Авторский перевод “The Ethical Design Handbook”

Просмотрела книгу про манипуляционный дизайн и темные паттерны. Сейчас я вам расскажу, какими они были 5 лет назад.

Предисловие от меня

Возможно, в 2018–20 это было на пике, не помню своего поведения на всякие манипуляционные “купи сейчас!” и “10 чел просматривают”. Но сейчас такие пуши и уведомления настолько фоново идут для моих глаз, что не вызывают страха упущенной возможности (цены или места).

Однако стоит отметить значительную прогрессию этих механик за последние несколько лет, что перевод ниже может показаться очевидным и скучным.

Манипуляционный дизайн

На нас постоянно обрушивается волны уведомлений, которые пытаются убедить нас в чем-то, заставить купить или сделать что-то. Большинство этих сообщений были созданы с определенным намерением. Задизайнено это так, чтобы механизмы манипулировали людьми и мотивацией нажать на бронирование, покупку, регистрацию или совершить какое-то другое выгодное “действие” для сайта, на который вы зашли.

Манипуляция раз: Доверие

Первое, с чего начинается сайт (будем говорить на примере сайта для простоты, а так подставляйте любой цифровой продукт), когда мы на него зашли — завоевать наше доверие. Потому что, как только мы ему доверимся, мы с большей вероятностью поделимся кукис и личными данными, закажем или купим.

Доверие можно установить через свою популярность и узнаваемость бренда, рекомендации.

> Популярность

Свою популярность некоторые сайты отрабатывают фразами типа “1 триллион клиентов доверили дела нам”, “лучший в мире и на дне океана”, у которых часто не хватает приписки “потому что мы сами так решили”, или “100 человек только что просмотрели это объявление”.

> Экспертность

Доказывая, что сайт шарит в своей теме, через блог или другой контент, он подымает себя в поиске вверх. А это уже большой шаг — теперь это сайт-эксперт в своей области, который не лежит на пыльных полках SEO, а значит, мы быстрее доверимся.

Манипуляция два: Срочность

Как только доверие установлено, некоторые сайты давят на срочность и активно призывают к действию. Чувство срочности, а это почти равно стресс, уменьшает нашу способность адекватно размышлять в моменте и подталкивает нас к импульсивным действиям.

“Купи сейчас!”, “Поторопись!”, “Последний в наличии!” и что угодно еще, часто используемое в призывах к действию, все вызывают чувство срочности. Можно выделить три основные тактики, которые создают чувство срочности.

> Дефицит

Дефицит может быть реальным или вымышленным. Но такие уведомления добавляют, чтобы подсветить ограниченное количество искомого, от номера в отеле до футболки. Чувство дефицита приводит к чувству страха упустить эту возможность или выгоду, что и побуждает нас действовать импульсивно.

Чаще всего подталкивающие сообщения в стиле “осталось всего 2 шт” и “80% отелей на ваши даты уже раскуплены” используются на больших сайтах бронирования или магазина. Хотя бы потому что на мелких (с небольшим оборотом) компаний такие вкидыши выглядели бы сомнительно и градус доверия уходил бы в минус.

> Страх потери

Это чувство часто затрагивается в ценообразовании при продажах. Когда на нас давят таймером с обратным отсчётом или фразами что-то в духе “скидка только в течение 2 часов”.

Чтобы показать какой высокий спрос на сайте, нам дают ~5–20 минут после того как мы закинули предметы в корзину, чтобы завершить покупку, потому что после предметы могут разобрать.

Спасибо, что прочитали отрывок из книги “The Ethical Design Handbook”.

Как бонус, нашла 3 этических флоу от автора книги, которые можете забрать из моего Телеграм канала.

22
2 комментария

спасибо канеш за перевод, но вам не странно было переводить и своими руками добавлять приписку в начале "это все устарело и уже не работает"? смысл в чем?

Ответить

⁣Чтобы сравнить, как все быстро прогрессирует :)

Ответить