1 причина, почему Гарри Поттер стал так успешен

И так хорошо продается

1 причина, почему Гарри Поттер стал так успешен

Джоан Роулинг - самый богатый писатель в мире. И своему успеху она обязана серии книг про Гарри Поттера.

Гарри Поттер - мальчик, который заработал. На данный момент количество проданных экземпляров книги более 500 млн., а выручка с проданных книг составляет $7 млрд. В 2020 году первое издание романа «Гарри Поттер и философский камень» было продано за $90 тыс.

«Существуй Гарри на самом деле, он вполне мог бы повторить знаменитую фразу Джона Леннона: "Мы стали популярнее, чем Иисус Христос". Совокупный тираж книг Дж. К. Роулинг сравним только с Библией: по самым скромным оценкам, с жизнеописаниями юного мага ознакомился каждый 50-й житель Земли, и то ли еще будет».

Коммерсантъ» от 17 декабря 2001 года)

И это не говоря о доходах с фильмов, парков развлечений, мерча и всего подобного.

Но почему же Гарри Поттер стал феноменально популярен?

Можно предположить, что "Просто книга про волшебников и волшебство, что-то магическое".

Да, но ли было книг о волшебниках, почему именно эта принесла $7 млрд?

Не единожды до этого выходили книги про попадание в волшебный мир (А. Волков - "Волшебник Изумрудного города", Р. Желязны - "Девять принцев Амбера", В. Губарев - "Королевство кривых зеркал"), про школы волшебства ("Волшебник Земноморья" Урсулы Ле Гуин), но такую популярность завоевал именно Гарри Поттер.

Детям хочется волшебства, чтобы они были волшебниками. Отчасти это правда, но это далеко не всё.

Мы будем рассматривать именно успех первой книги, ведь остальные уже продавались на волне популярности первой, по проторенной дорожке. Хотя нельзя отрицать, что они развили успех первой книги еще больше.

Причем, первая книга тоже не идеальна - например, в первой главе мы видим стиль повествования начинающего автора. Но для той целевой аудитории, на которую писала Роулинг, это даже не плохо.

Кто ЦА?

Гарри Поттер написан для подростков, для читателей среднего школьного возраста. По итогу его читают люди разного возраста без ограничений - выпустили даже специальное издание Гарри Поттера в суровых черных обложках, чтобы важные взрослые мужчины могли без стеснения читать Гарри Поттера в общественном транспорте :)

Но рассматривать мы будем все же основную целевую аудиторию - подростков.

Попадание в целевую аудиторию

Если вспомнить сюжет, вначале Гарри не подозревал, что он волшебник (еще и самый главный, избранный из волшебников!) до того, пока ему не начали приходить письма из Хогвартса.

Что еще более существенно - Гарри рос в семье, где его не понимали и сурово воспитывали. Дядя с тетей сурово с ним обращались, сравнивали с их родным сыном Дадли (считайте, братом Гарри), не принимали во внимание его мнение.

  • Это было очень частой ситуацией в семьях Англии в то время (да и в мире в целом). Великобритания в XX веке пережила очень непростые времена, что сказалось на положении детей и их "жесткого" воспитания.

Тут мы понемногу начинаем прослеживать, как ребенка могла цеплять подобная история.

Вот представьте, сидите вы, грустные, взрослые вас обижают и не слушают, вы мечтаете, чтобы это все закончилось...

А потом, вы находите книгу, в которой рассказана будто бы ваша история, показана ваша обычная жизнь. И вы видите, как Гарри получает письмо из Хогвартса и попадает в магический мир. Это дает надежду. Вы мечтаете о том, чтобы тоже ничего не подозревать, а затем попасть в волшебный мир и уйти от своих расстройств и проблем. А книга доносит, что это возможно!

(Кто из нашего поколения в детстве не мечтал получить письмо из Хогвартса?)

Понимаете, насколько шикарное попадание в целевую аудиторию? Как дети могли увидеть в Гарри Поттере себя, свои боли и сложности, а еще и получить надежду на выход из них.

А что еще?

Ну и конечно, атмосфера и приключения.

В книге показана школа - место, знакомое и близкое каждому. Для подростков это то место, где они бывают каждый день и наиболее понимают. Для взрослых людей это давно знакомое место, где появились первые друзья, первые враги, первая любовь.

Пример других произведений о школе чётко показывает, что это практически беспроигрышный вариант (Н. Носов - "Витя Малеев в школе и дома", Д. Сэлинджер - "Над пропастью во ржи", "Большая перемена", "Весна на Заречной улице").

А здесь это не просто скучная и обычная школа (как обычно видят подростки), а школа с кучей загадок, живыми портретами, движущимися лестницами, опасным Запретным лесом, мантиями, увлекательным квиддичем и так далее. А еще, это интернат, где можно жить и проводить время с друзьями без надзора и контроля взрослых! (на который зачастую жалуются подростки)

Ну и кто не хотел бы оказаться там, а не в наших скучных школах?

И еще несколько мелочей кроме интересного сторителлинга, которые "продавали" это историю аудитории и побуждали рекламировать ее друзьям.

Какой итог

По факту, книга - это продукт. Это продукт, который имеет свою целевую аудиторию, и который нужно продавать (издательства согласятся с этим утверждением).

И идею читать тоже нужно продать. А Гарри Поттер сделал это идеально за счет "обычной жизни Гарри" и введения в первых главах, где многие подростки могли увидеть себя самих.

Успех продажи книги, как и любого другого продукта, зависит в первую очередь от попадания в целевую аудиторию, в ее боли и видение мира.

И симпатию у аудитории вызывают те истории, которые покажут ей, что вы "в одной стае", что вы понимаете и видите друг друга.

~ Directed by Olga Epanchintseva ~

Как проанализировать свою ЦА -> Переходите в канал! Там я оставила инструмент для эффективного исследования своей аудитории через историю: https://t.me/academya_istoriy 🎁

22
3 комментария

Да, но ли было книг о волшебниках, почему именно эта принесла $7 млрд?Требуется пояснительная бригада

Надо прочесть книгу
Благодарю за статью

Прочел книги уже в более старшем возрасте, но все равно было интересно так же как и фильм смотреть в детстве