Оспаривание текущей и архивной кадастровой стоимости недвижимости

Арбитражный суд г.Москвы
Арбитражный суд г.Москвы

Оспаривание текущей стоимости

В настоящее время 59 из 89 регионов Российской Федерации перешли на новый порядок пересмотра кадастровой стоимости. Остальным регионам это предстоит сделать до 01 января 2026 года в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 269-ФЗ.

Новый порядок пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества определен ст.22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ, которая закрепляет преимущественно административный внесудебный порядок установления рыночный стоимости объекта недвижимого имущества. Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц.

Для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере ее рыночной стоимости необходимо обратиться в бюджетное учреждение или в МФЦ с заявлением по форме, утвержденной приложением №1 к Приказу Росреестра от 06.08.2020 N П/0287. К заявлению необходимо приложить отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа. С заявлением необходимо обратиться в шестимесячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.

Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения заявления бюджетное учреждение принимает решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Отказ бюджетного учреждения может быть обжалован в судебном порядке. В случае удовлетворения административного иска, суд признает решение бюджетного учреждения и устанавливает кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным, бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.

В тех регионах, где не было принято решение о переходе на новый порядок пересмотра кадастровой стоимости, ее оспаривание должно происходить в порядке, определенном ст.22 закона "О государственной кадастровой оценке". Согласно п.3 ст.6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Необходимо отметить, что порядок оспаривания, установленный ст.22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" имеет отличия от порядка оспаривания, установленного ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ. Так, п.1 ст. 22 закона N 237-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В свою очередь в ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что только для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок. Таким образом, для юридических лиц закон N 135-ФЗ предусматривает обязательный внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

В судебной практике можно найти подтверждение того, что в тех регионах, где новый порядок не был введен, оспаривание кадастровой стоимости должно происходить по правилам ст. 22 закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, в Апелляционном определении Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.05.2023 по делу N 66а-1481/2023 суд отметил, что “поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка начата в рассматриваемом случае административным истцом до 1 января 2023 г., положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не подлежат применению к спорным правоотношениям; на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя, вопреки выводам суда первой инстанции, существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона.”

Некоторые уточнения применения законодательства о кадастровой оценке приведены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021 (*в настоящее время указание в Обзоре на 1 января 2023, следует принимать как указание на 01 января 2026). Суд указал на то, что: “как следует из ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г. (далее - переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ).

При этом, как следует из ч. 6 ст. 24 и ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 г.

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ.

Частью 3 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ.

Аналогичным образом решается вопрос об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.

При этом ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).

В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 г. по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ. Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.”

Таким образом, в настоящее время в отношении текущей (действующей) кадастровой стоимости в зависимости от того перешел ли регион на новый порядок оспаривания кадастровой стоимости возможны варианты ее оспаривания:

- в комиссии и в суде в порядке ст. 22 закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ для регионов не перешедших на новый порядок;

- для регионов, перешедших на новый порядок, требуется обращение в бюджетное учреждение c заявлением об установлении рыночной стоимости недвижимого имущества в порядке ст.22.1 от 03.07.2016 N 237-ФЗ. В случае отказа бюджетного учреждения, возможно оспаривание его решения в суде с одновременным установлением в судебном порядке кадастровой стоимости. Решение суда в этом случае является основанием для принятия бюджетным учреждением решения об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.

Пункт 4 ст.22 закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ предусматривает, что заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4 ст.6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Статья 22.1 закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ указывает на то, что заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в бюджетное учреждение период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Отчет о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества составляется на актуальную дату проведения оценки. Это следует из п.7 ст.22.1 закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, согласно которого заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Несмотря на то, что отчет указывает на рыночную стоимость недвижимого имущества на текущую дату оценки, применение такой стоимости начинается с 01 января года, в котором было подано заявление бюджетное учреждение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В соответствии с п.6 ч.2 ст.18 закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ, оспоренная в порядке ст.22.1 закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ кадастровая стоимость применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Таким образом, как при оспаривании кадастровой стоимости во внесудебном порядке в соответствии со ст. ст.22.1 закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, так в случае ее оспаривания в административном порядке (путем обращения в комиссию) и в судебном порядке согласно процедуре, определенной ст.22 того же закона, установленная по итогам оспаривания стоимость применяется с 1 января года, в котором в суд, в комиссию или в бюджетное учреждение обратилось заинтересованное лицо, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Следует отметить, что для налоговых правоотношений есть своя специфика применения пересмотренной кадастровой стоимости. Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 1438-О в случае изменения кадастровой стоимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В настоящее время абзац 2 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: "в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости”.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, должны быть учтены при определении налоговой базы для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. (см. Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 N 66а-1199/2023, Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.07.2023 по делу N 66а-1372/2023).

Оспаривание архивной стоимости

В первой части настоящей публикации были рассмотрены правовые аспекты оспаривания текущей кадастровой оценки. Однако, в определенных случаях может иметь место интерес в оспаривании той кадастровой стоимости которая в текущий период не является актуальной. Например, собственник недвижимого имущества может быть заинтересован в пересмотре той кадастровой стоимости, которая применялась в налоговых периодах до определения текущей кадастровой стоимости. Этот интерес может быть обусловлен необходимостью в снижении недоимки по налогу на имущество либо в проведении зачета или возврата уплаченного налога на имущество.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 г. № 28 в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

Абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Приведенная норма не отвечает на вопрос, в каких именно случаях сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости. Она лишь указывает на то, что ее пересмотр позволяет применять установленную в порядке разрешения спора стоимость со дня начала ее применения – то есть ретроспективно.

Для оспаривания архивной стоимости на основании п.14 постановления Пленума Верховного Суда от 30 июня 2015 г. № 28 необходимо обосновать актуальность ее пересмотра на момент обращения за пересмотром в суд или в Комиссию. На практике необходимость такого пересмотра мотивируется заявителем наличием недоимки по налогу на имущество или недоимки по земельному налогу. Вывод о том, что наличие недоимки по налогу дает право оспаривания кадастровой стоимости, подтверждает Верховный суд в Определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 32-КГ16-33, от 16.02.2017 N 67-КГ16-23 (истцами в указанных делах были физические лица). Есть примеры дел, в которых и юридические лица оспаривали архивную кадастровую стоимость, ссылаясь на недоимку по соответствующему налогу (см. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.12.2019 по делу N 88а-3213/2019, Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.01.2022 N 66а-171/2022).

Основанием для обращения за оспариваем архивной кадастровой стоимости могут быть результаты налоговой проверки, приведшей к доначислению налога и налоговым санкциям в отношении налогоплательщика (см. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 19.01.2022 N 6-КАД21-5-К2, Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2023 N 88а-24044/2023, Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 N 66а-343/2023).

Еще одним основанием для оспаривания кадастровой стоимости может быть заинтересованность в возврате или зачете, ранее уплаченного налога на имущество или земельного налог. Так, Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2022 N 5-КАД22-7-К2, cуд согласился с доводами кассатора - ЗАО “Бизнес Консалт” о необходимости пересмотра архивной кадастровой стоимости. Верховный суд указал на то, что: “оспариваемая архивная кадастровая стоимость нежилого здания, установленная по состоянию на 1 января 2016 г., действовала до 31 декабря 2018 г. и являлась налоговой базой для исчисления налога на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2017 и 2018 гг.

Судами установлено, что обязанность по уплате налога на имущество организаций в указанные периоды обществом исполнена, о чем в материалы дела представлены соответствующие платежные документы…

Следовательно, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения (в данном случае нежилого здания) вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, должны быть учтены при определении налоговой базы для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания, то есть начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (в данном случае с 1 января 2017 г.)…

Сам по себе факт внесения результатов проведения новой государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости в рассматриваемом случае не свидетельствует об утрате административным истцом права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов предыдущей кадастровой стоимости при условии сохранения за ним права на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости для целей налогообложения.

Такое право административным истцом не утрачено. Он может подать налоговую декларацию с уточнением суммы налога на имущество организаций за налоговые периоды начиная с налогового периода 2017 г. в порядке статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации.”

Представляется важным и вопрос о том, за какой именно период может оспариваться архивная кадастровая стоимость. В соответствии с п.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Позиция Верховного суда РФ, изложенная в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации явно противопоставляется п.3 ст.245 КАС РФ, так как преодолевает возможность оспаривания только текущей кадастровой стоимости (что следует из п.3 ст.245 КАС РФ). В настоящее время имеется достаточная судебная практика оспаривания именно архивной кадастровой стоимости на основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда. Применяя указанный пункт постановления Пленума, суды вынуждены игнорировать п.3 ст.245 КАС РФ, включая установленный ею допустимый срок оспаривания кадастровой стоимости (не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости).

В Апелляционном определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 03.08.2022 по делу N 66а-1229/2022 суд отмечает, что частью 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) предусмотрено, что “согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Частью 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из анализа указанных положений следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, подлежит рассмотрению несмотря на пропуск установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, при условии сохранения у административного истца права на применение архивной кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 66-ФЗ внесены изменения в часть 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, которыми исключен пятилетний срок ограничивающий подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости.”

Необходимо отметить, что ранее складывающаяся судебная практика по зачету и возврату налога излишне уплаченных налогов в связи с пересмотром кадастровой стоимости ограничивала такую возможность тремя годами. В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.06.2023 N Ф04-1689/2023 по делу N А46-8861/2022, суд отметил, что: “принимая во внимание положения статей 52, 78, 391, 409 НК РФ, а также учитывая принцип равного налогового бремени, суды пришли к верным выводам о том, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих дате изменения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у налогового органа в рассматриваемой ситуации отсутствовали основания для осуществления возврата данного налога за спорный период.”

Приведенная выше позиция Арбитражного суда Западно-Сибирского округа основывалась на ранее действующей редакции ст. 78. НК РФ. В актуальной редакции статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ исключено указание на трехлетний срок на подачу в налоговый орган заявления проведения зачета или возврата излишне уплаченного налога. Согласно абз.2 п.1 ст.81 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Приведенные положения статей 78, 79 и 81 НК РФ указывают в пользу того, что период оспаривания кадастровой стоимости должен определяться самим заявителем с учетом его интереса в пересмотре кадастровой стоимости. В связи с изменением налогового законодательства, c большой долей вероятности можно предположить изменение подхода суда к возможности заинтересованного лица осуществлять зачет и возврат налогов именно за тот период, в котором налоговая база была определена ошибочно, что привело к переплате налогов. По сути, расширение возможности для оспаривания кадастровой стоимости и пересчету налогов лишь обеспечивает уплату налогоплательщиком налогов в установленном законом размере. Через механизм оспаривания кадастровой стоимости устраняется изначально существующая ошибка в ее определение, которая привела к переплате налога. Напротив, ограничение трехлетним периодом возможности уточнения налоговой базы и получения возврата или зачета переплаты по налогу приводит к тому, что фактически налогоплательщик уплачивает те налоги, уплату которых закон на него не возлагает.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости приведен в 25 главе КАС РФ. При применении положений статей гл.25 КАС РФ необходимо учитывать те особенности оспаривания архивной стоимости, о которых было сказано выше.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости, определенный ст. 22.1 от 03.07.2016 N 237-ФЗ в тех регионах, который перешли на такой порядок, не применим к оспариванию архивной кадастровой стоимости (например, см. Решение Смоленского областного суда по делу 3а-27/2023 от 07.06.2023 г.). В кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2022 N 88а-4061/2022 суд пришел к выводу о том, что “указывая на переход с 1 января 2021 года на территории Саратовской области к применению правил статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, предусматривающих внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, суд апелляционной инстанции не учел, что возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке не предусмотрена. В этой связи толкование нормы пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей последствий принятия решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, невозможно без учета того обстоятельства, что статья 22.1 Закона о кадастровой оценке не регулирует отношения, связанные с оспариванием архивной кадастровой стоимости.”

Таким образом, заинтересованное лицо, заказав отчет о кадастровой стоимости на дату начала того периода применения стоимости в оспаривании которой он заинтересован, имеет возможность обратиться непосредственно в суд с требованием установить архивную кадастровую стоимость на по состоянию на изначальную дату ее определения, а также установить период применения такой архивной стоимости. По факту вступления в силу решения суда, заинтересованное лицо как налогоплательщик вправе подать в налоговый орган уточненную декларацию по соответствующему налогу, а также заявление о зачете или возврате излишне оплаченного налога за период действия архивной кадастровой стоимости, определенной решением суда. В случае же недоимки по налогу, уточненная декларация позволит произвести пересчет налога, подлежащего уплате.

Контакты +7(495)643-97-24

Адвокат Титов Александр Сергеевич

1 комментарий

Отличный материал. 5АСОЮ начал отказывать в пересмотре архивной, ссылаясь на отсутствие порядка оспаривания архивной КС.
Например дело 66а-208/2024 5АСОЮ 21.02.24
И это очень странно

1
Ответить