Сергей Дашков: «‎Мы умные, мы голодные, мы изобретательные»

Делимся самыми интересными тезисами из беседы с основателем венчурного фонда Joint Journey и владельцем сети кофеен «Даблби».

Сергей Дашков: «‎Мы умные, мы голодные, мы изобретательные»

Сергей Дашков — бизнес-ангел, сооснователь международного клуба венчурных инвесторов Angelsdeck, основатель венчурного фонда Joint Journey, генеральный директор и владелец сети кофеен «Даблби». На подкасте «От сида до экзита» директор по инновациям и инвестициям МТС и основатель MTS StartUp Hub Дмитрий Курин поговорил с Сергеем о будущем российского венчура, силе и слабости российских фаундеров и секретах инвестирования.

Что нужно российскому предпринимателю, чтобы добиться успеха на международном рынке?

Самый важный скилл — это умение продавать. Любой предприниматель постоянно продаёт: свой продукт, свою команду, себя команде.

Далее, нужно понимать сильные и слабые стороны своего культурного бэкграунда: купировать слабые, усиливать сильные. Какие сильные стороны у нас есть? Мы умные, мы голодные, мы изобретательные. Слабые — не хватает знания общих культурных кодов. Нужно уметь хантить международные команды. Собрать свою гвардию преторианцев, причём международную. Ну и обязательно быть немножко так в курсе глобальных вещей: геополитика, глобальное потепление, демография — и как это всё будет влиять на то, что я сейчас делаю. То есть общий кругозор плюс немножко понимать тренды.

А с чего начинать выход на международный рынок?

Для начала съездить туда — погрузиться в среду, поговорить с местными, в общем, поводить жалом. И найти ответ на вопрос: сколько времени мне нужно инвестировать в этот рынок, прежде чем местные начнут меня считать своим?

Только местный предприниматель подскажет, что вот эта команда лучше всех, например, делает интерфейсы, а ещё красный цвет здесь считается хорошим или кнопочка должна быть в другом месте... Одним словом, нужно обзавестись огромным количеством связей с местным бизнесом.

Сергей Дашков: «‎Мы умные, мы голодные, мы изобретательные»

Какие рынки сейчас наиболее дружелюбны для российских команд?

LATAM — там цифровизация только набирает обороты, и любой русский предприниматель, который приходит и говорит: «Я сейчас вам сделаю CRM-ку», будет встречен на ура. Но это недолго ещё будет, максимум пару лет.

Если об Азии — South Pacific regions: Индонезия, Малайзия, Филиппины. Много хвалебных тезисов про Африку, но нужно учитывать, что она неоднородная. Вот, пожалуй, три региона, где проще всего заходить.

Что поможет российской венчурной экосистеме сейчас?

Сейчас русский венчур — это некая вещь, которую нужно изобрести заново. Для нормальной венчурной экосистемы нужно три компонента. Первый — предприниматели: люди, которые умеют запускать новые бизнесы. Кто-то уехал, да, но много народу осталось. Второе — венчурные деньги. Они представлены в России несколькими «одинокими бойцами» — венчурными фондами, корпоративным венчуром — и действительно огромным инвентарём из розничных инвесторов, физлиц. И вот там больше всего денег, но их сложно извлечь, потому что нет культурной привычки. Нет институций, каналов, банальной уверенности, что в этом канале ты не потеряешь деньги. Вот это и есть третий элемент — появление среды, в которой будут выращиваться потенциальные сделки.

Деньги физлиц — хорошая ресурсная база для поддержки внутреннего российского предпринимательства. Как её активировать? Через тех людей, которые понимают, как собирать синдикаты.

80 % стартапов из портфеля Сергея Дашкова живы, 8 успешно дошли до экзита. Как он отбирает стартапы для инвестирования?

Пункт первый — отсеять явный трэш. То, что не в инвестиционном фокусе; то, что не укладывается в формат. Неслучайно же такой формат завёлся: не больше десяти слайдов, блок не больше трех строчек. Почему? Потому что времени мало. Если ты не можешь сделать такое, зацепить внимание — ты, скорее всего, не сможешь зафандрайзиться.

Ну и смотреть на цифры. Когда занимаешься инвестициями, ты находишься в зоне когнитивных искажений. Цифры и метрики помогают свериться. Есть цифры — всё хорошо. Пример с одним из моих портфельных стартапов «Мой девайс». Мне казалось: ребята изобрели систему советского проката, что здесь интересного, уникального? Но уникальность была в том, что они делают это офигенно хорошо. То есть ты можешь взять фундаментально правильную идею на большом рынке, и это будет лететь.

А чего не нужно делать в инвестировать?

Не надо сожалеть. Ты не должен инвестировать в стартапы последние деньги. Ты должен расставаться с ними навсегда, а потом очень радоваться, когда они возвращаются.

Нет, конечно, это не благотворительность: если ты инвестируешь системно и правильно, ты можешь заработать неплохие деньги. Но для того, чтобы разобраться в такой сложной области, как инвестирование, нужно очень большой кусок своего времени вложить в эту историю. Поэтому есть вариант сбиться в кучку и получить такую охотничью стаю. Вот это как раз про клубы и синдикаты.

Сергей Дашков: «‎Мы умные, мы голодные, мы изобретательные»

В чём плюсы участия в синдикатах?

Ты получишь доступ к замечательным сделкам, которых ты не увидел бы сам. Потом, это другое число вбрасывания: ты раскладываешь деньги мелкими чеками по большому количеству сделок, и при той же вероятности негативного исхода материальное ожидание совершенно другое. Ну и третье, общаясь с людьми, обсуждая сделки конкретные и вообще, ты пропускаешь всё это через свою нейросеть, нейросеть головного мозга — в итоге лучше принимаешь решения.

Хотите узнать больше? Слушайте подкаст целиком на любимых площадках!

88
4 комментария

Если бы ребята объединились с сушичной ёбидоёби, то было бы интересное звучание "Даблоёби"...

1
Ответить

у Даблби были девушки-основательницы

Ответить

спасибо, поправили!)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить