Почему в России плохие дороги?

Как известно, в России две беды – дураки и дороги. Но если честно, я не могу согласиться с тем, что дороги – наша основная проблема. И вот почему.

Почему в России плохие дороги?

Например, хотя бы потому, что я с 2012 года наблюдаю за этим рынком и вижу, насколько он шагнул вперёд. Появились новые технологии, усовершенствовался лабораторный контроль, качественно изменились материалы дорожного строительства и существенно расширилась дорожная сеть.

Многие, конечно, равняются на Европу, но равняться на кого-то без учёта внутренних особенностей – путь в никуда. Особенно для страны с такой огромной территорией, как у нашей, и с существенными региональными различиями в климате. Для нас недостаточно остановиться на чём-то одном, потому что каждый отдельно взятый территориальный отрезок требует собственного решения.

Сейчас в сфере активно производятся исследования: изучаются особенности и разрабатываются концептуально новые технические решения. Дураки действительно были и будут проблемой, но с дорогами всё куда радужнее. Будем развенчивать миф (по крайней мере, его вторую половину).

При подготовке материала я искала релевантную статистику и обратила внимание на опросы жителей. Респондентов спрашивали, почему, по их мнению, дороги находятся в том состоянии, в котором находятся. И вот как выглядят данные этих опросов:

  • Около 87% считают, что у нас дороги плохие из-за воровства и коррупции

  • 53% винят в этом разгильдяйство властей
  • 42% – разгильдяйство дорожников
  • 29% возлагают ответственность на безразличие населения, которое не способно требовать лучшего
  • 12% считают, что одним из основных факторов является плохой климат
  • 5% генерализуют проблему: «Просто страна бедная, не хватает денег»
  • И только 3% считают, что дороги хорошие!

На самом же деле, далеко не все дороги в России можно назвать плохими. Тем не менее, назвать все дороги хорошими тоже не представляется возможным, и на это есть несколько причин:

  1. У России огромная территория с умопомрачительным количеством дорог и развязок. Одновременно поддерживать их все в хорошем состоянии затруднительно, а отдалённые или малонаселенные районы имеют дополнительные проблемы в виде недостаточного количества ресурсов для обновления и ремонта.
  2. Климатические условия в некоторых регионах России могут усложнять поиск оптимального состава дорожного покрытия. Потепление и заморозки весной и осенью неизбежно влекут за собой повреждения асфальта, а долгие зимы с колебаниями температуры и вовсе приводят к разрушению дорожного полотна.

  3. Дороги, особенно на междугородних трассах, часто принимают на себя интенсивный транспортный поток, включающий грузовые автомобили, что напрямую влияет на степень износа и становится причиной необходимости частого ремонта.

  4. Финансирование и управление дорожными предприятиями в некоторых случаях может быть неэффективным или недостаточным, что ограничивает возможности как по обновлению дорог, так и по их ремонту.

Тем не менее, государство и региональные власти в России активно работают над улучшением дорожной инфраструктуры: регулярно ремонтируют уже существующие дороги и строят новые, а также пересматривают стандарты качества строительства и ремонта.

Так, всё-таки, что же за сложный слоёный пирог эта «дорога»?

Сначала разберёмся с определением: оно в России закреплено законодательно.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

А теперь наглядно посмотрим на то, по чему мы ездим:

Почему в России плохие дороги?

Много всего, правда?

Различная плотность слоёв и их количество, к сожалению, делают данную систему уязвимой, из-за чего могут появляться колеи и ямы.

Возникновение колеи и провалов на дороге, вызванное перемешиванием слоев в некоторых случаях — серьезная проблема безопасности дорожного движения: подобные деформации могут привести к авариям.

Колееобразование начинается, когда грунт, находящийся под основанием, становится мокрым или подвергается другим воздействиям, приводящим к его перемещению. В результате основание начинает проваливаться или опускаться в местах, где произошло перемешивание слоев. Это и приводит к образованию колеи.

Провалы, создаваемые перемешиванием слоёв, могут быть ещё более опасными и провоцировать возникновение не просто колеи, но ямы. В ямах колеса автомобилей могут застревать и повреждаться, что даже в большей степени опасно с точки зрения возникновения потенциальных аварий.

Для решения проблемы с колеями и ямами необходимо проводить регулярное техническое обслуживание и ремонт дорожного полотна, а также своевременный мониторинг.

Казалось бы, всё просто, логично и лежит на поверхности, верно? Осталось только придумать, как это воплотить, и вот оно: готовое решение проблемы.

Здесь как раз и кроется загвоздка.

Дело в том, что укрепление основания дороги – сложный и многоаспектный процесс, и у каждого из возможных способов есть свои преимущества и недостатки.

Один из самых распространенных методов заключается в использовании геосинтетических материалов. Эти материалы помогают распределить нагрузку от движения транспорта равномерно, уменьшая напряжение на основание дороги и предотвращая перемешивание грунта и песка. Геосинтетические материалы могут быть различных типов, включая геотекстиль, георешётку и геосетку.

Ещё один способ укрепления основания – использование геосеток из полимерных материалов. Геосетки помогают удерживать и фиксировать песок и грунт, предотвращая их перемещение и вымывание во время осадков, что позволяет сохранить стабильность и прочность основания дороги.

Также существует метод укрепления основания с использованием грунтовых функциональных добавок. Это такие добавки, как, например, полимерные агенты: они способствуют улучшению структурных свойств грунта, увеличивая его несущую способность и стабильность.

При всём при этом необходимо учитывать множество факторов. Как минимум, это:

  • тип почвы

  • климатические условия

  • интенсивность транспортного движения

С учётом обширности наших территорий, сочетаний возможных вариантов даже по этим трём базовым критериям – несметное количество.

Плюс мониторинг/улучшение/ремонт дорожного полотна на регулярной основе. Фронт работ – колоссальный. А сами работы – трудоёмкие, часто долгие и почти всегда непростые.

Итого мы имеем

Новые технологии и компоненты добавляются в процессе производства асфальтобетонного покрытия постоянно. Они позволяют улучшить адгезию между дорожным покрытием и шинами автомобиля, что предотвращает скольжение и обеспечивает безопасность движения, особенно в условиях неблагоприятных погодных условий.

Также инновации позволяют сделать дороги более прочными и долговечными. Модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками устойчив к резким изменениям температуры и не склонен к трещинам, что обеспечивает качественное и долговечное покрытие дороги.

В результате использования новых технологий и компонентов, дороги становятся более безопасными и надёжными для пользователей. Это повышает комфорт и уверенность водителей, а также снижает риски аварий и повреждений автотранспорта.

И это всё, безусловно, прекрасно.

Однако нельзя не учитывать, во-первых, фронт работ, а, во-вторых, неуниверсальность решений из-за большой вариативности заданных условий.

Поэтому хотелось бы сказать следующее: развитие технологий в строительстве дорог, позволяющее создавать более качественные и долговечные покрытия, обеспечивая безопасность и удобство движения для всех участников дорожного движения, это здорово.

Уже хотя бы поэтому нельзя, как мне кажется, утверждать, что дороги плохие.

Работать есть над чем, особенно с учётом беспрецедентности российского опыта: из-за территориальных и климатических особенностей мы во многом первопроходцы, что тоже накладывает свой отпечаток.

Можно с уверенностью сказать одно: направление, в котором мы двигаемся — определённо правильное.

Это и многое другое: ещё больше исследований и новых технологий, отраслевой кадровый дефицит, проблемы строительства и транспортировки материалов — мы с жаром и вовлечением обсуждаем на наших дорожных конференциях «Мир битумов», «Дорожные материалы» и «Геосинтетика».

Приглашаем присоединиться: ведь мы все ежедневно передвигаемся по дорогам. Так пусть это движение будет в нужную сторону!

33
3 комментария

Вы правильно обозначили, мы смотрим на других, но не учитываем наших особенностей. Да и никогда не выйдет ничего хорошего, когда нет собственной системы, везде понемногу берем и остаемся с ямами на дорогах

2
Ответить

Благодарю Вам за комментарий и поддержку позиции.

Ответить

Различная плотность слоёв и их количество, к сожалению, делают данную систему уязвимой, из-за чего могут появляться колеи и ямы.

Хочу смеяться пять минут!

Ответить