Как найти ко-фаундера и не убить друг друга за полгода работы

Привет!

Меня зовут Максим, я ко-фаундер сервиса для AI-ретуши фотографий в е-коммерсе picturino.ai 🙌
CTO и отец-основатель проекта Джамиль, с которым мы «нашли друг друга» уже после запуска MVP.

Кажется, один из первых звонков-знакомств
Кажется, один из первых звонков-знакомств

«Нашли друг друга» в комментариях под постом в канале Ани Булдаковой и решили дальше развивать продукт вместе.

Под этим же постом было о-о-огромное количество сообщений от других фаундеров, с которыми я тоже успел познакомиться, с которыми мы искали точки соприкосновения и просто обсуждали свои идеи.

Плюс у меня уже был опыт ко-фаундерства, и в целом, я на стороне тех, кто считает, что две головы лучше, чем одна.

Поэтому я решил собрать топ советов из моего опыта и из других статей, как найти человека, с которым вам будет комфортно работать вместе над одним продуктом и не убить друг друга после «медового месяца».

  • Ищите человека, который не только поддержит вашу идею (или вы его), но и закроет в проекте те области, где у вас нет опыта или навыков.

    Чаще всего все сразу начинают искать продакта, если вы CTO или наоборот CTO, если вы продакт / дизайнер / кто угодно.

    Как по мне, то связка технический специалист + продакт — наиболее выигрышная, но не единственно возможная.
    Такую комбинацию чаще всего выбирают просто из-за того, что денег на разработку нет (или не готовы тратить), а на словах вашу идею не покупают.

    И все забывают, что чаще всего MVP можно собрать за 100-300к рублей (что на двоих или больше фаундеров поделить уже не так дорого), но еще чаще всем кажется, что MVP — это работающий код, хотя на самом деле это продукт, за который готовы заплатить, даже если вы просто продаете «фантазию» о будущем продукте с большими скидками за раннее участие.

  • Никогда не делите долю 50% на 50%

    На грабли «всем по равному кусочку» я натыкался и сам. Это изначально проигрышная стратегия.

    Во первых, в бизнесе всегда должен быть человек, у которого есть решающее слово. Это поможет в сложных ситуациях (а они непременно будут), например, когда вы не можете договориться о стратегическом видении, а все аргументы у сторон уже закончились.
    Если у каждого будет равный голос, то это ничем не закончится, кроме ультиматумов, споров до хрипоты в голосе, ссор и «разводе».

    Во вторых, на первых порах каждый будет вкладываться по максимуму и ответственность будет распределяться примерно так: ну че там, ты кодишь, я продаю. По мере роста продукта новые зоны ответственности будут только добавляться, распределять их строго поровну не получится, а отдавать свой кусочек доли другому уже никто не захочет.

  • Относитесь к поиску ко-фаундера примерно так же, как бы вы выбирали себе жену

    Кроме того, что она умеет вкусно готовить, классно выглядит, а в постели вообще «кошечка», вам должно быть с ней комфортно и классно проводить время.

    Если у вас все получится, то вам придется проводить друг с другом огромное количество времени и после «медового месяца», когда первый азарт пройдет, а сложных ситуаций будет становиться все больше, это сыграет ключевую роль.

  • Начните с малого

    Не нужно в первый день знакомства начинать делить доли, открывать ООО или клясться друг другу в любви до гроба.
    Возьмите маленькую задачу, которую вы можете вместе сделать за 1-2 месяца (а лучше 1-2 недели) и без лишней бюрократии просто начните ее делать, чтобы посмотреть друг на друга в процессе работы.

    Не бойтесь, что ваша работа может быть сделана зря или что ваши великие интеллектуальные труды достанутся другому.
    То, что вы узнаете о человеке — гораздо важнее и поможет вам как можно раньше понять, сможете ли вы сработаться. Лучше раньше, как можно раньше.

  • Заключите «пацанское» соглашение

    Итак, вы уже успели поработать вместе, поняли, что вам комфортно и кажется у вас случился тот самый мэтч. Вернитесь к пункту 2.

    Определите и на бумаге зафиксируйте зоны ответственности, доли, условия выхода из проекта, если кто-то захочет, денежные вложения в проект и другие щепетильные, но важные бюрократические вопросы.

    Не обязательно сразу бежать к нотариусу или открывать ООО. Важно, чтобы вы проговорили и зафиксировали ваши договоренности на бумаге.

    Она может не иметь большой юридической силы, но у вас будет артефакт, к которому вы всегда можете вернуться.
    Помните, что о таких вещах проще договориться на берегу, до момента, когда у вас возникнут первые споры.

    Сейчас вы отнесетесь к этому, как к простой формальности, а во время конфликта каждый из вас будет до последнего биться за свою правду.


    И напоследок, мой опыт, когда я нарушил почти каждый из перечисленных пунктов, привел к ситуации, когда за несколько часов до питча перед потенциальными инвесторами, мы с командой до хрипоты в голосе не могли договориться о том, давать ли в конце ссылку на полусырой продукт или нет.
    Вплоть до «или делайте так, как я хочу, или я выхожу из проекта».

    Не повторяйте моих ошибок и делитесь в комментариях вашим неудачным опытом ко-фаундерства, если он был 🙃
66
2 комментария

Мы с co-founder знакомы уже 15 лет. 8 из них ведем бизнес. И у нас 50 на 50. Хоть на каждом углу говорят что так нельзя, наш пример показывает, что можно. Но важно понимать, что этот кейс работает, когда оба фаундера понимают, что все поровну: день и ответственность. прибыль и убытки. Если один будет работать меньше - оба заработают меньше. По этому и пашем оба, чтобы меряться кто круче не в долях а в результате. Но в целом со всем согласен)

4
Ответить

Интересно, как вы поделили зоны ответственности. Ровно поровну? 🤔

Ответить