Похвалить и не обидеть

Похвала как мотивация
Похвала как мотивация

В нашей стране не принято хвалить!

Помните, в школе, если учишься на 4 и 5, то хорошо, так и должно быть. А вот если получаешь 2, то попадаешь под прицел учителей, родителей, а порой и одноклассников. Каждый считает нужным покритиковать, поучить «как нужно» жить, рассказать про туманность перспектив с таким поведением…

Мы выросли, но ничего не изменилось.

На одном из тренингов для линейных мастеров производства я рассказывала о правилах обратной связи, в частности, о том, что обязательно нужно хвалить своих сотрудников. Один из участников с обидой в голосе воскликнул: «Но, нас то, не хвалят!»

Да, руководителям сложно похвалить сотрудника. Хорошая работа воспринимается как нечто само собой разумеющееся, в рамках трудового договора. Какой смысл хвалить сотрудника за то, что он обязан делать, за это ему платят зарплату. Напоминает школьные годы?

На практике, умение хвалить сотрудников может быть гораздо более эффективным инструментом, чем денежная мотивация. Но, хвалить нужно правильно!

***

Молодой специалист, недавний выпускник ВУЗа долго решал сложную задачу и нашел интересное нестандартное решение. Реакция руководителя была следующей: «Ну, наконец-то, нашел решение, это тебе не студенческие задачки решать!»

Как вам такая похвала, учитывая, что такая похвала шла от руководителя, авторитета для молодого специалиста? Так одной фразой руководитель поставил под сомнения способности и умения молодого специалиста. Пошатнул веру в себя и в свои возможности своего сотрудника.

***

Недавно вступивший в должность начальник отдела подготовил предложения по развитию. На что услышал от своего руководителя: «Не плохо, так вы скоро будете как ваш предшественник!»

Вроде бы похвалили, в тоже время, обидно слышать, что ты недотягиваешь…

***

Мастер производства внес рационализаторское предложение по ускорению времени изготовления одного из изделий. Руководитель похвалил его так: «Это ты хорошо придумал. Это, конечно, не основная наша продукция и на выполнение плана сильно не повлияет, но все же…»

Зачем руководителю преуменьшать значимость достижения мастера? Возможно, он не хочет, чтобы сотрудник расслабился и зазнался или придется делать дополнительные выплаты. Очень напоминает манипуляцию…

Зачем хвалить сотрудников.

1. Закрепляем эффективную модель поведения сотрудников.

Если ваш сотрудник сделал что-то хорошее, обязательно похвалите его, именно так мы закрепляем эффективную модель поведения и мотивируем сотрудника повторять ее.

2. Показываем внимание к сотрудникам.

Не секрет, что материальная мотивация работает ограниченное время, а опросы удовлетворенности в компаниях часто говорят о том, что есть недостаток внимания о стороны руководителя. Я много раз видела, что сотрудники, которые на первый взгляд не интересовались ничем кроме зарплаты, на тренингах говорили, что им не хватает «внимания сверху».

3. Выстраиваем доверительные отношения.

Похвалив сотрудника или коллегу, вы определенно укрепите между вами доверительные отношения, именно на основании доверия строятся команды и зарабатывается авторитет.

4. Повышаем вовлеченность.

Оценка сильных сторон сотрудников увеличивает в глазах сотрудников значимость их работы. Значимость и вовлеченность – это снижение текучки кадров и здоровая рабочая среда.

Как хвалить правильно, на что обращать внимание?

1. Хвалите искренне.

Перед тем как хвалить, разберитесь, вы действительно хотите выразить восхищение успехами сотрудника или хотите что-то добиться от него.

Хвалите только за конкретные достижения, своевременно.

Хвалите только тогда, когда вам это действительно хочется.

2. Хвалите своевременно.

Похвала, опоздавшая на пару месяцев, не даст нужного эффекта. В идеале хвалить нужно как можно скорее после того, как сотрудник сделал что-то хорошее.

3. Хвалите регулярно.

Не бойтесь перехвалить, сотрудник, чьи реальные заслуги признают, чувствует себя лояльнее по отношению к руководству и компании, реже думает о смене работы.

4. Хвалите напрямую.

Хвалить и критиковать нужно лично напрямую тому, кому предназначено. Обращаться лично может быть не так комфортно, как говорить о человеке в третьем лице, но эффект и ценность от такой похвалы гораздо больше.

Похвала или позитивная обратная связь влияет на качество работы сотрудников невероятно!

Не упускайте возможности, хвалите!

2 комментария

Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Похвала создаёт спокойную атмосферу, снимает напряжённость между сотрудниками

Ответить

Именно! Даже странно, что редко пользуются этим инструментом руководители...

Ответить