Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Потребовалось более 300 часов на сбор данных и количественную оценку 65 факторов по 195 стартапам, чтобы ответить на вопрос: как начинали свой путь стартапы, которые преодолели отметку в $1 млрд?

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Всем привет! Я Евгений. Создаю, развиваю и продаю IT-проекты. Для вдохновения собираю интересные исследования для канала Цифры о Стартапах. Подпишитесь, если любите интересные циферки.

Сегодня перевод большого исследования стартапов, основанных после 2005 года и до 2018 года в США.

Смотрим показатели, сравниваем со своими планами и оцениваем, какие у нас шансы на единорога в стартапах 😊

Пара важных уточнений:

  • Данные не могут быть на 100% точными из-за ограниченности публичной информации. Целью исследования было заметить общие тренды, а не точные цифры.
  • Корреляция — это не причинно-следственная связь, но она тоже может быть полезной. Рассматривайте это как обзор стартапов того времени, а не как рекомендацию, что нужно делать, чтобы получить большую вероятность успеха.

TL;DR

Сразу некоторые выводы из наблюдения, а ниже 50 пунктов с графиками и статистикой.

  • Единорогов создают те, кто ранее создавал и продавал компании с оценкой от $50 млн. или годовой выручкой от $10 млн.
  • Важен общий опыт работы основателей. Непосредственный опыт в отрасли стартапа имеет меньше значения.
  • Стартапы в большой степени были созданы на существующих рынках, которые уже были огромными, они не создавали нового спроса.
  • Соответственно, была конкуренция. Подавляющее большинство стартапов на момент основания конкурировали с несколькими крупными компаниями.
  • Однако нужно создавать другой продукт, который сильно отличается от конкурентов.

А далее много деталей.

1. Чаще всего основателей двое (35%) или трое (30%)

20% всех миллиардных стартапов имели одного основателя. ~10% — 4. Больше — очень редко.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

2. Более половины CEO (аналог генерального директора) таких компаний были старше 35 лет

Одно из распространенных заблуждений заключается в том, что миллиардные компании создают бросившие обучение студенты. Такие, бывают, но большинству основателей на момент начала работы над стартапом было от 24 до 36 лет.

Мое примечание: для полного занудства, этот график не учитывает случай "бросил университет, но стартап начал через 10 лет". Более точные данные по вопросу с образованием в предыдущем исследовании "Какой путь прошли основатели перед созданием компании-единорога". Но выводы совпадают :)

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

3. Технические и ученые сооснователи (CxO) обычно постарше

CxO — сооснователь, второй по значимости человек в стартапе после генерального директора. Чаще всего, особенно в IT-стартапах, это технический директор (CTO). В биотехнологиях и фармацевтике это главный научный сотрудник (CSO, Chief Scientific Officer) или главный врач (CMO, Chief Medical Officer).

На графике есть два пика. Первый — в возрасте 28-32 лет, где работают в основном технические директора (CTO), и второй — в возрасте 60-64 лет, где работают в основном главные научные сотрудники (CSO) или главные медицинские специалисты (CMO).

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

4. Кто моложе, делают SaaS/Enterprise. Кто постарше, разбираются со здоровьем.

Проекты для потребителей (например, бренд одежды) делают почти в любом возрасте, хотя после 55 уже намного меньше.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

5. 50% основателей имеют опыт работы более 10 лет

Для IT-компаний этот показатель составляет около 10 лет, а для фармацевтических/медицинских компаний — около 28 лет.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

6. Опыт работы в отрасли не имеет значения, для сооснователей он важен еще меньше

Большее количество основателей (55%) не имели опыта работы в отрасли, в которой они создавали стартап. Для сооснователей разница еще больше: только ~30% имели опыт, ~70 — не имели опыта в отрасли.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Конечно, в здравоохранении и биотехнологиях ситуация отличается. Здесь у ~75% был релевантный опыт.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

7. У 60% основателей и сооснователей были предыдущие попытки создать стартап

А 40% в этом исследовании создали единорога с первого раза.

И это кажется странным мне. Примечание переводчика :)

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

8. Основатели запускали и возглавляли обычно несколько стартапов до создания единорога

Это среди 60%, у которых не с первого раза получился единорог.

Многие из них были основателями в течение 2-3 лет. Некоторые основали несколько стартапов и руководили ими в течение 20 с лишним лет в сумме. Для многих из них первый или даже второй стартап оказались неудачными.

На графике годы работы основателем и руководителем стартапов до создания единорога. Не количество созданных стартапов.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

9. 70% основателей ранее создавали успешные компании

Под успешной компанией в этом исследовании понимается та, которая была реально продана хотя бы за $50 млн, либо генерировала годовую выручку более $10 млн.

Среди сооснователей этот показатель чуть меньше, но тоже большой (60%+).

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

10. Некоторые основателей создавали несколько успешных компаний

На графике видно, что ~50 основателей создали 1 такую компанию, 17 основателей — 2 компании, 7 основателей — 3 компании, 4 основателя — 4 компании.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

11. Высшее образование и MBA наиболее популярны

Хотя магистров, кандидатов и докторов наук тоже много, особенно в здравоохранении и фармацевтике, где, в основном, ученые.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Второй столбик — бросившие университет, третий и четвертый — высшее образование и MBA. С пятого — магистры. Когда оранжевые столбики заканчиваются (сегмент SaaS/Enterprise), начинается область ученых — зеленые столбики медицины и здравоохранения.

12. Половина сооснователей учились в аспирантуре (в основном технической)

Магистров и докторов наук в сооснователях больше, чем в основателях.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

13. Технических и нетехнических основателей примерно поровну

Частый повод для спорта — это какой должен быть основатель, технический и нетехнический?

В этом исследовании, когда они выполняют роль CEO — разницы нет.

А вот сооснователи чаще всего технические. Для фармацевтических/биотехнологических компаний под техническим основателем понимается экспертность в области биотехнологий/медицины.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Следующее может противоречить интуиции: когда основатель был нетехническим, то у сооснователя было больше шансов также быть нетехническим.

~40%, что сооснователь является нетехническим при нетехническом основателе. Хотя, когда основатель технический, то нетехнический сооснователь встречается только в ~18%.

То есть в исследовании сравнивается 18% и 40%. Обычно считается, что для нетехнического основателя нужен технический сооснователь.

А вот технические основатели чаще берут и технических сооснователей (>80%).

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

14. Если работали на кого-то, то в топовых компаниях

Это среди тех, кто работал в других компаниях, а не в своих стартапах.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

15. Google, Oracle и IBM — крупнейшие поставщики основателей единорогов

Желтые — основатели, а фиолетовые — сооснователи. Facebook и Cisco создали много сооснователей (CxO), McKinsey и Microsoft — много генеральных директоров (CEO, основателей).

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

16. Предыдущий опыт в других стартапах (не своих) не имеет значения

Есть мнение, что работа в стартапе — это отличный способ узнать, как создать компанию самостоятельно, однако это не так согласно исследованию.

Однако, речь о том, что это не так для создания компании-единорога, которые анализировались, согласно моему примечанию. А вот для создания просто успешной компании ситуация может отличаться, пока не нашел такого исследования.

В 70%+ основатель не работал в других стартапах, в ~65% сооснователь не имел такого опыта.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

17. Не только Стэнфорд, Гарвард и MIT, но много и других университетов

Гарвард выпускает больше СЕО (основателей), MIT — больше сооснователей (CxO).

Однако даже университеты, чей рейтинг в скобках (QS World University Rankings, исследование на 2018 год) больше сотой позиции тоже выпускают успешных основателей и сооснователей.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

18. Много Джонов, Робертов и Дэйвов. Просто для шутки прибаутки :)

Вне графика в исследовании также указывается, что большой процент основателей — иммигранты, судя по фамилиям.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Эти имена составляют лишь 20% всех основателей. 80% составляют другие, менее повторяющиеся имена.

19. Популярные темы: облака, мобильность, маркетплейсы

В исследовании упоминается и напоминается, что темы следующих лет не обязательно будут совпадать с темами предыдущих.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

20. Программное обеспечение на первом месте

Под ПО здесь понимаются и SaaS, и веб-сервисы и т. п. На втором месте производители потребительские товаров (например, бренды одежды) , оборудование для бизнеса (физические товары, например 3D-принтеры) и здравоохранение/фармацевтика.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

21. Крупнейшие направления: соцсети и т. п., электронная коммерция, базы данных, биотехнологии, автоматизация

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

22. Биотехнологические компании быстро выходят на биржу (IPO), а финтех и SaaS дольше остаются частными

На графике отражено количество частных компаний по направлению деятельности.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

23. Ключевыми слова: рак, совместные поездки, кредитование, автопилот.

На диаграмме ниже показаны ключевые фразы, которые чаще всего повторялись в описаниях этих компаний.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

24. Влияние кризисов 2000 и 2008 годов

После кризиса доткомов в 2000 году количество ежегодно создаваемых единорогов постепенно росло и достигло пика в 2007 году.

Мировой экономический кризис 2008 года привел к снижению этого показателя.

Снижение числа единорогов с 2013 года связано с тем, что они еще не успели вырасти на момент проведение исследования (2018 год) . До 5 лет это, обычно, мало.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

25. 15% deep tech, остальные технологичные, но менее наукоемкие

Уровень технологических/научных инноваций варьируется от чисто системных интеграторов (45%+) до компаний, работающих в области глубоких технологий (deep tech), где основной ценностью является новая технология, которой раньше не было.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

26. Примерно одинаковое количество заняты в B2B или B2C.

Одно с другим почти не совмещают.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

27. Много капиталоемких проектов

Непропорционально большой процент единорогов, по сравнению со всеми стартапами, требовали больших инвестиций для создания/масштабирования своих проектов.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

28. 2008-9 годы были пиком B2B, 2011-12 годы — пиком B2C.

В целом количество компаний B2B и B2C одинаково, однако в 2008-9 гг. было создано больше B2B компаний, а в 2011-12 гг. больше B2C.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

29. У более 50% было несколько действующих крупных конкурентов на момент основания

Похоже, что конкуренция с несколькими крупными игроками — это хорошо. Это может быть признаком того, что рынок большой и крупные конкуренты его обучили новым продуктам.

Пустые рынки также хороши (только если они реально есть, а не выдуманы основателем) .

Наихудшим вариантом было копирование того, что делает только один другой стартап, особенно если он недавно привлек много денег.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

30. Техническая сторона и сетевой эффект больше всего защищают от конкурентов и аналогов

Важно, что некоторые стартапы имеют несколько факторов защиты от конкурентов и аналогов, поэтому одной только технической работы не всегда достаточно для защиты.

Техническая работа рассматривается здесь в широком смысле. Например, в фармацевтической компании это научно-исследовательская работа.

Сетевой эффект — когда ценность продукта зависит от количество его пользователей (например, в соцсетях так). IP — интеллектуальная собственность, патенты и т.п.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

31. 60%+ стартапов имели очень сильные отличия своего продукта от конкурентов

Хотя большинство конкурировали с существующими компаниями, их продукты сильно отличались.

Ниже будет пояснение, что часто речь идет о косвенных конкурентах. Так отель и Airbnb предлагают совсем разные продукты, но рынки у них общие.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

32. Целевой рынок уже был большим на момент основания стартапа

В большинстве случаев стартапы не создавали новый спрос и не ждали, пока рынок вырастет.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

33. В 65% случаев целью было отнять долю рынка у конкурентов, а не создать новый рынок

Зачастую речь идет о косвенных конкурентах. Например, Airbnb отнимает долю рынка у отелей.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

34. Можно быть первым и последним на рынке

Важнейший вопрос — это время запуска, либо “почему сейчас?”. Время запуска (состояния рынка) — одна из основных причин неудач стартапов, однако можно быть первым или последним на рынке и все равно выиграть.

Это опровергает встречающиеся мнения, что первопроходцев раздавят вторые, а опоздавших уничтожат действующие лидеры рынка.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

35. Нужно лечить, но и витаминки тоже работают

Более 60% компаний решают конкретные проблемы, лечат боль.

Около 30% просто делают что-то лучше. То есть и без них все в порядке, они не лечат, но с ними, возможно, немного лучше. Это “витаминки”.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

36. Многие помогают экономить время и деньги

С большим отрывом лидирует категория продуктивности. В исследовании под этим понимается помощь компании или человеку быстрее решать свои задачи, т. е. экономить время.

Вторая популярная категория — это прямая экономия денег. Это когда продукт решает задачи клиентов дешевле, чем конкуренты.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

37. Больше всего единорогов в Калифорнии, потом в Нью-Йорке и Массачусетсе.

Однако в таких штатах, как Флорида, Техас, Вашингтон и Юта, также расположено по несколько компаний с миллиардными оборотами.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

38. Почти 90% не были в акселераторах. А кто был, в основном, были в YCombinator.

Важно отметить, что большинство акселераторов были созданы позже даты запуска стартапов из исследования. Также они ограничивались только программными/техническими стартапами.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

39. Более 90% привлекали инвестиции от венчурных фондов

Остальные компании либо развивались на собственную выручку, либо финансировались основателем.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

40. IT-стартапы, в основном привлекли в ~$250 млн. инвестиций в сумме, фармацевтика/здравоохранение — ~$400 млн.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

41. Наибольшее число единорогов получили первые инвестиции (Seed) в 2009 и 2012 годах.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

42. Более 50% имеют оценку диапазоне $1-$2 млрд.

На графике ниже статистика только для частных компаний-единорогов.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

43. Первыми инвесторами почти у 60% единорогов были топовые венчурные фонды (Tier-1)

Исследование показывает, что бренд инвестора имеет значение для развития стартапа.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

44. Бывшие основатели — лучшие бизнес-ангелы

Elad Gil (Mixer Labs, Color Genomics) , David Sacks (PayPal, Yammer) , Biz Stone (Twitter) , Peter Thiel (PayPal) , Alexis Ohanian (Reddit) , Marc Benioff (Salesforce) , Matt Ocko (Da Vinci) , Kevin Hartz (Eventbrite) и многие другие основатели также являются успешными бизнес-ангелами, инвестировавшими в тех, кто в итоге стал единорогом.

Некоторые из этих людей также представляют венчурные фонды (или позже создали их) . На графике указаны только те компании, в которые они инвестировали лично как бизнес-ангелы и в начальном pre-seed/seed раунде.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

45. Фондам тяжело выбирать и попадать в сделки на ранних стадиях

Даже самые лучшие венчурные фонды смогли войти в первые раунды менее чем в 10 единорогах.

Важные уточнения по графику ниже:

  • Могут быть неточности, поскольку публичные данные не всегда отражают реальное положение дел.
  • Здесь учитываются только те компании, в которые фонд инвестировал в рамках Seed или Series А раундов.
  • Многие из перечисленных ниже фондов инвестировали в единорогов, но на более поздних стадиях.
  • Инвестиции в большое число единорогов не обязательно означает большую доходность для фонда, так как у фонда может быть очень маленькая доля.
  • Существует длинный хвост успешных фондов, которых нет на графике, поскольку информация о них не является публичной, или они инвестировали менее чем в 3 компании.
  • Единороги тоже могут потерпеть неудачу. Из 195 компаний 14 (7%) в конечном итоге потерпели неудачу или упали ниже оценки $1 млрд. (они исключены из графика).
Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Именно партнеры фондов возглавляли инвестиционные раунды (lead investments). Ниже список таких партнеров и фонды, в которых они работали.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

46. Фонды поздних стадий входят в большее число единорогов

Венчурные фонды с большим количеством денег, могут инвестировать на более поздних стадиях развития стартапа. Это позволяет меньше рисковать, но получать меньшую прибыль при успешном выходе из стартапа.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

47. Рано привлекают инвестиции

Большинство привлекли Seed раунд менее чем за 6 месяцев, а раунд Series А — менее чем за 18 месяцев с момента основания стартапа.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Во многих случаях они также привлекали второй раунд менее чем через 12 месяцев после первого раунда.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

48. Это были крупные и дорогостоящие сделки с самого первого раунда.

Pre-Seed (Angel) раунды по $2 млн., Seed (1st Round) по $5 млн. и Series А (2nd Round) по $15 млн. — в то время это больше, чем обычно. Это свидетельствует о том, что фондам понравились команды основателей.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Для наглядности по текущей ситуации с оценками стартапов и размерами раундов, я взял фото из канала @proVenture (подпишитесь, там тоже много исследований).

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Видно, что оценки и привлекаемые суммы соизмеримы с текущими показателями.

Бытует мнение, что с 2005 года, когда начинали эти стартапы, до сегодня названия раундов сместились на уровень: что раньше было Seed, теперь Pre-Seed, раньше A — теперь Seed. Тогда условия сделок единорогов из исследования выглядят еще более впечатляюще.

49. Технологические компании стали единорогами очень быстро, в некоторых случаях всего за два года

Есть компании, которые стали единорогами менее чем за год. Некоторым для этого потребовалось более десяти лет.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

50. Первые раунды выросли с <0,5 млн. долларов до многомиллионных раундов

На графике заметное количество первых раундов размером более $10 млн. долларов, что довольно редкое явление для большинства стартапов.

Однако, поскольку многие из основателей этих стартапов имели прошлый успешный опыт, они смогли привлечь очень большой раунд.

Бизнес на миллиард: 55 графиков о стартапах-единорогах, когда они только начинали

Надеюсь, было интересно и успешных вам стартапов на пути к единорогу!

Если вам нравятся разные циферки, то подписывайтесь на мой канал Цифры о Стартапах.

77
5 комментариев

А что в исследовании не совпало с вашими представлениями? :)

Ответить

Мне нравится подход этого исследования - собрать огромное количество данных и обобщить их в 50 графиках. Но скажите мне, какое это имеет значение? В конце концов, никто не может дать точные рецепты для успеха в стартапе. Это все лишь обзор и общие наблюдения. Найдите свой путь к миллиарду долларов, а мы будем смотреть, как вы там прибываете.

1
Ответить

Вы правы, рецепта нет, это просто обзор) Значение имеют только действия.

А некоторые данные иногда могут помочь скорректировать действия или поведение, в зависимости от цели.

Например, поучиться, развиваться не только на свои для скорости, не выдумывать рынки, не бояться конкурентов и т.п.

Ответить

Хороший кейс у вас получился

1
Ответить

Спасибо! :)

Ответить