Как мы запустили бизнес в Азии с экс-командой желтого банка. Думаете невозможно?

Как длинноногой блондинке привлечь акул банковского бизнеса, если те инстинктивно предпочитают брюнеток в очках? 👩‍🏫

Спойлер: быстро увлечь своими ... мозгами и опытом в IT

Как мы запустили бизнес в Азии с экс-командой желтого банка. Думаете невозможно?

Всем привет! Я Ксения Положенцева, СЕО студии X studio. Мы занимается разработкой мобильных и веб-приложений, сайтов, SaaS-сервисов и интернет-магазинов. Хочу поделиться историей нашего сотрудничества с экс-командой желтого банка в новом проекте для азиатского рынка.

Ксения Положенцева

CEO компании X Studio

Новый стартап на старые рельсы

Юго-Восточная Азия с недавних пор стала привлекательным регионом для развития банковских услуг. Здесь проживает свыше 600 млн. человек, но уровень эквайринга слишком низок по сравнению с Россией. Местные предприниматели активно инвестируют в банковский бизнес, потому что хотят наверстать упущенное в сфере таких инноваций, как мобильные кошельки, мобильные банки, кредитные веб-сервисы и приложения.

На рынке уже сложилась сильная конкуренция, поскольку исторически финансовыми потоками ворочают китайцы и корейцы. Не смотря на это, выходцы из желтого-банка решились в 2022 году запустить стартап в Азии – как самой привлекательной стране по текущим возможностям. Сферой внедрения финансовых технологий выбрали кредитование – то, с чего начинал банк в России. Услугой планировалось охватить широкие слои рядовых покупателей, которые не планируют покупки заранее и не копят заранее средства для похода в магазин.

– Будем знакомы! – Не так быстро…

Представьте, что вы собрались вселиться в темный особняк на перекрестке оживленных дорог. Не зная, что там внутри, какова высота потолков и где находятся выключатели света. Неопытный жилец сразу привезет к дому мебель, опытный – посветит фонариком в окно, чтобы «развидеть» интерьер и понять, с чем имеет дело. Для исследования рынка азиатскому стартапу с русскими корнями нужен был такой фонарик – MVP продукт, с которым можно зайти в нишу финансовых услуг и оценить возможности ведения бизнеса.

Он должен быть

  • экономичным,
  • универсальным,
  • быстро показать результат.

Когда представитель заказчика обратился к нам студию, то прислал микровводную без уточнения, кто заказчик, ЦА, для какой страны будет разработка и вообще конечные цели и масштабы проекта. Мы понимали, что клиент прощупывает рынок услуг, ищет адекватную команду, приемлемые цены и оценивает, как с ним общаются.

Умение выстроить коммуникацию, считаю, важный фактор переговоров, тем более когда проект может растянуться на неопределенный срок.

Мы довольно долго обсуждали проект – почти 5 месяцев – дольше, чем делали само приложение. Обговаривали вопросы и технического, и юридического характера, старались объяснить абсолютно все нюансы разработки, так как до этого заказчик не имел дела с no-code продуктами. Мыслей бросить проект из-за долгого пресейла не возникало, потому что нам было интересно все-таки сделать проект с таким клиентом и черпать из этого опыт.

Поиски разработчиков frontend веб-сервиса и мобильного приложения осложнялись условиями, в которых российским бизнесменам пришлось работать после известных событий 2022 года. Однако они увенчались успехом, и сейчас банковский продукт полноценно функционирует в азиатском регионе на основе нашего MVP – его дальнейшим развитием занимается сам банк.

Идея размером в три экрана

С чем к нам пришел заказчик? Покажется удивительным, но в июле прошлого года вместо минимального ТЗ нам прислали скрин с майнд-карты, на котором было всего три экрана телефона.

Идея состояла в создании мобильного приложения, которое автоматизирует клиенту расчеты с банком по оформленному кредиту.

Идея состояла в создании мобильного приложения, которое позволяет клиенту совершить покупку, когда он приходит в магазин, выбирает вещь, а денег на нее не хватает. Тогда он оформляет кредит, а затем достает смартфон, запускает приложение и с помощью этого сервиса пополняет счет и погашает долг. Приложение сыграло бы роль пробного шара для местного рынка, поэтому должно было обладать минимальными жизнеспособными функциями (MVP), быть недорогим и несложным в реализации.

Идею заказчик оформил в виде трех скриншотов экрана смартфона, которые предлагались будущему разработчику. Все остальное он планировал описать словами. Я подозреваю, что здесь, возможно, был хитрый замысел проверить, насколько хорошо исполнитель понимает и схватывает мысль с “полуслова”. То есть заказчик хотел выяснить, будет ли исполнитель достаточно гибким, чтобы успевать адаптироваться к изменяющимся вводным. Не забываем, что технического задания не было – мы сами писали его одновременно с разработкой.

Как нам удалось сработаться с командой клиента в составе 16 человек

На тот момент у нас уже были успешные кейсы в финтехе, например, продукты для PH-банка и Росгорстраха. Поэтому знали, что весь наработанный опыт пригодится и мы покажем хороший результат. Азиатский заказчик выбирал нас примерно среди 20 команд и достаточно долго к нам присматривался.

Почему выбрали именно нас?

Думаю, что мы подошли заказчику по четырем основным параметрам:

  • адекватности, продуктивной коммуникации,
  • умению слушать и предлагать хорошие решения. К примеру, мы предложили клиенту создать кроссплатформенное решение. Чтобы сберечь клиенту время и средства, делаем не три отдельных продукта (приложение для iOS, приложение для Android и web-сервис), а один, который развертывается на три области применения,
  • нашему опыту разработки MVP.
Как мы запустили бизнес в Азии с экс-командой желтого банка. Думаете невозможно?

Если разбить техническую реализацию проекта на 5 этапов, самым долгим был пресейл – с июля по октябрь. За это время мы обсудили все организационные и юридические вопросы, причем с нашей командой на той стороне работали пока два человека.

Старт разработки

На этом этапе с нами договорились, что берем на себя frontend разработку, а backend с бизнес-логикой остается на стороне заказчика. Выяснили, что полноценного технического задания нет, и сделать его – это тоже наша работа.

Работа в команде 20+ человек

На третьем этапе заказчик сформировал свою команду проекта и отдел backend разработчиков. Появилось больше ЛПРов, требований в ходе разработки , а сроки по прежнему были ограничены. Количество человек с их стороны увеличилось до 16! (на нашей – максимум 5) и коммуникация была довольной интенсивной. И еще разница во времени – у нас уже 2 часа ночи, а у них уже утро. Мобильное приложение разрабатывалось на лету, мы понимали заказчика, можно сказать, с полуслова.

Мы разбивали свое рабочее время на одно-двухнедельные спринты, заканчивали один, начинали следующий. Иногда возвращались назад и все переделывали, потому что заказчик менял подход к решению задачи. То есть мы старались проявить максимальную гибкость. Тестировали каждую функцию и вносили исправления, созванивались минимум раз в день, оперативно решали вопросы безопасности интерфейса.

Можно ли гладко сшить коды?

Сложнее всего было прикрутить нашу часть no-code, с которым банкиры желтого банка раньше не работали. Мы в основном использовали платформу визуального программирования Bubble и платформу идентификации и авторизации пользователя Auth0, которая существенно облегчает процесс входа в различные приложения.

То, что наша команда разбиралась также в классическом программировании, помогло качественно сшить no-code интерфейс с кодовой начинкой приложения. Сложность была еще в том, что сначала нам говорили делать frontend, который потом просто соединят с backend и базами данных. В действительности оказалось, что обе части делались одновременно, поэтому каждый функциональный «шов» занимал много времени.

<i>Немного кода no-code</i>
Немного кода no-code

Как успешно сдать тест?

На четвертом этапе выяснилось, что клиент хотел обкатать продукт практически на всех смартфонах. Дело в том, что местное население не слишком продвинуто в плане мобильных устройств и связи, часть продолжает пользоваться чуть ли не кнопочными телефонами. Мы не могли закупить 100500 телефонов разного типа и возраста, прогнать несколько сотен пользовательских сценариев. Так что воспользовались несколькими популярными сервисами для тестирования мобильных устройств на Android и iOS, в том числе Lambdatest.

Заказчика наши результаты тестирования удовлетворили, и в декабре 2022 года мы передали приложение в продакшн.

Получается, что выдали жизнеспособный продукт меньше, чем за 3 месяца, фактически подняв его с нуля. Еще в течении 1,5 месяца подкручивали и обновляли некоторые сценарии уже функционирующего сервиса. К этому моменту в приложении было зарегистрировано уже более 1 400 человек, совершенно порядка 16 500 активных сессий.

Над проектом нам работалось достаточно непросто, но очень интересно – нетипичная для нас задача, ограниченные сроки разработки, специфические требования к безопасности. Мы горели энтузиазмом, команда была мега замотивирована, нам интересен был результат, опыт и взаимодействие с таким клиентом. Для нас это была одна из самых разнообразных задач по реализованным техническим требованиям к разработке.

Нужны ли no-code решения современному бизнесу?

У нас получилось достаточно «жирное» приложение, облегчающее процесс покупки в кредит до невозможности. История и расписание платежей, кредитный калькулятор, напоминания о погашении, 5 способов пополнения счета, онлайн-банкинг и еще много всего. То, чего у азиатского покупателя или продавца еще не было, во всяком случае, в обычном смартфоне.

Наша главная фишка – простой подход к сложным задачам, где возможности no-code проявляются максимально эффективно.

Безкодовые решения современного бизнеса создается быстро и экономно. Будучи опробовано в рыночных условиях, в случае успеха такое решение может «обрасти» традиционными цифровыми технологиями.

А что реально нужно стартапу?

Любому стартапу и новому бизнесу нужен тестовый продукт и определенный объем инвестиций для входа на рынок. Эта формула многим известна и очевидна, но не всем. Я считаю, что какой бы сложный, высокотехнологичный не был продукт, идея, гипотеза, их всегда сначала можно реализовать в виде MVP, не тратя десятки миллионов и годы на разработку. То есть начинать серьезный программный продукт следует с более дешевого и быстрого в разработке приложения для оперативного получения ответной реакции рынка. При этом MVP в подавляющем большинстве случаев можно реализовать способом no-code разработки.

Закон Мейера гласит: “Усложнять просто, а упрощать – сложно”. Это действительно так, поэтому многие разработчики идут по пути усложнения там, где это нецелесообразно. Потому что так бывает проще. Но не для клиента.

Что нужно бизнесу на начальном этапе развития? Разработать сайт или интернет-магазин, мобильное или web-приложение, SaaS-сервис или портал, получить готовый MVP за 3-4 недели. Нам интересно, как это все будет работать в условиях реального рынка – может, что-то понадобится улучшить, что-то добавить, что-то исправить? При этом не раздувая бюджет, потому что за свое творение нужно испытывать гордость, а не стыд.

Постоянная коммуникация с клиентом, продуктивный фидбэк – основа крепкого сотрудничества. Наша команда научилась отлично ладить с заказчиком, подробно обсуждая нюансы проекта, чтобы как можно раньше понять, насколько мы подходим друг другу. Это как шестеренки в часовом механизме – каждая крутится в свою сторону, но все вместе вращают стрелки в нужном направлении. С нами можно сэкономить время, нервы и деньги, потому что мы научились выбирать из множества вариантов решения самое эффективное.

P.S. Если бы сейчас мне предложили снова сделать этот проект, мы бы ничего не меняли. Нам было очень интересно работать в такой большой команде, так что с подобным заказчиком, наверное, смогли бы сотрудничать на сплошном альтруизме.

4949
64 комментария

И где же на вас натолкнулись бывшие тинькофцы? А то прям шли и споткнулись об вас. Может кто-то помог?

4

Харизма основательности студии, оформленный LinkedIn и божья помощь свели нас с заказчиком)

2

Филиппинская команда бывшего Тинькофф - не те люди, к которым можно подъехать со своими протеже. Они не покупаются, а сами покупают. Поэтому смогли себе позволить, вероятно, лучшее, что нашли на тот момент в среде ноукодеров.

У стенда ТинькоФФ банка

Я Ксения Положенцева, СЕО студии X studio
- ясно

Ксения Положенцева
SЕО студии X studio
- понятно

Харизма основательности студии..
- основательно…

Как решали вопрос безопасности личных данных? Не утекут?
…. Скрестили пальчики, чтоб не утекли

- офигенный план, надёжный как швейцарские часы! 🙃

4

Илья, доброе утро! Нам только вас в команде и не хватало. Хотите присоединиться к команде копирайтеров и редакторов, чтобы вычитывать тексты перед публикацией, а не после?🫠

А план да надежный, его британские ученые разрабатывали, а мы внедрили)

1

Вижу 21 комментарий, но счётчик показывает другое:

1