«Тинькофф» и биометрия. Можно ли не смотреть stories и зачем банку согласие клиентов?

Прочитал новость, что «Тинькофф» запросил у клиентов согласие на обработку фотографий для биометрии.Постарался немного разобраться в причинах такого поведения банка.

Форма такого согласия многих удивила (прим. Она была сделана в виде Stories приложения банка), а причины столь внезапного запроса не совсем понятны.

Меня зовут Александр Малютин, я судебный юрист, и моя специализация — банкротство, оспаривание сделок и субсидиарная ответственность руководителей. Мне также нравится разбирать судебную практику, погружаться в правовую теорию и делиться этим в своём ТГ-канале Прочёл в законе.

«Тинькофф» и биометрия. Можно ли не смотреть stories и зачем банку согласие клиентов?

Нормативно-правовое обоснование запроса

Далее немного про закон и о возможных причинах появления Stories. С одной стороны, для кого-то вероятно информация новой не будет. С другой, вдруг кому-то поможет принять решение о том как поступить.

Что обрабатывается и размещается в Единой биометрической системе?

Обрабатываются биометрические персональные данные следующих видов (ч. 4 ст. 3 Закона № 572):

  1. Изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств;

  2. Запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств.

Получается, что это относится к основным видам биометрических данных.

Кроме того, насколько я понимаю, к биометрическим данным также можно отнести (с точки зрения теоритической):

  • Отпечатки пальцев;
  • Отмечаток радужки глаза;
  • Геометрия лица;
  • Особенности ввода текста.

Перечень сведений, которые могут быть отнесены к биометрическим

данным полагаю будет дополняться Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2018 г. № 772.

Что с согласием на предоставление данных?

Предоставление физическими лицами своих биометрических персональных данных не может быть обязательным.

Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание. (ч. 11 – 13 ст. 3 Закона № 572)

Зачем это всё банку?

Рискну предположить, что ответ кроется в ч. 14 ст. 4 Закона № 527

В случае, если в информационных системах организаций финансового рынка в соответствии с федеральными законами собраны биометрические персональные данные, соответствующие всем видам или только одному из видов, размещаемым в единой биометрической системе, размещаемым в единой биометрической системе, организации финансового рынка обязаны разместить такие биометрические персональные данные в единой биометрической системе без получения ими согласия соответствующего субъекта персональных данных на это размещение, а также на их обработку оператором единой биометрической системы

(прим. норма приведена не в полном объеме. Выбрана ключевая, на мой взгляд, мысль).

Таким образом, получается, что если у банка уже есть биометрические данные, то он обязан их разместить в системе. Само согласие клиента на это не нужно.

Зачем же тогда банк разместил Stories?

В соответствии с ч. 15 ст. 4 "Организации не позднее чем за 30 дней до планируемого размещения биометрических персональных данных в единой биометрической системе обязаны уведомить субъекта персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт получения уведомления форме о таком размещении. В случае получения до истечения указанного в настоящей части срока возражения от субъекта персональных данных против размещения его персональных данных в единой биометрической системе такое размещение не осуществляется".

Просто предположение

Рискну предположить, что:

  • Либо у банка есть те данные, которые относятся к биометрическим. А с учетом того, как написан закон, совсем не факт, что фотография не относится к таковым данным;
  • Банк снижает риски и планирует передать в систему всё, что может попадать под виды биометрических данных.

Что если не просмотреть Stories?

Этот вопрос с теоретической точки зрения мне интересен больше всего. Закон устанавливает обязанность уведомить клиента о факте грядущей передаче. Уведомление должно позволять подтвердить факт его получения.

Считается ли факт размещения Stories в приложении банка надлежащим уведомлением? На мой взгляд - это минимум спорно.

С другой стороны, СМИ сделали всё за банк. Новость получила широкое распространение, теперь о намерении передать данные знают даже те, кто не заходил в приложение.

В результате, у меня есть подозрение, что даже если не заходить месяц в приложение банка, не смотреть stories, то это будет рассмотрено как отсутствие возражений. Если рассматривать такой подход, то при отсутствии возражений банк передаст данные в единую систему.

В завершении напомню, что субъект персональных данных вправе обратиться к оператору единой биометрической системы с требованием о блокировании или об уничтожении его биометрических персональных данных.

3
16 комментариев