Где брать идеи для контента в SaaS

10 источников идей, если вы занимаетесь созданием контента для онлайн-сервиса.

Где брать идеи для контента в SaaS

Привет, на связи Топвизор и его директор по продукту Юля Федотова. Так сложилось, что очень много времени я уделяю созданию всего контента, связанного с сервисом: справочного руководства (и даже написала об этом отдельную статью), лендингов, соцсетей и многого другого. И когда я только начинала заниматься соцсетями Топвизора, то боялась, что быстро исчерпаю все свои идеи и писать станет не о чем. Однако мало того, что они не закончились, так мне еще и удается постоянно находить новые идеи для статей и постов. Здесь — мои источники идей с реальными примерами из наших соцсетей и советами о том, где брать контент и как через него доносить ценности сервиса.

Зачем SaaS нужен контент

Для начала ответим на вопрос, зачем же вообще это все нужно. Сейчас считается, что у каждого сервиса должны быть соцсети, это уже такой гигиенический минимум, а еще их нужно регулярно вести. Вы спросите, где пруфы, и они есть у меня! Мы спрашивали наших пользователей, почему они выбрали Топвизор, и не на последнем месте был ответ о том, что какие-то конкуренты стагнируют, не развиваются. То есть не публикуют обновления, не ведут соцсети. Из-за этого складывается ощущение, что сервис не растет, в него не добавляются новые инструменты и функции. Соцсети и/или блог показывают, что вы живые: растете, развиваетесь, прислушиваетесь к мнению пользователей — и до вас, если что, можно достучаться.

Контент также увеличивает вовлеченность пользователей в ваш продукт. Некоторые пользователи начинают свой день с просмотра наших соцсетей на предмет чего-то новенького и полезного, читают новости в нашем бренд-медиа Топвизор-Журнале — оттуда они узнают о новых инструментах и могут по максимуму использовать старые, пробуют функции, которые раньше не использовали.

Для кого мы пишем. Портрет читателя

Неплохо иметь представление о людях, для которых вы пишете. Моим искренним убеждением всегда было то, что в первую очередь контент от сервиса создается для пользователя какого-то сервиса. Да, полезный контент нужно разбавлять командой, шутейками и прочим, но основа основ — если человек не пользуется Топвизором как сервисом, то канал Топвизора в телеграме ему нафиг не сдался, даже если там будут какие-то новости из мира SEO.

Поэтому мы не закупаем рекламу на канал Топвизора и не ставим целью рост числа подписчиков: нам важнее вовлеченность. Но мы активно переливаем аудиторию из рассылки и через уведомления на сайте в канал: такие люди явно пользуются сервисом, и в канале их ждет реальная польза (здесь и далее я буду в основном рассказывать о канале в телеграме, в остальных соцсетях мы делаем кросспостинг, хотя постепенно отходим от этого). И это работает: мы получаем много подписок на канал из рассылок и пушей (сейчас это до 10 подписок за раз, но раньше счет шел на десятки), а количество подписчиков канала составляет неплохой процент от нашей активной аудитории в сервисе (конечно, параллели напрямую не провести, но для понимания примерного максимального количества подписчиков я приняла количество активных пользователей).

Недавно мы провели в канале опрос, который показал, какого уровня специалисты его читают и какие рубрики они считают полезными. Ожидаемо оказалось, что полезнее всего для аудитории канала лайфхаки по использованию сервиса и новости — а это наш основной контент.

Проголосовала, чтобы показать результаты. Вообще мы просили членов команды не голосовать в этих опросах
Проголосовала, чтобы показать результаты. Вообще мы просили членов команды не голосовать в этих опросах

По уровню специалистов можно сказать, что у нас очень много матёрых сеошников, так что можно не бояться делать сложный контент с неочевидными лайфхаками. Но и новичков много.

Почти равное распределение. А вы говорите, что нельзя делать контент для всех
Почти равное распределение. А вы говорите, что нельзя делать контент для всех

Это можно учитывать при подготовке постов и делать посты по уровню сложности примерно в такой же пропорции.

Лайфхаки по использованию сервиса — самый первый тип постов, который мы вообще придумали. Они стабильно набирают много реакций и пересылок. Также мы сохраняем их в базе знаний службы поддержки, чтобы они могли быстро поделиться каким-то лайфхаком и не описывать его детально. У лайфхаков много источников, так что начнем!

#1. Обращения пользователей

В любом сервисе есть узкие места: либо их так просто не поправишь, либо они обусловлены какими-то архитектурными причинами. А еще в них путается большое число пользователей. Спросите свою службу поддержки, с какими вопросами к ним часто обращаются. Мы так и сделали — и получился, например, вот такой пост. А еще их можно собирать в подборки.

Также можно написать не о массовых проблемах, а о каком-то интересном кейсе использования сервиса. Например, в Топвизоре есть инструмент «Радар», с помощью которого можно собирать любой контент со страницы. Один пользователь собирал с его помощью цены со страниц конкурентов, а другой — количество товаров в категории и их наименования с описаниями. Из этого получился вот такой лайфхак. Недавно мне рассказали о юзере, который собирал заголовки статей с vc, и скоро мы тоже сделаем лайфхак из этого кейса (уже сделали!).

Но и это еще не все! Распространенные вопросы по одной теме мы собираем в карточки-FAQ или вот в такие подборки. FAQ можно сделать по всем инструментам сервиса. У нас платформа инструментов, так что в серии уже 10 постов — хватит, чтобы месяц обеспечивать постинг в канале. Про FAQ наш продуктовый редактор Сабина написала целую статью — почитайте: там о том, чем такой формат полезен и как мы делали для него дизайн.

#2. Новости сервиса

Регулярно у нас появляется новый функционал — грех про него не писать. Сначала мы пишем одну новость, например, как тут; потом делаем дайджест с новостями за месяц, как здесь; а после делаем еще и рассылку с дайджестом на email плюс ссылку на дайджест в телеграме пуляем в новость на сайте. Вот так это выглядит:

Часто отправляем и лайфхаки отдельно
Часто отправляем и лайфхаки отдельно

Написал новость один раз, а использовал ее четыре раза. Переиспользование контента рулит!

#3. Отраслевые каналы, блогеры, инфлюенсеры

Те же лайфхаки, но из другого источника — от инфлюенсеров в вашей сфере. Они могут писать не про ваш продукт, но, во-первых, они транслируют офферы и смыслы, которые очень помогут вам в позиционировании. А во-вторых, ничто не мешает вам адаптировать функционал, который они описывают, под свой продукт (если у вас он, конечно же, есть). Например, так родился этот пост. Я увидела в одном канале пост про то, как можно следить за доступностью сайта, и первым делом подумала, что это же можно делать с помощью Топвизора!

Такие посты отлично залетают, потому что блогеры ближе к народу и мыслят с точки зрения реальной прикладной пользы, по крайней мере в SEO точно. Поищите какую-нибудь подборку с каналами в своей сфере и подпишитесь на все (например, я когда-то подписалась на все каналы из этой статьи). Важно не мьютить их, а реально читать, чтобы черпать идеи для постов. Постепенно вы оставите в подписках самые полезные и откроете для себя кладезь идей.

#4. Форумы, чаты, отзовики, комментарии

Похоже на предыдущий пункт про блогеров, но для меня тут важно, что это совсем другая схема потребления контента. Каналы постят свои новости сами, и они попадают в мою ленту, пропустить их невозможно. Обычно я читаю их в транспорте и сохраняю интересное, а потом пишу посты. Форумы же, комментарии и чаты нужно мониторить самому, заходить на них, смотреть новые темы и ответы. Можно настроить уведомления о новых темах и трекать упоминания, но мы так пока не делаем (у меня настроены только упоминания Топвизора в телеграме через @PayoutsBot). Однако вот этот пост родился именно из обсуждения в комментариях одного канала о том, как надо смотреть таблицу с проверками позиций: слева направо (новые проверки слева) или справа налево (новые проверки справа).

#5. Упоминания сервиса

Показывайте, что вы на одной волне с сообществом и прислушиваетесь к нему. Если вас упомянули в посте, запостили фотку с вашим мерчем, сделайте репост в канал с какой-нибудь благодарственной подводкой. Или лишний раз подсветите ваши преимущества и какие-то интересные функции. Недавно взяли важную высоту — на наш мерч сделали анбоксинг! Конечно, мы сделали репост в группе «ВКонтакте».

#6. Жизнь компании. Корпоративы, офис, достижения

Людям нравится наблюдать за людьми и чем они живут. Всегда интересно, что за команда стоит за продуктом, которым ты пользуешься, поэтому периодически (примерно раз в месяц) мы постим какие-то новости про нашу команду. Что это может быть:

  • Как мы съездили на корпоратив или на конференцию, тур по нашему офису. Еще у нас были посты про офисную библиотеку, про то, как мы перерабатываем мусор в офисе и что для знакомства с новичками играем в «Бинго». Кроме знакомства с командой это еще и отлично работает на HR-бренд, если отдельных каналов для этого нет. Я не считаю, что маленьким командам они нужны: там просто не будет столько интересного контента, чтобы привлекать подписчиков.
  • Что мы получили какую-то награду, например бронзу за телеграм-канал (так что я знаю, о чем говорю). Даже если это не связано с SEO, вы показываете в целом экспертность своей команды и мотивируете ее на новые свершения.
  • Наши статьи на других ресурсах — например, на vc. Тоже показывает скилл команды и особенно будет привлекать соискателей.

#7. Кейсы, истории, отзывы от ваших пользователей

У нас есть функция переноса данных из сервисов конкурентов в Топвизор, и недавно мы запустили цикл статей от клиентов, которые им воспользовались. Мы берем интервью и спрашиваем, почему они перешли в Топвизор, подсвечиваем преимущества сервиса, подчас неочевидные. Хоть это брендовые статьи, кто-то может сделать выбор в пользу сервиса именно после нее, иначе у других сервисов не было бы таких разделов. К тому же вы опять-таки слышите, на что обращают внимание при выборе сервиса, и можете наделать лайфхаков по каждой фиче (кроме того, что это сама по себе бесценная информация).

Еще мы собирали отзывы для лендингов и тоже кросспостили их в соцсети. С каждым экспертом подписывали разрешение на использование фото и в соцсетях в том числе. Но главное — не частить с таким контентом. Ведь никто не будет постить о себе негативные отзывы, плюс аудитория в вашем канале уже вас выбрала. Им особо не нужны лишние подтверждения вашей крутости, поэтому такие посты выходят у нас раз в несколько месяцев.

#8. Новости индустрии

Мы не очень активно постим такое в основном канале, поэтому все сеошные новости у нас выходят в канале Топвизор-Журнала (кстати, если всегда хотите быть в курсе всего, что происходит в SEO, подписывайтесь). Но самые важные статьи и карточки мы оттуда репостим, например, как в этом посте про факторы ранжирования.

#9. Шутейки и профессиональные поздравления

Какой пустой была бы жизнь без мемов! У каждой профессии есть свой праздник, поэтому мы поздравляем пользователей с днем сеошника, а еще с днем работника технической поддержки, где не преминем еще раз подчеркнуть преимущества работы с нами. Пару раз постили мемы, но сильно не увлекаемся.

#10. Ваша безграничная фантазия

Бывает так, что функция новая и про нее никто не пишет. Или вы (да-да, вы — вы же знаете свой продукт лучше всех!) помните, что у вас есть какая-то фича-самородок, которая будет полезна всем вашим пользователям. Расскажите о ней! У меня так родился пост про то, как украсть запросы конкурентов. И число людей, использующих инструмент, выросло.

Поделитесь, откуда вы черпаете идеи для контента? А если вам интересно еще почитать про управление онлайн-платформой из первых рук, подписывайтесь на мой канал «Продакт тётя Юля» — рассказываю о сложностях, с которыми сталкиваюсь в работе, и о том, как их преодолеваю.

1111
4 комментария

Вы бы знали, как утомил заход «Привет, на связи ocherednaya_huinya_name».

Надеюсь, что эти несколько не слов не помешали вам прочитать остальной текст статьи)

1

Все сейчас берут идеи от ИИ и дорабатывают под себя, почему вы это не указали, потому что негативно относитесь к такому способу?

Никогда не пользовалась ИИ для этого, поэтому ничего не могу сказать)