Дело против Лайк центра, продолжение

Верховный Суд рассмотрел дело по иску гражданина, который заплатил 250 тысяч за прохождение годового обучения, но спустя почти 5 месяцев отказался и потребовал вернуть ему деньги.

Лайк центр, сославшись на свою оферту, предложил вернуть 8% от стоимости обучения — 20 000 рублей. Гражданин не согласился с этой суммой и обратился в суд. Суды удовлетворили требования в части 20 000 рублей, в остальном отказали, но Верховный Суд отменил решения и направил дело на новое рассмотрение

Сегодня было опубликовано решение Забайкальского краевого суда, вынесенное при новом рассмотрении дела.

Меня зовут Чернов Артем, я партнер ALM Consulting, мы специализируемся на разрешении судебных споров, а также на юридическом сопровождении бизнеса. Давайте разберемся, что же нового произошло в этом деле и какие новые выводы сделал суд.

Важные выводы при новом рассмотрении

Верховный Суд, отменяя решения нижестоящих судов, указал, что положения оферты Лайк центра, в соответствии с которыми сумма возврата ставится в зависимость от срока, в течение которого заказчик предъявил свои требования, противоречит закону, а именно статье 32 Закона «О защите прав потребителей» и статье 782 ГК РФ. Согласно этим статьям заказчик вправе отказаться от исполнения договора в любой момент, возместив исполнителю фактически понесенные расходы.

При новом рассмотрении суд учел все указания Верховного Суда и сделал несколько важных выводов.

Во-первых, заказчик по договору на оказание образовательных услуг, в том числе если образование связано с созданием бизнеса, является потребителем, а потому подлежит применению Закон «О защите прав потребителей».

Представитель Лайк центра возражал против этого, ссылаясь на то что гражданин проходил обучение с целью последующего применения знаний для получения дохода. Все обучение строилось вокруг построения бизнеса.

Суды эти доводы не поддержали.

Образовательная услуга, как и другие услуги, с учетом установленных в статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дефиниций образования и обучения, имеет три составляющих:

- цель: в широком смысле — получение образования, в узком — получение конкретных знаний, навыков, умений;

- действия: передача знаний посредством информационного общения и потребление информации;

- результат: приобретение знаний, навыков и т. д.

Логика суда строится вокруг того, что процесс приобретения новых знаний, даже имеющих исключительно коммерческое применение, не может рассматриваться как услуга, которая направленна на извлечение прибыли.

Обучение ≠ извлечение прибыли

Это очень важный вывод, потому что сейчас есть неопределенность в практике и суды зачастую к курсам по предпринимательству отказываются применять положения закона о защите прав потребителя. А это означает невозможность взыскать штраф 50% от суммы требований, сокращенные сроки на рассмотрение требований потребителя, повышенная неустойка и многое другое.

На мой взгляд, этот вывод является логичным, закономерным и справедливым. Закон «О защите прав потребителей» выводит из под своего действия такие отношения, которые напрямую связаны с последующим извлечением прибыли. Например, покупка товара для его перепродажи.

Образовательная деятельность сама по себе не направлена на извлечение прибыли. Более того, знания, полученные в ходе обучения, не гарантируют последующий доход, также они могут быть не применены вовсе.

Во-вторых, суд указал, что установление в оферте положения о возврате денежных средств при отказе потребителя от договора, которое противоречит закону, ничтожно и не подлежит применению.

В оферте Лайк центра содержалось положение о том, что возврату подлежит 8% от суммы, поскольку потребитель обратился в определенный промежуток времени после начала обучения.

Суд же указал, что это положение противоречит закону и расчитывать сумму возврата необходимо иначе. Поскольку Лайк центр иных способов расчета суд не представил, то суд произвел расчет самостоятельно. Он указал, что обучение планировалось на 365 дней, а потребитель отказался от договор через 146 дней. И пропорционально количеству дней суд определил сумму подлежащую взысканию.

Поскольку истец пользовался образовательными услугами в период с 25 апреля 2021 г. по 18 сентября 2021 г. (дата получения заявления об одностороннем отказе от исполнения договора), что составляет 146 дней, ответчик обязан возвратить истцу денежные средства в сумме, равной размеру стоимости образовательных услуг, уплаченных по договору истцом, за вычетом части денежных средств, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого он являлся заказчиком по данному договору, что составляет 130 125,00 рублей, исходя из расчета: 216 875 (уплаченная сумма): 1 год (365 дней — продолжительность обучения) х 146 (дней пользования услугами ответчика) = 86750,00 рублей; 216 875,00 – 86 750,00 = 130 125,00 рублей

Данный способ расчета не является универсальным, но показывает подход суда, который претендует стать универсальным для всех.

Суды, на мой взгляд, теперь будут достаточно точно определять объем фактически оказанных услуг на момент отказа потребителя от договора. При этом игнорируя иные порядки, предусмотренные офертой, если они противоречат закону.

Также не стоит забывать, что помимо стоимости фактически оказанных услуг, суды еще учтут затраты на оказание этих услуг, например, найм спикера, аудитории и иные. Но бремя доказывания таких расходов лежит на исполнителе.

33
6 комментариев

Позитивные звоночки, что потребителя начали выйгрывать суды у мега корпораций.

2

ну это скорее исключение из правил

1

Однозначно, осталось еще вектор практики с маркетплейсами и каршерингами поменять, и будет совсем здорово

1

Наконец-то Верховный суд занялся делом. Давно пора уже прижать производителей бессмысленных курсов

1