«Человек-оркестр»: как частному мастеру в сфере услуг организовать работу

Чтобы наладить поток клиентов и все успевать.

«Человек-оркестр»: как частному мастеру в сфере услуг организовать работу

В России в самом разгаре сезон высокого спроса на рынке услуг. По данным Авито Услуг, в этом году заказчики стали искать мастеров на частном рынке в полтора раза чаще, чем в прошлом году (+53%). Такой активный рост спроса открывает частному бизнесу возможность наладить стабильный поток клиентов. Это особенно актуально для исполнителей, которые работают одни — таких, по данным исследования компании Oro, на рынке 70% от общего числа провайдеров услуг. Георгий Акопян, директор вертикали Авито Услуги рассказал, в каких сферах больше всего «специалистов-одиночек» и как самые успешные из них организуют работу в сезон высокого спроса на услуги.

На интернет-платформах растет спрос на услуги частных мастеров. Какие услуги востребованы больше всего

По данным аналитиков Авито Услуг, в первый осенний месяц больше всего в России вырос спрос на мастеров, которые занимаются косметическим ремонтом (+81%), предоставляют услуги по уборке (+41%), а также на специалистов бьюти-сферы (+36%), мастеров по установке техники (+24%) и репетиторов (+17%). Исследование агентства Oro показывает, что большинству исполнителей услуг в этих сферах высокий сезон обеспечивает полную загрузку, половине из них — еще и вдвое больший доход.

Рынок услуг во многом остается сферой для частного предпринимательства: сразу три четверти (79%) провайдеров услуг на рынке — это частные исполнители. При этом основной объем заказов и выручки на рынке услуг приходится именно на частных мастеров и микро-бизнес. По данным исследования, в сфере услуг по всей стране работает порядка 13,9 миллиона человек — это каждый 6-й россиянин трудоспособного возраста. Учитывая, что индустрия услуг по стране генерирует порядка 15,9 триллионов рублей выручки в год, потенциал развития предпринимательства в сегменте услуг в России высокий — найти клиентов и преуспеть в своем деле могут в том числе и те исполнители, которые работают одни без команды, на себя

Георгий Акопян, директор вертикали Авито Услуги

Работа с объявлением об услугах. Какие объявления приносят заказы

Сегодня мастера все чаще продвигают свои услуги онлайн. Кроме традиционного «сарафанного» радио все больше компаний и частных исполнителей в сфере услуг привлекают клиентов через онлайн-сервисы, в частности через сайты объявлений, где исполнитель может разместить свое предложение об услугах. Для этого самое важное — качественно подготовить свое объявление.

Рынок услуг постепенно переходит из оффлайна в онлайн. Так, по итогам 2022 года, более 40% заказов провайдерам принесли именно онлайн-каналы. Самыми популярными из них стали сайты объявлений (например, Авито) — их используют 36%, далее мессенджеры (Telegram, WhatsApp) — 29%, российские социальные сети — 25%, специализированные сервисы-агрегаторы — 18%. Платформу Авито Услуги используют 54% всех провайдеров услуг по стране, которые публикуют свои предложения в интернете. Это каждый второй исполнитель услуг в России. Во многом залог успешного продвижения услуг на площадке — правильно оформленное объявление об услуге

Георгий Акопян, директор вертикали Авито Услуги

В объявлении об услуге на онлайн-платформе можно дать описание услуги, определить ценовой диапазон и прикрепить фотографии выполненных проектов.

  • Описание. Максимально подробно укажите опыт, квалификацию и условия работы (рабочее время, сроки исполнения работ, работа в вашей мастерской или выезд на дом к клиенту). Чем меньше вопросов останется у клиента после изучения предложения, тем более вероятно, что он обратится именно к вам.
  • Цены. Подробный прайс-лист на услуги поможет привлечь больше клиентов. Так люди смогут сразу определить, сколько будет стоить обращение к вам по интересующему их запросу, и без лишних вопросов перейти к заказу услуги.
  • Фотографии. Используйте фото, чтобы показать свою работу и выполненные проекты. Кроме обычных фото можно показать коллаж «было-стало» — такой формат покажет наглядный эффект вашей работы и подойдет для многих сфер на рынке услуг: от клининга до бьюти-услуг.

Грамотно оформленное объявление об услуге поможет привлечь первые заказы. Но в дальнейшей работе с онлайн-площадкой все большую роль будут играть отзывы от клиентов.

Работа с обратной связью от клиентов. Как реагировать на отзывы

Работа с отзывами от клиентов — еще один важный аспект в продвижении своего дела на интернет-платформах. На основе полученных отзывов в профиле у мастера формируется рейтинг, от 1 до 5 звезд. Рейтинг и отзывы это во многом репутация мастера в онлайне: чем больше хороших отзывов от клиентов, тем, как следствие, больше новых заказов, и наоборот. Например, на Авито Услугах можно запросить у клиента отзыв после того, как сделка состоялась.

Хорошие отзывы помогут в привлечении новых клиентов. Поэтому важно не просто оказывать хорошие услуги, но и поддерживать коммуникацию с клиентами. Как работать с обратной связью от клиентов:

  • Старайтесь реагировать быстро: в идеале в течение суток. Регулярные ответы на отзывы покажут клиентам, что вам не всё равно, вы заботитесь о качестве своих услуг и дорожите репутацией.
  • Если отзыв положительный, поблагодарите клиента. Не отвечайте шаблонами.
  • Если отзыв негативный, не отвечайте на эмоциях. Постарайтесь разобраться в ситуации и предложить заказчику варианты решения. Для клиентов важны не только отзывы, но и ваша реакция на критику и благодарность.

Работа с потоком клиентов. Как управиться, когда клиентов стало много

Когда поток клиентов начинает расти, кажется, что нужно еще десять рук на сопутствующие делу бизнес-процессы. Привлечение новых клиентов, ведение рабочего расписания и другие вопросы, которые обязательно возникают, когда бизнес растет, специалисты-одиночки могут делегировать цифровым инструментам. Чаще всего они встроены в онлайн-платформы, на которых размещаются объявления об услугах.

Онлайн-платформы по поиску исполнителей услуг конкурируют за мастеров, поэтому стараются предложить самые эффективные инструменты для специалистов. Например, летом на Авито Услугах запустился сервис онлайн-записи к мастерам красоты. Он упрощает процесс коммуникации с клиентом: записаться на процедуру в нужное «окошко» теперь можно сразу из объявления. А мастеру теперь не нужно вести расписание вручную — сервис автоматизирует все записи. Сегодня на Авито Услугах ищут мастеров более 25 миллионов человек в месяц, и аудитория платформы постоянно растет. Это помогает обеспечить исполнителей, которые размещают объявления на платформе, стабильным потоком клиентов. Изучив все возможности онлайн-платформы, частный мастер может разгрузить себя и больше времени посвятить делу

Георгий Акопян, директор вертикали Авито Услуги
66