Как сэкономить время и деньги при направлении претензии стороне

Добрый день, дорогие читатели, сегодня хочу поговорить с вами о том как сэкономить время и деньги при направлении претензии стороне.

Претензию можно направить контрагенту по электронной почте и другим электронным каналам связи, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано.

Я всегда обращаю внимание на этот момент при заключении договора. Проверяю, чтобы в договоре была формулировка, позволяющая сторонам обмениваться документами в скан-копиях по электронной почте, ЭДО, и даже в мессенджерах.

Ведь это удобно и быстро, а к тому же – бесплатно!

Главное четко прописать контакты, которые будут использоваться для переписки и установить ясность, кому они принадлежат, так как суд буквально толкует условия договора.

Ведь от того, насколько подробно будет заключен договор, будет зависеть дальнейшее применение этих норм.

В подтверждение сказанного, рассмотрим дело № А40-91914/2023, где суды первой и апелляционной инстанции оставили иск без рассмотрения, поскольку претензия была направлена по электронным каналам связи, посчитав, что претензионный порядок не соблюден.

Арбитражный суд Московского округа не согласился с позицией нижестоящих судов и в постановлении указал следующее.

Судами обеих инстанций не учтено, что согласно положениям п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора и приложены документы, подтверждающие его соблюдение. При этом законом не установлено каких-либо конкретных требований или условий к форме и содержанию претензионного письма, подлежащего направлению.

Кассационный суд сослался на п. 65 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», указав:

«Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано».

В подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истцом представлена претензия по договору поставки, которая была направлена ответчику по электронным каналам связи, что подтверждается оператором связи ООО «Компания Тензор» и цифровой подписью генерального директора ООО «П».

Таким образом, в силу вышеуказанных разъяснений, досудебный претензионный порядок урегулирования спора не может считаться не соблюденным, поскольку условиями заключенного между сторонами договора предусмотрена переписка по электронной почте.

Истцом представлено досудебное требование о возврате денежных средств, представляющее собой электронный документ с данными оператора связи, свидетельствующими о его отправке.

С уважением, Анна Степанищева, арбитражный юрист

Как сэкономить время и деньги при направлении претензии стороне
33
7 комментариев

Интересно было узнать о том, что электронная переписка сейчас имеет судебный вес

1
Ответить

Электронная переписка обычно даже признается письменной формой договора, если люди о чем-либо договорились, например, в любом мессенджере или иной программе электронной коммуникации и имеются скриншоты/скринвидео переписки. А недавно суд даже лайк признал акцептом условий договора, о чем тут тоже была новость 😇

2
Ответить

Вероятно, все же в целях экономии времени действовать по-старинке? Продублировать формально документ стороне Почтой России, а не оспаривать оставление без рассмотрения, как в описываемом кейсе.
При том, что занимает это по времени сейчас столько же времени, сколько отправка email. Я про онлайн почту.
Как считаете?

1
Ответить

Артем, спасибо за комментарий!
У каждого юриста свои отработанные методы работы.
Электронная почта - бесплатный сервис.
Не скажу, что отправить письмо очень дорого, но когда переписка постоянная....
Да и важен сам принцип: "Зачем платить, если можно не платить?"
У меня никогда не было проблем с отправкой по электронной почте.
Схема отлажена))
Однако, согласитесь, мы плавно переходим в он-лайн.
В перспективе арбитражные суды планируют перейти в исключительно электронный формат.
Поэтому, экономим бумагу, время и деньги и направляем любым электронным способом.

Ответить