Возврат денег за онлайн-курсы

Возможно, вы слышали о недавнем решении суда, которое подтвердило возможность возврата денег за онлайн-курсы, даже если оферта на сайте не разрешает такой возврат. Все юридические каналы подняли шум, считая это концом, а блогеры в особенности огорчились.

Базовые правила, когда произвести возврат вас действительно могут обязать:

  1. Возврат потребовали до начала обучения/предоставления доступа (когда услуга еще не оказана);
  2. Возврат потребовали во время курса за вычетом стоимости уже оказанных услуг и издержек онлайн-школы. Крайне важно, чтобы в оферте было четко указано, как рассчитывается эта стоимость;
  3. После окончания курса возможен возврат только в случае объективно некачественного обучения.

Как можно подтвердить, что доступ был предоставлен и услуга была оказана:

  • лог-файлы с информацией о входах пользователя на сайт курса;
  • статистика скачиваний материалов и посещений, если пользователь дал согласие на обработку таких данных;
  • переписка с клиентом, в которой содержатся данные для доступа к личному кабинету.

Если вы предоставляете личные консультации пользователю, а не доступ к сайту с курсом, то все просто: консультация фактически проведена, значит вы не обязаны возвращать деньги.

Основные поинты из этого решения в пользу онлайн-курсов:

  • пользователь подал в суд 2,5 года назад, и с тех пор прошло много времени. Грамотные юристы научились составлять оферты, обеспечивающие бОльшую защиту;
  • в оферте этой школы расчет оказанных услуг был связан с днями, в течение которых пользователь имел доступ, а не с другими параметрами;
  • в данном случае оферта была исключена из действия Закона "О защите прав потребителей" некорректно. Поэтому возврат был осуществлен не в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а по Закону "О защите прав потребителей".

Вывод: чтобы не было проблем с необоснованными возвратами важно правильно составить публичную оферту индивидуально, а не скачивать готовые шаблоны или красть у другой школы.

Если нужна консультация пишите в Telegram https://t.me/AlenaBrun

1717
24 комментария

Чтобы не было проблем с возвратами важно не только рекламу привлекательную делать, но и над содержанием работать. А то продают пустышку за кучу денег, а потом скулят, что покупатели не довольны. Думаю, что если курс реально чего-то стоит, то у них таких проблем не будет. А пустышкам велком конечно к юристам, чтобы опу прикрыть :)

9
Ответить

Соглашусь! Но для совсем пустышек даже юристы не всесильны) Для некачественных услуг всегда есть возможность отстоять свое.
Написала в п.3 "После окончания курса возможен возврат только в случае объективно некачественного обучения"

На самом деле зачастую покупатели, наслушавшись тех же блогеров, которые как бы защищают права потребителей, просто хотят получить все и сразу. Прослушал курс — не понравилось лицо ведущей — вернул деньги, еще и моральный вред, судебную защиту и штрафы потребовал. А школа несет убытки.
Поэтому здесь считаю крайне важным отстаивать права малого бизнеса.

1
Ответить

Слишком очевидная мысль

Ответить

По поводу курсовов, если нет внятного плана обучения, то сорян авторам данного курса, и потребитель имеет полное право вернуть деньги за фейкововый курс.

1
Ответить

Клиенты все равно не понимают ничего, что ни отвечай в поддержке, в тебя будут кидать ссылками на это дело и грозить судом :(

1
Ответить

Вот тут согласен полностью, клиенты все равно не понимают...

1
Ответить

Это обычное дело. Для этого нужен грамотно выстроенная стратегия ответов, если необходимо привлеченный юрист.

Ответить