Как работать с фрилансерами и не рехнуться

Когда-то я была фрилансером и в целом неплохим. Дедлайны не срывала, общалась дружелюбно, работала усердно и наивно полагала, что так делает большинство. А потом я сама стала нанимать фрилансеров — и поняла, что временами это полный ахтунг.

Снимаю шляпу перед всеми заказчиками, кому удалось без особых затрат сил и нервов найти своего исполнителя, потому что наём персонала, да ещё и на частичную занятость с удалёнкой — занятие не для слабых духом. В статье попытаюсь собрать весь свой опыт в кучу (причём и фрилансерский, и заказчиковый) и рассказать, как найти адекватного исполнителя без набитых шишек, ну или почти без них.

Но сначала NB: я работаю в сфере контент-маркетинга, а ещё не ищу фрилансеров на биржах. У бирж свои законы, поэтому в статье буду опираться на опыт классического поиска фрилансеров в моей сфере — через вакансии на hh и в тг-каналах, а также резюме, рассказы о себе и портфолио.

Как искать

Исполнителя можно найти двумя способами:

  • поспрашивать рекомендации знакомых, походить по биржам, поизучать профили, группы вконтакте, блоги в телеграме, выбрать человека и написать ему напрямую;
  • а можно сначала составить и разместить вакансию, собрать пул желающих поработать на вас и выбрать из них лучшего.

Второй вариант мне нравится больше, хотя может показаться, что он более геморройный. Так шанс потратить время на переписку с человеком, который в итоге для проекта не подойдёт — меньше.

Вакансия и отклик

Грамотно составленная вакансия сразу отсечёт огромный пласт неподходящих кандидатов.

По своему опыту скажу, что и слишком подробная, и слишком краткая вакансия лично у меня почему-то работали одинаково плохо. Если хотим собрать много релевантных заявок, то идеально составить нечто среднее по объёму (у меня это один экран айфона) и указать:

  • что за компания и чем занимается;
  • основные задачи и требования для соискателя;
  • условия работы;
  • ориентиры по оплате;
  • контакты.

В контактах указывать лучше почту. Так избежите потока заявок в личные чаты и лишних пингов от тех, кто сразу не подошёл.

Идеально, если есть возможность прямо в вакансии скинуть референсы или примеры, с чем будет работать фрилансер. Исполнителю проще понять, потянет или нет, а вам меньше переписываться с неподходящими кандидатами.

Как ещё отсечь неподходящих кандидатов?

  • запросить примеры работ строго по вашей тематике, чтобы фрилансер доказал, что разбирается в ней;
  • вместо вилки гонорара в вакансии предложить фрилансеру написать свою ставку в отклике. Кто в бюджеты не проходит — мимо;
  • сразу дать тестовое в вакансии.

Я вообще адепт тестовых в вакансии (в моей сфере без этого никуда). По личной статистике это отсекает примерно 70% пустых откликов от недостаточно заинтересованных, а ты не тратишь время на общение с теми, кто тестовое по дефолту делать не готов. Но здесь тоже нужно знать меру: лучше разработать тестовое, которое не украдёт у кандидата много времени (<пару часов). Но при этом максимально подробно покажет его в деле — как он понимает задачу, как изучил компанию и её проекты, как оформляет и сдаёт работу. Хорошая идея — дать тестовое со строгим дедлайном и посмотреть, как фрилансер укладывается в сроки.

Например, я давала такое тестовое: придумать заголовок и написать три небольших абзаца на рандомную тему по нашей сфере. Указала, какой нужен TOV, на какую ЦА потенциальный текст рассчитан, куда он пойдёт. И важна не столько изящно выполненная работа, сколько ход мыслей фрилансера и намерения сотрудничать. Если маленькое тестовое задать невозможно, то всё равно не помешает какое-то испытание, чтобы оценить, насколько кандидат реально заинтересован.

Если ты исполнитель, читаешь это и думаешь: «Кто это и не офигела ли она с такими требованиями к фрилансерам?» — приглашаю к прочтению моего поста в блоге про бесплатные тестовые и что я о них думаю. Там всё подробно, здесь на этом останавливаться не буду.

Многие работодатели предпочитают либо вообще ничего не запрашивать в вакансиях, либо просить сразу и резюме, и миллиард примеров, и полное портфолио, и рассказ о себе — такое досье из пдфок и гугл-доков. Мне кажется, что это фигня и достаточно двух вещей:

  • краткий рассказ об опыте и проектах, с которыми фрилансер работал;
  • ссылки на 2-3 работы, максимально релевантные сфере работодателя.

Дополнительно можно попросить ссылку на полное портфолио, сайт или какой-нибудь Беханс, если хочется.

Кстати, полное портфолио может многое рассказать о фрилансере. Например, если вам сбрасывают тонну бессвязных неоформленных примеров — лучше насторожиться. У ответственного фрилансера в портфолио должны быть чистота и порядок. Либо ссылка с рассортированными по тематикам папки, либо аккуратно оформленный профиль на сайте со свежими работами.

Идеально, если у фрилансера каждый портфолийный проект снабжён задачей, целью и результатом, т. е. оформлен в кейс.

Проверка перепиской

Я против созвонов, когда по кандидату ещё не до конца понятно, будет ли он работать с вашим проектом или нет. Тут, конечно, у каждого свои тараканы, и если кажется, что нужно обязательно заглянуть человеку в глаза перед сотрудничеством, то пожалуйста. Но сама предпочитаю проверять перепиской в личном чате — так, как буду общаться с ним 90% рабочего времени.

Обращаю внимание на то, насколько человек в целом дружелюбен и адекватен, как отвечает на мои вопросы, какие вопросы сам задаёт и вообще как быстро отвечает — это тоже важно. Если кандидат будет отвечать на простой вопрос целый день, то для меня это сразу станет звоночком. Желательно, чтобы он отвечал в течение часа и мог поддержать «бесшовную» переписку в рабочее время (или по договорённости).

Красные флаги в переписке:

  • «рваный» диалог с долгими ответами;
  • любое проявление панибратства;
  • уход от ответа на ключевые вопросы: как работаете, какие инструменты используете, в каком виде сдаёте работу и подобные. Есть риск, что перед вами не фрилансер, а посредник. Это плохо, потому что он не признаётся в посредничестве, а лишь мимикрирует под исполнителя, что в будущем может обернуться неудобствами;
  • не может дать конкретики по срокам и оплате, теряется, бубнит что-то неуверенное про «ну давайте попробуем начать, а потом разберёмся».

Обсуждения условий

Представим, что нашёлся неплохой кандидат и вы готовы привлечь его к работе. Нужно плавно погрузить его в процессы, дать явки-пароли и рассказать, как всё будет приниматься и оплачиваться.

Облегчить себе задачу можно с помощью готового текстового дока-инструкции, который введёт в курс дела нового исполнителя. Составить его требуется единожды: расписать рабочий процесс, сроки сдачи, оплату, какие-то внутренние штуки, кому писать и жаловаться, если что — и всем свеженанятым фрилансерам давать ссылку для ознакомления.

Обязательно отдельно обсудите, что делать, если у исполнителя случились какие-то сложности. Здесь важно обозначить некое безопасное пространство: «если ты не вывозишь или где-то косячишь — мы не покусаем, но напиши заранее и объясни ситуацию». Как правило, для фрилансеров это действует как успокоительное. Если у них что-то не получается, они готовы приходить и обсуждать, а не исчезать и срывать сроки.

Но да, к сожалению, на рынке до сих пор много исполнителей, которые просто пропадают с радаров, потому что им стыдно признаться, что проект оказался для них неподъёмным. Здесь ваша задача действовать превентивно, не профукать сроки и дать понять фрилансеру, что при любых обстоятельствах первое, что надо сделать — поставить вас в известность о проблеме.

Оплата

Считается, что поголовно все фрилансеры настаивают на предоплате, а заказчики готовы работать только по постоплате. Этот спор, что должно быть раньше — деньги или стулья, ведётся со времён царя Гороха. На самом деле всё проще, это в комментариях люди такие дерзкие, а в реальности большинство фрилансеров работают как по предоплате, так и по постоплате. Всё очень завязано на специфике проекта и ваших обоюдных ожиданиях, поэтому можно и нужно обсуждать.

Но обязательно стоит оценить все риски.

Например, мы заказывали озвучку для рекламного ролика у диктора и платили вперёд, а когда заказывали большую статью у копирайтера, то платили после сдачи текста. В обоих вариантах не прогадали. Диктор был опытный, портфолио у него исчерпывающее, правок не было, сдал всё вовремя — так мы наше сотрудничество и представляли. Со статьёй всё вышло сложнее: автор ушёл в какие-то дебри, собрал не ту информацию, в итоге очень затянул сроки и внятно смог написать только половину текста. Мы заплатили ему 50%, а остаток гонорара отдали другому автору, который текст дорабатывал. Поэтому постоплата здесь была на все сто оправдана.

Так что если проект большой, потенциальных правок может быть много, то лучше договориться и разбить оплату на этапы. Сделал фрилансер один этап — получил деньги.

Если совсем «страшно, вырубай» и есть опасения, что исполнитель может кинуть, то проворачиваем следующее:

  • спрашиваем у фрилансера, на какой бирже ему удобно зарегистрироваться;
  • идём на эту биржу и закидываем немного денег;
  • находим ник нашего фрилансера и даём через биржу персональное задание;
  • арбитраж замораживает сумму и выплачивает только после того, как работа будет сдана.

Все спокойны: и вы, и исполнитель.

Первый проект

Первый проект — всегда пробный. Это нужно просто держать в голове, а не расслабляться после того, как потенциальный кандидат сдал идеальное тестовое и согласился с вами работать. В процессе первого пробного проекта могут выскочить вещи, которые без активного погружения в задачи не видно. Например:

  • фрилансер плохо отрабатывает правки;
  • фрилансер психует, если у него что-то не получается;
  • на этапе поиска работы фрилансер набрал гору проектов и ваш перестал вывозить;
  • фрилансер потыкался-помыкался и понял, что ваш проект ему на самом деле не так уж и интересен.

Да, будьте готовы к тому, что исполнитель можно почесать репу и отказаться от вашего проекта уже в процессе работы. Это плохо, но так бывает: нырнул глубже и понял, что нет.

Ваша задача свести к минимуму последствия. Для этого полезно либо заложить в 1,5 раза больше времени на первый проект, либо поставить исполнителю внутренний дедлайн и если вдруг что-то выйдет из-под контроля, спокойно доправить в оставшееся время. Если обе стороны придут к выводу, что не срабатываются, то будет время привлечь другого фрилансера.

И здесь как нельзя кстати сработают заявки от других кандидатов с уже выполненными тестовыми. Возвращаюсь к тому, насколько выгоднее искать фрилансера не «руками», а через вакансию и сбор заявок.

Дальнейшая работа

Если первый проект с фрилансером завершился удачно, он во всём вас устроил — поздравляю. Если есть какие-то замечания, но в целом терпимые, — то тоже неплохо. Несколько советов:

  • не стесняйтесь озвучить фрилансеру то, что в совместной работе не устроило. Адекватный исполнитель примет к сведению, да и вообще хорошие вольнонаёмные специалисты только рады обратной связи;
  • узнайте загрузку фрилансера. Спросите, сможет ли он брать ещё проекты, за сколько ему писать;
  • сразу договоритесь, можно ли публиковать какую-то информацию о работе с компанией в портфолио, в блогах. Фрилансеры обожают вести блоги и много чего там выкладывают — часто без согласования с клиентом. Если в работе есть критические данные, которые ни в коем случае не должны просочиться, то обязательно обсудите это ещё до сотрудничества и отразите в договоре;
  • все результаты работы, наработки, примеры, драфты, черновики сохраняйте себе! Не оставляйте файлы на диске с открытым доступом от фрилансера: создавайте папку со своей почты и копируйте всё туда. Фрилансеры чистят диски и могут поудалять многое, что вам когда-нибудь окажется нужным;
  • любые договорённости, изменения в ТЗ фиксируйте письменно. Даже если вы час общались и обсуждали проект в Зуме, после встречи напишите в чате краткие тезисы по беседе, чтобы их припарковать;
  • приходите к фрилансеру с ТЗ. Если нет ТЗ — не приходите с «ну как-нибудь вкусненько сделай» — приходите с референсом или попросите фрилансера помочь вам составить ТЗ. Многие делают это даже бесплатно, потому что сами заинтересованы в адекватной постановке задачи;
  • расскажите фрилансеру о дальнейших проектах, в которые планируете его привлечь. Это важно, чтобы исполнитель имел вас в виду и мог выделить под ваш проект рабочее время в будущем.

И на посошок пару рекомендаций в целом:

  • не терпите неадекватных исполнителей. Даже если они очень талантливы. Если вам кажется, что исполнитель своенравный, сложный, гордый, слишком чувствительный и ранимый, но делает классно, поэтому можно потерпеть, не обольщайтесь. Он будет руинить ваш рабочий процесс и мотать нервы;
  • помните о том, что у вовлечённость в проект фрилансеров != вовлеченности в проект штатных работников. У вас вряд ли получится пришить исполнителя к проекту на своих условиях, заставить быть на связи 24/7, добиться от него максимальной отдачи на уровне идеи сделать круто. Фрилансер — руки, он работает с тем, что вы ему даёте. Не ждите, что он будет делать больше, чем то, за что ему заплатили.

В комментариях буду ждать кулстори по работе с фрилансерами. Расскажите о вашем позитивном/негативном опыте!

2424
33 комментария

Юлия, отличная статья.
Это бесконечный Холивар между фрилансерами и заказчиками.
И кто кому что должен - каждый решает сам.
Распи7дяи есть как среди первых, так и среди вторых.
Остается поиск компромисса и условий, устраивающих обе стороны взаимодействия.

2
Ответить

Спасибо. Да, поиск компромисса — ключ

Ответить

Могу дать важный совет по работе с фрилансерами. Если вам кажется, что фрилансер делает что-то не так, и это не меняется после пары замечаний - сразу рвите с ним отношения. Лучше уже не станет, не теряйте время и найдите более качественного/адекватного специалиста. Сэкономите кучу времени, денег и нервов.

1
Ответить

Хороший совет, но не все готовы пройти ещё один круг ада и отыскать нового исполнителя. Поэтому часто пытаются дожать то, что есть

2
Ответить

шота мне кажется фрилансер казирок, а луна в третьем доме.. ну его нахер, неадекватного

Ответить

Я как исполнитель могу сказать, что как же жаль, что заказчики любят только требовать за копейки. Если у заказчика нет денег, чего он ждет? Если заказчик в процессе работы меняет условия или дополняет функционал без намеков на повышение оплаты труда - чего он ждет? Заказчик предлагает пройти тест на час-два , чего он ждет? Не уже ли заказчики думают исполнители такие дураки и занимаются волонтерством?
Я всегда переспрашиваю у своих заказчиков еще раз задачу, потому что надоело, что входе работы меняются условия. Или большинство заказчиков не умеют рассчитывать Дедлайн от слова совсем. Я сама как опытный фриланс, практикую работу ориентировочно 5-10 минут и рассчитываю свои сроки исполнения, рассказываю об этом заказчику, а потом я говорю свою цену. В основном заказчики оценивают мои аргументы положительно. Очень мало тех кто отказываются, но там все понятно, люди искали волонтеров.

1
Ответить

Требовать работать за копейки заказчики могут сколько угодно, фрилансер может просто не соглашаться) С ТЗ согласна, менять по ходу работы не круто, но если меняем, то будь добр, заплати.

С тестовыми не совсем поняла, что не так. Если вам не подходит такой вариант и тестовое делать не хотите — можно просто проходить мимо.

2
Ответить