Реальная стоимость Customer Development

Мнение основателя и руководителя агентства MarketQualResearch Юлии Жилкиной.

Реальная стоимость Customer Development

Во время одной из встреч с потенциальным клиентом меня вдруг посетил интересный инсайт о том, что популярный нынче Customer Development по сути своей является далеко не таким дешевым мероприятием, как о нем принято думать. Сначала (признаюсь честно, не без опасений) я написала об этом в Facebook и Instagram – и, на удивление, критики особой не получила. Даже так: вдруг оказалось, что согласных немало.

Так что пришла идея поделиться этим уже в формате статьи и изложить свои аргументы более подробно. Итак, идем по порядку:

1. Customer Development почему-то принято считать «бесплатным»/ «практически ничего не стоящим».

Такое искажение неудивительно: проводят его целиком и полностью собственные сотрудники in-house, а вознаграждение респондентам предусмотрено далеко не всегда. Вот только одно «но»: время сотрудников оплачивается компанией – и не только в виде зарплат, но и всевозможных дополнительных бонусов. И да, задействовать сотрудников на кастдев таки будет стоить нам денег. В размере не менее чем ¼ от зарплаты каждого сотрудника, вознаграждения респондентам (если оно предусмотрено) и ¼ уплаченных за месяц работы налогов и бонусов.

Кстати, какие-то статьи расходов тут я могла забыть – и тогда стоимость кастдева станет еще больше.

2. В связи с относительной «бесплатностью» Customer Development и отношение к проведению часто оставляет желать лучшего.

Страдают в итоге все этапы: сначала толком не прописываются вопросы (пол-листочка в Word уж точно не про это!), потом респонденты подбираются по непродуманным критериям, а вопросы им задаются как попало (мы же помним – они не особо прописаны). А все это является следствием убеждения: «Ой, если вдруг нам кто-то не подошел или не все спросили, ничего страшного – найдем еще несколько дополнительных человек, это ведь нам ничего не стоит». Ну, да, ничего не стоит. Кроме увеличения времени проведения и, как следствие, затрат из первого пункта. Часто после такого кастдева, по-хорошему, требуется еще один кастдев – то есть фактические затраты возрастают вдвое.

3. Кастдев касается лишь очень точечных и конкретных вещей.

Да, задавать конкретные вопросы важно. Вот только не ими одними должен довольствоваться настоящий исследователь. Если же это так, то фактический объем полученной в рамках кастдева информации весьма мал. А значит, сравнивать его с полноценным исследованием (в том числе по стоимости) – сомнительная вещь. Просто потому, что одно грамотно проведенное исследование легко и непринужденно заменяет 5-10 подобных кастдевов. И это еще при условии их качественного проведения думающим человеком (что вообще встречается не всегда).

Согласитесь, кастдев уже перестает быть «экономией финансов»?

4. Customer Development практически никогда не предполагает отчет и детальный анализ.

И снова: 2 листа в Word с краткими выводами не могут называться «отчетом и детальным анализом». А большего кастдев и не предполагает – мы ведь решаем им лишь точечные вопросы.

Это в свою очередь ведет к тому, что мы еще больше сокращаем количество полученной в рамках кастдева информации – просто потому, что фиксируем «лишь основное». И, кстати, лишаем себя возможности вернуться и вспомнить «что же там говорили вот про этот незначительный тогда нюанс». Потому что возвращаться не к чему: полноценный отчет мы не писали.

5. Уровень квалификации исследователей почти всегда оставляет желать лучшего.

Да, это та область, которой надо учиться. Долго, мучительно, нудно. Нет, «просто проведение интервью» не сделает Вас экспертом. Вы лишь научитесь не бояться их, но при отсутствии качественного руководства будете успешно множить плохо проведенные кастдевы. В том числе, кстати, потому что грамотно проведенный кастдев – это не только интервью, но и качественный анализ. А им заниматься при кастдеве не принято

Ну, и отвечу на пару возражений, которые также часто слышу от апологетов Customer Development.

1. «Агентство не понимает специфики нашего бизнеса».

Во-первых, хороший думающий исследователь всегда сможет понять специфику вашего «такого сложного» бизнеса в той мере, которая поможет ему качественно провести исследование. Во-вторых, поверьте, здесь куда важнее уметь грамотно выстроить процесс – все остальное можно решить хорошими вопросами к команде и совместной работой с ней же.

2. «Продакт должен видеть своих пользователей».

Да, должен. И традиционно это всегда решалось присутствием клиентов на проводимых фокус-группах/ глубинных интервью. Тут и на пользователей всегда посмотреть можно, и проведено все будет четко и грамотно, и времени потребует в разы меньше (мы же помним про замену 5-10 кастдевов и отсутствие необходимости организовывать все и писать отчеты).

В заключение. Нет, я не призываю раз и навсегда отказаться от проведения Customer Development. Как ни крути, это все равно движение навстречу своему потребителю – и это прекрасно. Но если можно выбирать, то подумать (и посчитать все!) стоит несколько раз.

66
11 комментариев

про проблему неправильной интерпретации ответов клиентов, которые всегда честно врут из-за нерациональности своего поведения уже написали?
Тема ложных инсайтов, которые появляются из-за неправильных исследований важная. Только одна проблема - нет простого решения.
Потому что сейчас хорошее исследование - это уже наука. Поведенческой экспертизы в командах нет (еще и не в каждом агенстве есть), а быстрые и дешевые результаты людям все равно нужны. Не всегда есть банально деньги на то, чтобы хорошо и правильно все сделать.

Поэтому даже те, кто все понимают, оказываются перед выбором: либо никакого исследования, либо плохое.

1
Ответить

Да, проблема с интерпретацией есть всегда, конечно. Тут полностью согласна! И это то, чему быстро не обучиться: только проведением большого количества исследований, их разбором, проработкой и пр.


Про деньги тоже соглашусь - для стартапов это проблема. Но мне кажется бОльшей проблемой отсутствие понимания, что это сложно и делается все некачественно => потенциально это вряд ли будет экономия при условии дальнейшего вложения денег в неверную/ некорректную идею.
+ с хорошим исследованием можно потом долго работать, возвращаться к нему.
+ окей, в ситуации ограниченности бюджета можно привлечь консультанта, который поможет/ направит, чтобы это было проведено более корректно. К слову, здесь я лично вижу проблему в том, что стоимость подобных консультаций в любом случае не может быть низкой: магическим образом снижение цены ведет к тому, что к таким консультациям прислушиваются в разы меньше. Парадокс=))

1
Ответить

Прежде всего для проведения интервью нужно найти того, что будет вопросы задавать. В идеале это должен быть опытный психолог (спец по качественным методам исследования), разбирающийся в продуктовой области (домен).

Теперь о том, как это работает практике. Понятное дело, никто специалистов не ищет, выделяют в конторе какого-то "крайнего" типка (PM, PdM, аналитик), дают ему почитать "Спроси маму" и потом вперед в "поля". Типок в процессе насасывает из пальца ценных (нет) инсайтов и загружает команду разрабов на ближайшие полгода-год.

Что будет потом часто зависит от показателей продукта за эти полгода. Если вопреки взятых из космоса инсайтам и гипотезам, продукт показывает рост, новоявленный специалист по кастдеву, начинает считать себя гуру в этом деле - пишет книгу, разрабатывает тренинг, выступает на митапах и т.п. Если продукт не перформит как надо - тут возможны варианты, всё зависит от скиллов по отмазыванию себя и переводу стрелок.

1
Ответить

Мне тоже кажется, что работает как-то похожим образом...
К слову книга "Спроси маму" мне очень нравится - она действительно классная. Проблема в том, что ее надо на молекулы раскладывать, чтобы люди понимали, сколько там инсайтов и нюансов - и потом тыкать носом, когда во время кастдева они косячат. Иначе приходим к тому, что "мы книгу прочитали, нам все понятно" - но по книге из прочитавших работает никто.

Ответить

кастдев - новый блокчейн ))))

1
Ответить

Есть такое=))))

Ответить

Тут надо понимать стоимость услуг агентства.
Зачастую CustDev применяют молодые люди, которые хотят построить старта-единорог. Прямо сразу. Потому что инфопространство заполнено историями об успешных молодых миллионерах, бросившиз университет.

1
Ответить