса из 8 модулей по 3 подтемы в каждом.

Уроки были разделены по 6 компетенциям

  • Адаптация к изменениям
  • Критическое мышление
  • Эмоциональный интеллект
  • Цифровая грамотность
  • Творчество и инновации
  • Сотрудничество и коммуникации

Например, в первом блоке об адаптации к изменениям у нас получились следующие темы

  • Понимание необходимости адаптации на рабочем месте
  • Техники развития адаптивности
  • Стратегии управления изменениями

А в модуле про эмоциональный интеллект такие

  • Понимание эмоционального интеллекта и его влияния на успех
  • Техники развития эмоционального интеллекта
  • Стратегии управления эмоциями на рабочем месте

Ещё мы ставили Чату ТЗ на генерацию домашних заданий курса. Причем не простые тесты с вариантами ответов, а открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы. Следили за тем, чтобы эти вопросы были логичные и в тему.

<i>Но мы и не забывали показывать, что нейросеть — это всё-таки не сверхразум)</i>
Но мы и не забывали показывать, что нейросеть — это всё-таки не сверхразум)

Что сказали наши методологи-эксперты

Сборку сгенерированных материалов передали методологам онлайн-школы WINbd. Они занимаются разработкой курсов, в том числе — для крупных федеральных проектов.

Мы обращались к ним дважды. В первый раз, чтобы убедиться в логичности структуры курса, ведь образовательная программа должна строиться по определенным принципам и правилам. На предложенную Чатом структуру методологи утвердительно кивнули и мы продолжили работу.

Второй раз мы пришли к ним уже за проверкой самих текстов. Но не напрямую. Мы запросили их экспертное мнение о мягких навыках: какие навыки важны человеку сегодня, чтобы он развивался профессионально, личностно и был успешен в будущем, в изменчивом мире. То есть мы задавали экспертам те же вопросы, что и AI. Сравнили ответы. В целом, они совпадали (хорошая работа, ChatGPT).

<i>Список мягких навыков по мнению одного из наших экспертов</i>
Список мягких навыков по мнению одного из наших экспертов

❗Fun fact

После того, как мы уже упаковали курс, у Всемирного экономического форума вышло исследование. По его результатам, оказалось, что в ближайшие 5 лет главным критерием развития карьеры будут не hard skills, а именно мягкие навыки.

Исследование было очень объёмным, поэтому перечисленных софтов там было больше. Но все те, что были у нас, совпали с теми, что были в исследовании.

Дальше — больше: спикеры на AI

<i>Выбираем лицо курса</i>
Выбираем лицо курса

Мы решили идти до конца и сделать на искусственном интеллекте вообще все. Поэтому не стали озвучивать курс и подобрали для него искусственно интеллектуальную “говорящую голову”.

Всей командой выбирали аватара, который озвучит нам курс в Синтезии. Это платформа, которая позволяет озвучивать и визуализировать тексты с помощью цифровых аватаров. Загружаете материалы в личном кабинете, выбираете подходящего персонажа и генерируете видео.

Всей командой мы несколько дней выбирали аватара, который озвучит наш курс. Девушек наповал сразила улыбка цифрового парня, и они отказались рассматривать другие варианты для генерации курса. Пришлось договариваться.

Чтобы разнообразить уроки, мы выбрали отличные образы преподавателей для разных тем. Да, парня оставили.

<i>Вот такой молодой человек вещает на нашем курсе</i>
Вот такой молодой человек вещает на нашем курсе

Не всё так просто. Сложности с цифровыми спикерами

На этапе сбора фактуры и составления текстовой части уроков мы сразу говорили Чату про конкретный хронометраж. Тексты были расписаны с расчетом на 50-60 минут урока. Но это не сильно помогло для следующего этапа.

У каждой модели своя интонация, темп речи и речевые особенности. Поэтому нельзя просто загрузить текст в сервис озвучки аватаров и одной кнопкой сделать красиво. Пришлось создавать скрипты: где ставить ударения, как разделять в речи заимствованные и русские слова, идущие друг за другом, где уместно сделать паузу подлиннее и т. д.

На этот процесс мы потратили около одной недели (и пару сотен нервных клеток). Но и плюсы в этом мы тоже нашли: уроки по 10-20 минут легко проходить от начала до конца во время прогулки или стоя в пробке по пути на работу.

Интересно, как вы воспримите и как отнесетесь к лекторам-аватарам. Поделитесь, пожалуйста, мнением в комментариях по итогам курса.

Весь дизайн что, тоже на нейронках?

Короткий ответ — да. Но не совсем.

ТЗ для дизайнеров мы решили, не изменяя традициям, отдать на аутсорс Чату. Текст для лендинга, УТП и само ТЗ оказались настолько банальными, не продающими и сухими, что дизайнеры — команда из Plan 9, с которой мы сотрудничаем — отказались использовать это в работе. Отредактировали вручную.

Но общий вайб дизайнеры подхватили и тоже отправились к AI. Концепции картинок они генерировали в Чате, а визуализировали это все в Midjourney.

<i>Первое и самое объемное обращение дизайнеров к ИИ для генерации идей</i>
Первое и самое объемное обращение дизайнеров к ИИ для генерации идей

Причем у Чата они запрашивали не только идеи, но и промты к ним (особый текстовый запрос; уточняющие технические данные, по которым нейросеть понимает, что именно от нее требуется), которые можно сразу использовать в Midjourney. Вместе мы выбирали варианты, оценивали метафоры и пр.

Учим Чат генерировать правильные, подходящие нам, промты
Учим Чат генерировать правильные, подходящие нам, промты

Отметим, что дизайн от Midjourney, на взгляд дизайнеров, оказался недостаточно крутым, не смог создать достаточно ясную концепцию. AI делал все очень художественно, а не структурно. В финальном варианте лендинга у нас все же есть правки от дизайнеров.

Вот он

Первый в России онлайн-курс, созданный нейросетью: от темы и тестовых заданий до лендинга и озвучки

Этап визуального оформления растянулся примерно на неделю. Нейросетями мы здесь воспользовались как креативным помощником. Без человеческого вмешательства и руководства они ещё не умеют выдавать самостоятельный крутой продукт.

Плюсы, минусы, подводные камни

Поделимся выводами и инсайтами от проделанной работы

  • На практике мы в очередной раз убедились в том, что никакие нейросети в ближайшее время не заменят ни хороших дизайнеров, ни копирайтеров, ни авторов курсов и прочих профессий, которые тревожатся о своей карьере из-за бурного развития ИИ. Но нейросети — это отличный вспомогательный инструмент, который реально может упростить, ускорить и усовершенствовать рабочие процессы.
Первый в России онлайн-курс, созданный нейросетью: от темы и тестовых заданий до лендинга и озвучки
  • Безграничного доверия к искусственному интеллекту не стоит испытывать. Критическое мышление, проверка и оценка информации обязательны в современном мире. Даже если вы слушаете лекцию маститого профессора в университете. Кстати про критическое мышление даже есть блок в нашем курсе (ИИ посоветовал его добавить).
  • Наш опыт может быть полезен. Использовать AI с минимальным вмешательством можно тем, кто хотя бы иногда создает образовательный контент, но не умеет круто писать и/или обладает ограниченным количеством времени и ресурсов. Например, HR-специалисты для процессов обучения, адаптации, онбординга и пр. В целом, ИИ полезен для всего, что поддается регламентации; описания инструкций, сбора фактуры и т.д. Ограничения накладывают только ваша фантазия и здравый смысл.

Резюмируем

Мы не хотели провернуть революцию в EdTech. Для этого у нас есть другие инструменты. Мы поставили перед собой простую задачу. Раз все вокруг говорят о нейросетях, значит людям нужно людям дать возможность прикоснуться к ним самостоятельно.

Курс опубликован на нашей платформе. Вы можете оценить его сами. Все лекции, домашки и тексты.

Курсу можно доверять, как если бы его записали с участием и на материале академического или индустриального эксперта

  • Материалы курса проверили и одобрили методологи
  • Эксперты сошлись на том, что компетенции, предложенные чатом действительно актуальны

Кто мы такие

Мы команда онлайн-школы управленческих и цифровых профессий WINbd. Это новый проект Академии управления WINbd, которая с 2010 год обучает руководителей российских корпораций и университетов. Мы создаем сложные тренинговые программы, запускаем студенческие акселераторы и проводим конференции в онлайн. Занимаем 2 место среди динамично растущих EdTech-компаний по итогам 1 полугодия 2023.

Plan9 — команда разработчиков и дизайнеров, специализирующаяся на финтехе и блокчейне. Мы используем AI и ML в своих проектах и обучаем этому студентов на курсах онлайн-школы WINbd.
К нам можно прийти с любой задачей в области цифровых продуктов: от расчета экономики и стратегии до запуска mvp продукта.

1010
3 комментария

Насколько я понял из новостей, создаются законодательные предпосылки для борьбы с инфоцыганством. Да и достаточно многие уже устали от них. А вот опыт Вениамина действительно достаточно интересный. С удовольствием изучил бы его подробнее.

1
Ответить

скоро инфоцыгане возьмут для себя возможности ИИ на заметку и будут на этом делать деньги

Ответить

думаю, что так и будет.
пока ИИ не дает глубины и качества, но дает скорость...
И это точно породит какое-то количество массового "не супер качественного контента и продуктов"

1
Ответить