Гиперфокус: как установить фокус на важном и не распылять внимание. ТОП-4 лайфхака

Гиперфокус: как установить фокус на важном и не распылять внимание.  ТОП-4 лайфхака

В этой статье я хочу рассказать о том, как я использую состояние гиперфокуса для работы над важными проектами и какие неочевидные инструменты мне в этом помогают. Гиперфокус – это способность полностью сконцентрировать свое внимание на конкретной задаче, глубоко погрузиться в ее решение, не отвлекаясь на посторонние факторы. Этот метод гораздо эффективнее многозадачности и позволяет выполнять важные задания максимально качественно.

Чтобы лучше понять, что я имею в виду, приведем метафору. Представьте комнату, которая завалена вещами от пола до потолка. Где-то в этой груде хлама лежит ваш паспорт, который вам срочно нужно найти, потому что вы опаздываете в аэропорт. Как бы сильно вы не думали о паспорте, он не появится перед вами как по волшебству, – придется разгребать завалы. В жизни точно также: каждый день нам нужно решать множество вопросов, какие-то из них горят по срокам, а простая рекомендация «дай фокус важному» чаще парализует, чем придает сил действовать.

Прежде чем стараться сфокусироваться на важном, необходимо заглушить «пчелиный рой» в своей голове, понять, какие дела более приоритетны, на какие нужно потратить больше всего времени и внимания. Иначе фокус будет постоянно смещаться, и полностью сосредоточиться не получится. Вот несколько советов, которые помогут вам структурировать задачи и правильно распределить внимание:

1. Выписывайте на бумагу

Если я понимаю, что моя голова уже не выдерживает нагрузки от бесконечного перечисления задач, я выгружаю все мысли, которые крутятся в голове, на бумагу. Именно на бумагу, а не в телефон, электронные заметки, эксель или куда-то еще. Для меня важно увидеть все то, что приходилось держать в уме, на физическом носителе – листе А4. Это помогает мне визуально оценить «комнату с вещами» и понять, за что следует взяться в первую очередь, а что можно отложить на потом.

2. Определите приоритеты

Когда вы наконец выгрузили из головы все то, что в ней было, самое время разобраться, что конкретно и в каком порядке вам предстоит сделать. Есть масса техник, связанных с приоритизацией, которые вы можете найти в интернете: например, матрица Эйзенхауэра или GTD. Я лично считаю, что самый действенный способ структурировать задачи по значимости – это задать себе следующие вопросы:

  • Куда в целом я иду сейчас: к каким целям, результатам?
  • Когда я хочу прийти туда?
  • Какие из моих текущих задач продвинут меня на этом пути?
  • Что из моих задач способствует отклонению от желанного пути? Могу ли я отказаться от этих задач?

Когда вы понимаете, какие задачи стоят вашего времени и усилий, начинает формироваться «шорт лист», и вы уже действуете из адекватного состояния, не хватаясь за все подряд.

3. Очистите рабочее пространство

Сфокусироваться помогает порядок в физическом пространстве вокруг вас: будь то чистота на рабочем столе, организация бумаг по папкам или полное отсутствие внешних раздражителей. Главное – рабочее пространство должно давать вам возможность войти в состояние гиперфокуса, не отвлекаясь на контекст и предметы вокруг. При этом важно помнить, что каждый человек уникален: кто-то более продуктивно работает в шумном офисе, потому что делает это уже несколько лет и только так может сосредоточиться на задаче, кому-то нужна тотальная тишина; кто-то предпочитает совершенно чистый стол, а кому-то комфортнее выписывать задачи на разноцветные стикеры.

4. Очистите цифровое пространство

Мысль о том, что для продуктивной работы стоит прибраться на рабочем столе знакома большинству из нас, но многие почему-то забывают о том, как важно расхламление цифрового пространства. Часто отвлекающими факторами становятся сообщения от друзей и родственников, ведение переговоров с партнерами, чтение сводки новостей или выставление замечаний к договору, который прислал ваш юрист. Некоторые из этих уведомлений могут казаться важными и требующими немедленного ответа, но поверьте, ваша эффективность увеличится в разы, как только вы включите режим «не беспокоить» и отложите все эти задачи до конца выполнения приоритетной.

Хаотичная многозадачность дает вам ощущение продуктивности, но на деле вы не можете полностью погрузиться в работу и находитесь одновременно «везде» и «нигде». В таком хаосе велик шанс совершить ошибку, разгребать последствия которой будет совсем не просто.

Когда вы научитесь правильно распределять свое внимание и оставаться сосредоточенным, результаты приятно вас удивят: график станет более структурированным, повысится скорость и качество выполнения задач, и вы значительно быстрее будете преодолевать путь до своих целей.

77
реклама
разместить
7 комментариев

Очень крутые рекомендации. На своём опыте скажу, что если придерживаться, то всё будет работать и ты буквально будешь замечать, что ты на полном фокусе

3

Катя, спасибо большое, что поделились своим опытом. Я буквально недавно отловила себя опять на суете из-за количества дел, но простой чек-лист по своим же рекомендациям вернул спокойствие и дела начали делаться, а не копиться.

1

Комментарий недоступен

2

Опыт с отказом от многих приложений тоже был, спасибо, что напоминил об этом. Я склонна мониторить в целом свое "экранное время", если оно начинает расти, сразу понимаю, что это уже не работа, а идет куда-то слив.

Есть классная техника для концентрации - Помодоро, где ты 25 минут работаешь и 5 минут делаешь перерыв. Так появляется больше ответственности, если уж включил таймер)) ну и появляется спокойствие, что потом у тебя точно есть законные 5 минут отвлечься. Есть приложения на телефон, где можно включить фоновую музыку, удобно

1

Юлия, классная техника. Мне нравится идея помодоро, но не нравится ранее навязанный 25минутный промежуток, сейчас буто ее более гибко позиционируют. Потому что объектино не все задачи решаются за этот период времени, а "подходить к снаряду дважды", когда уже фокус удалось настроить как будто не выгодно. Поэтому я бы к этой технике подходила авторски, Х минут работаем, Х/5 - отдыхаем.

1