IRIS: микромодульная, недешевая, своя

Пять лет назад компания «Ренессанс страхование» занялась разработкой собственной информационной системы, которая смогла сократить срок запуска новых продуктов с 3 месяцев до 3 недель, избавиться от наследия десятка различных информационных систем и в итоге снизить операционные расходы. Как это удалось сделать, какие были риски и ошибки, рассказывает Алия Валиуллина, вице-президент компании, курировавшая запуск проекта еще в роли руководителя направления онлайн-продаж.

<p>Алия Валиуллина глазами нейросети Кандинский</p>

Алия Валиуллина глазами нейросети Кандинский

Свое решение

IRIS (расшифровывается как Innovative Renaissance Insurance System — инновационная система «Ренессанс страхование») — это микромодульная система, которая охватывает два уровня управления в любой страховой компании. Первый — это взаимодействие с внешним миром: клиентами, партнерами, агентами, брокерами. Второй уровень — работа внутри компании. К нему относятся такие процессы, как скоринг, тарификация, расчет спецпредложений, коммуникации с клиентом.

IRIS представляет собой множество модулей, каждый из которых отвечает за отдельный участок процесса. Например, модуль расчета определяет стоимость страховки. Модуль управления скидками позволяет продавцу включить то или иное специальное предложение. Модуль API позволяет нашим партнерам подключаться к нашим системам и получать доступ к нашим продуктам.

Команды разработчиков разделены по этим модулям, и приоритеты у каждой команды свои. Это важное преимущество модульной структуры: несколько команд могут работать с одним и тем же приложением и при этом друг другу не мешать. Большой процесс страхования разбит на такие маленькие части, чтобы можно было эффективнее с ними работать, — любой модуль можно дорабатывать отдельно от остальных, параллельно с остальными. Кроме того, из модулей можно быстро собирать новые процессы. Допустим, для какого-либо партнера нужна продажа особенного продукта каско. Для такого партнера дорабатывается модуль расчета, берется готовый модуль API для подключения и, допустим, готовый модуль доставки. Это позволяет быстро собрать любой процесс.

Сегодня IRIS применяется почти для всех продуктов физлиц и для некоторых решений, ориентированных на юридические лица. Исключения — сложные нестандартные продукты юрлиц, например добровольное медицинское страхование.

Как была создана собственная система

Перед стартом разработки мы провели большое исследование. Посмотрели решения рынка и оценили стоимость их внедрения. С одной стороны, кажется, что готовый IT-продукт — это просто: его нужно лишь установить, и он будет работать. Но это верно скорее для компаний — новичков на рынке, у которых еще нет собранного большого массива данных о клиентах.

За годы существования «Ренессанс страхования» к нам в рамках M&A присоединялось несколько компаний со своими информационными системами, а под некоторые продукты были созданы собственные решения. Часто процессы в них не были описаны — просто это не было принято в те времена, когда их разрабатывали. Поэтому любое серьезное изменение в какой-то одной системе могло привести к неделям баг-фиксинга. Первоначальная доработка готового решения в такой ситуации была бы очень долгой и дорогой. Кроме того, высока зависимость от скорости и стоимости доработок на стороне партнера, не говоря уже о зарубежных вендорах, которые могут покинуть российский рынок.

По сравнению с покупкой готового продукта собственное решение может выглядеть сложнее и дороже. Но в перспективе трех лет использования системы собственная разработка оказывается выгоднее.

Продавать систему целиком мы не планируем, это наше ноу-хау. Хотя, возможно, будет идти речь о продаже каких-то модулей, например API или доставки.

Ошибки и сложности

Мы набили очень много шишек на первом этапе запуска системы. Систему мы начали разрабатывать с одного из самых простых продуктов — страхования выезжающих за рубеж. Сначала все шло хорошо: мы внедрили систему, и она заработала идеально.

Затем начали выводить ее на другие, более крупные продукты, по приоритетам — сначала самые массовые и прибыльные. Но оказалось, что они настолько кардинально отличаются от страховок путешественников, что потребовалось внести огромное количество доработок, на которые мы не рассчитывали.

Сейчас понимаем, что нам стоило начать со сложного и комплексного продукта. В таком случае последующие доработки заняли бы меньше времени.

Мы переводили наших клиентов на IRIS постепенно, чтобы протестировать систему и избежать возможных технических проблем. Если они возникали, подключалась старая, резервная система. Часть команды продолжала поддерживать старую программу, чтобы в случае неполадок была возможность быстро переключить всех обратно.

Выгода для клиента

Опишу, как теперь выглядит процесс покупки полиса каско на сайте нашей компании. Автовладелец на нашем сайте или сайте партнера вводит номер автомобиля. Система начинает рассчитывать стоимость страховки и просит ввести дополнительные данные: например, состоит ли клиент в браке, сколько у него детей и так далее. Для определения персонального тарифа система задействует несколько модулей: расчет, скоринг, данные клиента — если он уже у нас страховался, система уточнит, знаем ли мы что-то про этого клиента. Система определит, из какого источника пришел клиент, есть ли у него какие-то специальные скидки или условия и так далее.

Когда конечная цена озвучена, клиент может согласиться с ней или скорректировать ее. После предоставления системе необходимых документов он переходит к оплате. Включается в работу блок оплаты, а затем — и доставки. Все это делается без участия менеджера.

При оформлении полисов каско в 99% случаев помощь сотрудника не требуется. Клиент оформляется самостоятельно, оплачивает и получает полис. Оставшийся 1% — это нестандартные ситуации. В таких случаях в системе срабатывает триггер «подключить сотрудника». Он видит этот сигнал в своем интерфейсе, разбирается с вопросом и помогает оформить полис клиенту.

В других наших продуктах (например, страхование ипотеки) помощь живого сотрудника требуется чаще, допустим, при каких-то специфических моментах в документах на право собственности на квартиру. Но и в них сейчас 80–90% процессов покупки полиса проходит автоматически на нашем сайте.

Своя цена для каждого

При расчете стоимости страхования система ориентируется в первую очередь на данные, которые вводит клиент. Но помимо них есть еще несколько важных показателей. К примеру, если человек уже являлся нашим клиентом, то система сразу рассчитает ему персональную цену. Она учтет, какими продуктами он пользовался и какой доход уже принес компании. Та же схема определения итоговой стоимости действует и у партнеров «Ренессанс страхования», которые на своих ресурсах предлагают наши страховые продукты: это, например, «Яндекс», МТС, «Сравни», «Финуслуги» и другие.

IRIS выдает тариф клиентам-физлицам практически моментально — за несколько секунд. После запуска IRIS скорость загрузки нашего сайта уменьшилась с 10 до 3 секунд.

Соответственно, пропорционально сократилась и загрузка каждого шага. Система может одновременно выполнять несколько операций: изучать документы, обращаться к разным модулям и выдавать решение.

Работать быстрее, продавать выгоднее

IRIS позволяет нам быстрее дорабатывать продукты, тестировать и выпускать их на рынок. Прежде от появления идеи продукта до момента запуска могло пройти 3–4 месяца. Мы начинали разработку в мае, чтобы к сентябрю что-то успеть. И всей компанией молились, чтобы ничего не сломалось, — иначе придется тратить время на исправление недочетов.

Сейчас средняя скорость запуска нового продукта сократилась до 3 недель. А при доработке существующего предложения укладываемся в стандартный спринт — 2 недели. При этом мы планируем и дальше сокращать сроки разработки.

Это влияет на конечную стоимость страховых полисов. Чем дешевле обходится разработка, тем дешевле наши продукты.

Улучшения постоянны

Мы будем продолжать дорабатывать систему, чтобы она становилась еще удобнее. Сейчас, например, ведем разработку модуля «онлайн-агент». Это сделает работу с нами более комфортной: в одном пространстве агенты смогут увидеть всю необходимую информацию. Также мы постоянно совершенствуем процесс оформления каско, в течение нескольких месяцев нам предстоит упростить его до трех кликов. В ближайших планах — сделать так, чтобы простые изменения продуктов вроде настройки тарифа могли вносить сами продавцы, без помощи аналитиков или разработчиков.

Важная часть развития проекта IRIS — обучение системы. Например, она «смотрит», как действует клиент во время расчета: как передвигается по сайту, сколько времени проводит на том или ином этапе. На основании такой «тепловой карты» мы адаптируем свои интерфейсы и улучшаем скоринг. Каждый новый клиент делает систему умнее.

Если говорить о конкретных сроках, то в 2024 году мы планируем развернуть IRIS на весь бизнес нашей компании и добавить туда абсолютно все наши продукты. А к середине 2025 года IRIS станет нашей единственной главной системой.

66
9 комментариев

Интересный очень кейс

1
Ответить

к нам в рамках M&A присоединялось несколько компаний со своими информационными системами, а под некоторые продукты были созданы собственные решения.

К компаниям из каких сфер подходят такие системы? С чем можно интегрировать?)

Ответить

Теоретически к любым. Вопрос только в наборе модулей, которые необходимы для того или иного бизнеса. Интегрируемся мы через API с любыми партнерами.

Ответить

Очень круто и название красивое👏🏼
Я оценила, когда делала полис выезжающих, как все четко, быстро, без волокиты и лишнего общения с операторами

Ответить

Спасибо)

Ответить

Впечатляет, а количество сотрудников не сократилось? По ощущениям система сняла кучу задач с менеджеров

Ответить

Так и есть. Это как раз позволило нам увеличить объем прибыли на одного сотрудника. Грубо говоря для того чтобы заработать миллион раньше нужно было 10 сотрудников, а теперь 5.

Ответить