Что думают специалисты о рекламе алкоголя у блогеров и претензиях ФАС к Youtube-каналу «Редакция»

Юристы и агентства говорят, что до сих пор регуляторы почти не обращали внимания на видеоблогеров, но, похоже, ситуация меняется.

Кадр из выпуска «Редакции» со спорной рекламой
Кадр из выпуска «Редакции» со спорной рекламой

В сентябре 2019 года антимонопольная служба заинтересовалась видеороликом на канале «Редакция» Алексея Пивоварова. В одном из июньских выпусков журналист получает консультацию по выбору вина в магазине SimpleWine.

В апреле этого же года ФАС уже предъявляла подобные претензии Илье Варламову за видеоролик. В нём показана бутылка виски Dewar's, а на её фоне блогер рассказал, что напиток выдерживают в бочках два раза и это положительно влияет на вкус.

На самом деле, друзья, два противоположных мнения лучше какого-то одного, потому что только так у людей появляется возможность оценить мир с разных сторон и получить наиболее объективную картину. В этом смысле дважды — лучше. Вот и виски Dewar’s тоже выдерживают в бочках дважды, чтобы его вкус стал ещё мягче и богаче. Проверьте этот принцип на практике сами.

Илья Варламов
​Кадр из ролика Youtube-канала Varlamov с рекламой алкогольного бренда
​Кадр из ролика Youtube-канала Varlamov с рекламой алкогольного бренда

ФАС назначила Варламову штраф в размере 2000 рублей. Арбитражный суд Москвы подтвердил решение ведомства, когда блогер попытался его оспорить.

Юристы и специалисты из области работы с блогерами считают, что новые претензии к блогерам из-за рекламы вызывают беспокойство за ситуацию на рынке. Вполне вероятно, что теперь ФАС будет внимательнее следить за контентом блогеров, который раньше регулировался не так пристально.

Ответственность за рекламу алкоголя по закону

По закону «О рекламе» может считаться рекламой информация, которая:

  • Адресована неопределённому кругу лиц.
  • Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
  • Формирует или поддерживает интерес к бренду.
  • Продвигает его на рынке.

Сейчас в России запрещено рекламировать алкоголь в интернете. За нарушение следует административный штраф:

  • От 2000 до 2500 рублей для гражданина.

  • От 4000 до 20 тысяч рублей для должностного лица.

  • От 100 до 500 тысяч рублей для юридического лица.

При этом нарушителем признаётся и рекламодатель, и рекламопроизводитель, и рекламораспространитель. Блогер может попасть под любую из этих категорий.

Уровень ответственности за нарушение не зависит от того, в каком формате и на какой площадке размещена реклама и какая у неё аудитория.

Исключение — ограниченный круг лиц. Например, если блогер опубликовал на своей закрытой странице материал с алкогольным брендом или видеоролик на YouTube с ограниченным доступом по ссылке, то это не будет считаться рекламой.

Вопрос о привлечении к ответственности блогеров в каждом конкретном случае может разрешаться с учётом того, является ли информация, распространённая им в личном блоге, рекламой. То есть предназначена ли она для неопределённого круга лиц или же существуют ограничения, которые позволят блогеру доказать, что информация, сообщённая им, — не реклама. Устоявшейся практики здесь нет.

Юлия Галуева, национальная юридическая служба «Амулекс»

По словам Марии Трошихиной и Адиля Мингалеева из юридической компании «PravoПросто», случаи привлечения к ответственности владельцев блогов — редкость. Однако инцидент с Алексеем Пивоваровым показывает, что ФАС, возможно, обратил внимание на сегмент рынка рекламы блогеров в целом.

Другим блогерам стоит переживать, если они нарушают закон о рекламе и их объявления не подпадают под исключения согласно второй статье ФЗ «О рекламе».

Одно из таких исключений — упоминания о товаре, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Если, например, планировалось «органично интегрировать» рекламу в ролик, то можно попробовать провести экспертизу в суде.

Мария Трошихина и Адиль Мингалеев, юридическая организация «PravoПросто»

Как алкогольные бренды сотрудничают с блогерами

Среди других партнёрств алкогольных брендов с блогерами можно выделить проект производителей виски William Lawson’s с сообществом «КликКлак». Вместе они выпускали четвёртый сезон шоу «Дай леща». Студия, на которой проводились съёмки, была оформлена в цветах бренда, а его название находилось на логотипе шоу.

Журналист и автор канала «Ещёнепознер» в рубрике «Закладка» выпускал в 2019 году видеоролики при поддержке алкогольного бренда Dewar’s. Журналист рассказывал о книгах и показывал бутылку виски с этикеткой. Зритель, который находил одну из упомянутых книг в книжном магазине «Подписные издания», получал в подарок бутылку Dewar’s.

В 2017 году бренд «Клинское» активно сотрудничал с видеоблогерами и на своём канале выпускал с ними музыкальные клипы. В видеороликах принимали участие Данила Поперечный, Эльдар Джарахов, Гурам Баблишвили и другие известные лидеры мнений.

В Instagram также встречаются рекламные кампании у блогеров. Например, Мария Миногарова рассказывает на своей странице о том, как приготовить коктейль с Martini Fiero. Этот же бренд появляется в роликах на YouTube-канале Анастасии Ивлеевой.

Новость о претензиях ФАС к Алексею Пивоварову может повлиять на сотрудничество между блогерами и алкогольными брендами. По мнению источника vc.ru, который занимается сотрудничеством между брендами и блогерами, сейчас всё будет зависеть от того, чем закончится эта история.

По моим наблюдениям, в Instagram алкогольные бренды часто рекламируются через лидеров мнений (например, Martini, Bacardi, Ballantine's).

На YouTube публикация у блогера будет стоить намного дороже с указанием ссылки на рекламодателя, чем если это просто нативная реклама.

Не могу сказать, что агентства блогеров боятся сотрудничать с алкогольными брендами. Так как с блогерами выходят подобные рекламные кампании, то, видимо, это не проблема.

источник из области работы с лидерами мнений

Основатель агентства WildJam Ярослав Андреев рассказывает, что алкогольные бренды готовы сотрудничать с блогерами, несмотря на завышенные цены по сравнению с рекламой других брендов. Его компания предоставляет рекламу для брендов у таких блогеров, как Николай Соболев, Марьяна Ро, Дмитрий Масленников и дизайнер Артемий Лебедев.

Есть множество разных каналов, которые так или иначе сотрудничают с алкогольными брендами. На алкоголь цену повышают в два-три раза или выше, тут всё зависит от блогера. Претензии прилетают крайне редко, а если и прилетают, то решаются небольшим штрафом. Этот штраф с лёгкостью перекрывается суммой контракта, особенно учитывая, что на алкогольную продукцию действует повышающий коэффициент.

В большинстве своём реклама алкогольной продукции довольна нативна, без прямой агитации к употреблению. Чаще всего это реклама даже не самой продукции, а каких-то мероприятий или акций, связанных с ними (например, Martini Racing).

Ярослав Андреев, основатель WildJam

В одном из своих выступлений создатели YouTube-канала «КликКлак» рассказывали о сотрудничестве с брендом William Lawson’s: «Их [заказчиков] не интересовали обычные рекламные интеграции с ссылкой в описании или мелькающим логотипом в экране. Они хотели, чтобы через визуальный ряд передали ценности компании: студия была в фирменных цветах бренда».

Агентство «Авторские медиа», которое сотрудничает с Ильёй Варламовым, Денисом Косяковым, Дашей Козловской, Сталингулагом и другими блогерами, рассказывает, что ФАС только сейчас взялся за контроль рекламы на YouTube.

Раньше ФАС не трогал YouTube и считал просто складом видео, а сейчас вплотную взялся, что грозит проблемами тем, кто рекламирует что-либо запрещённое законом о рекламе, в том числе алкоголь.

Крайне тяжело установить рекламораспространителя, так как Google не даёт информацию о каналах, в том числе верифицированных, поэтому ФАС пытается косвенными признаками (например, ссылками на личные сайты, участие блоггера в кадре) признать нарушение.

В зависимости от того, как на это отреагирует судебная практика, будут понятны и перспективы всей подобной рекламы в YouTube.

Екатерина Патюлина и Игорь Пархачёв, «Авторские медиа»

По словам основателя «Авторских медиа» Екатерины Патюлиной, при возникновении претензий агентство будет решать любые возникающие вопросы с ФАС в установленном законом порядке.

Команда YouTube-канала «Редакция» Пивоварова также планирует вместе с юристами урегулировать ситуацию согласно законодательству.

1616
22 комментария

рекламу казино и ставок бы лучше проверили, хотя о чём это я, они же их вероятно крышуют...

7

С юридической точки зрения, равнозначна ли реклама алкоголя у Алексея Пивоварова рекламе алкоголя у Райана Рейнольдса (джин Aviation)? Может ли Алексей Пивоваров, став резидентом другой страны, выйти из-под юрисдикции ФАС? Если нет, значит ли это, что YouTube и прочие видео-сервисы должны блокировать все ролики с рекламой алкоголя (в том числе на других языках) по требованию ФАС?

3

"По закону «О рекламе» может считаться рекламой информация, которая:

Адресована неопределённому кругу лиц."

А если блогер в ролике перед рекламой алкоголя скажет "эта информация для Иванова Ивана Ивановича", так будет считаться рекламой?

3

Нужно будет доказать что помимо Иван Ивановича видало ещё 100500 кмк несложно, так что блогеры обречены,😭

2

если видео не закрыто от просмотра неограниченного круга лиц а доступно только по уникальной ссылке, то все будет ровно. если оно открытое то конечно это реклама, что бы он не сказал.

2

Если видео посмотрит только Иванов Иван Иванович, то тогда ок. Но если ещё кто-то, то не ок)

Не стоит трактовать законодательство "как в кино", это, как правило, заканчивается не в пользу трактующего))

инициатива збс конечно, учитывая сколько несовершеннолетних пасется в ютубе, но могли бы и на телеке навести порядок. а то все засрано рекламой безалкогольного пива и все делают вид, что в домике. тогда как водочников заставили перестать придуриваться рекламой "минеральной воды "флагман" и тп уловками. еще кто бы мне объяснил почему безалкогольное пиво попадает под ограничения покупки после 22 часов вместе с обычным пивом. по идее эта моча должна стоять отдельной выкладкой для всех желающих 24 часа в сутки.

3