Бизнес-процессы нужны, чтобы масштабировать деятельность без увеличения стоимости.На этом можно закончить статью. Но мы хотим рассказать, как собственнику понять, что пора начать думать системно.Загибайте пальцы:Ситуация 1:Менеджеры и вы сами, пытаясь договориться о том, что/как/когда/чьими силами/какой стоимостью делать, вместо фиксированного результата, регулярно переходят на повышенные тона, а встречи оканчиваются ничемПроблема: временной ресурс потрачен, решение отсутствуетСитуация 2:Перестало быть понятно кому поручить новую работу - все заняты всемПроблема: где брать ресурс на новые направления деятельности?Ситуация 3:На обсуждение способа решения задачи уходит больше времени и сил, чем на реализацию решенияПроблема: пока идет обсуждение, конкуренты действуютСитуация 4:Много рутины тянет за собой еще больше рутиныПроблема: возникает ощущение, что решение элементарных задач, занимает работой целый отдел сотрудниковСитуация 5:Вы часто меняете руководителей среднего звенаПроблема: либо вы их изначально не правильно подбираете, либо они сбегают от беспорядка. Итог один - вложенные в адаптацию силы можно было потратить более продуктивноЕсли это напоминает вам ваш бизнес, то пора что-то менять: при такой ситуации расходуются два главных ресурса - время и деньги, первый - невосполнимый. Но не у всех же так... Как другие организовывают их бизнес?Как они переходят от “вручим кому-то, вдруг вывезет” к управляемому процессу? Это просто магия процессов :)Я знаю, что термин “Бизнес-процесс” звучит скучно и фундаментально.Да - это не так весело как предпринимательство. Но нет ничего более печального, нелепой попытки управлять хаосом.На деле разделение на типовые действия в рамках процесса упрощает всем жизнь и позволяет перестать тратить время на выяснение "как это сделать?" Можно сразу перейти к главному - выполнению.Плюсы выкристаллизовывания из хаоса бизнес-процесса:Фокус внимания на требуемом результате.Определяем качество и параметры требуемого результата.Уменьшаем конфликты и уровень стресса, потому что что люди - исполнители знают, чего от них ждут. А люди - руководители не требуют больше того, о чем договорились. Способность создать ясность в голове своего подчиненного говорит о высоком уровне руководителя.Формируем базовый уровень измерения эффективности и стоимости повторяющихся действийТут остановлюсь подробнее: в подходе “поручил - сделай” ты говоришь “сделай работу - покажи результат”. Ты оцениваешь один из двух важных показателей - результат.Второй - эффективность показывает сколько результат нам стоил. Зная эффективность процесса, руководитель может дать корректировочную обратную связь и повысить качество работы в единицу времени.А еще мы часто рассказываем про показатели бизнеса в нашем ТГ канале. Например, тут про показатели для владельца.Перераспределяем и оптимизируем нагрузку: сколько стоит час работы руководителя высшего звена и час работы менеджера? Как часто вы понимаете, что работаете очень дорогим менеджером?Делегировать подчиненным задачи, можно только при наличии процессов. Когда руководитель делегирует хаос, он по-прежнему не способен этим управлять.Масштабируем бизнес с минимальными финансовыми и временными затратами, потому что он будет, как сборка на конвейере - отдельные части можно менять местами, а исполнителей сделать взаимозаменяемыми.Обеспечиваем одинаковый результат при выполнении одних и тех же операций.На первый взгляд внедрение процессов - дополнительная нагрузка. Но итогом всегда является оптимизация деятельности в пользу:Сокращения сроков и стоимости.Увеличения доходности и соответствию полученных результатов ожиданиям клиента.Процессы позволяют сотрудникам не тратить лишнее время на самую энергоемкую деятельность - мышление!Расскажу на примере.Клиника косметологии и пластической хирургии с хорошей технологической базой. Во главе врачи - производственный персонал, непосредственно приносящий деньги за свои часы работы.Проблема в отмененных записях на дорогие операции и косметологические манипуляции. После анализа узнали, что часть процедур отменены самими врачами, потому что в клинике не было необходимых расходников. Были какие-то - альтернативные, а не то, чем хочет работать врач.Почему нет поставок? Причин две:Недостаток свободных средств для закупкиЗакупка буксует из-за отсутствия нормального закупочного договора и организации логистикиЭту функцию возложили на главного врача, а он, напомню, зарабатывает деньги - у него пациенты в записи на консультации, процедуры и осмотры. Ему не хватает времени на административную работу.Решать проблему начали с конца - привлекли к составлению договора юристов, а к самому процессу контрактования менее дорогостоящий персонал - администраторов. Потому что час работы врача в несколько раз дороже часа работы менеджера.Пока выясняли причину нехватки средств на закупку, нашли то, чего не ожидали найти - место утечки денег.Дело в том, что клинический план работы строился на записях будущих периодов, не подтвержденных предоплатой. Средства с предоплаты должны были расходоваться на закупку расходных материалов для будущих процедур. А также предоплата - это сдерживающий фактор отмены для пациентов, которые могут передумать в последний момент.Знаете почему не брали предоплату? Потому, что главный врач не мог найти время на согласование еще одного договора на предоплату!Выходом из проблемы решили договорную работу отдать на аутсорс - после оценки поняли, так дешевле и быстрее. Процесс заключения договоров закупок и предоплаты перераспределили между более дешевыми сотрудниками.У главного врача повысилась эффективность по основному направлению деятельности, которое приносит в десятки раз больше денег, чем расход на зарплату менеджеров.Видите, как рутинная операция по согласованию и заключению договора рушит месячную выручку, потому что функция замкнута не на том человеке? Что мы сделали с точки зрения процессного управления?Мы организовали процессОтделили действия от исполнителяДелегировали дешевому сотруднику, имея рычаги контроляЗаранее предусмотрели риски и компенсационные мероприятияИтогом удешевили процесс.Самое важное - мы передали рычаги управления и ответственность за не несущие ценность действия туда, где это не мешает зарабатывать деньги!Было интересно или полезно? С чем вы не согласны? Ждем вас в комментариях на обсуждение!Заинтересовались и хотите больше такого контента, ждем вас в нашем телеграм канале!
Интересный кейс с клиникой.
И полезный с точки зрения "посмотреть под другим углом".
Спасибо за комментарий! Мы стараемся рассказывать сложные теоретические штуки с опорой на примеры из жизни.
Илья, привет. Круто, что начал публиковаться на vc. По личному общению понял, что у тебя большая экспертиза. Жду новых крутых статей!
Привет! Спасибо большое! Не простое это дело, но очень нужное!