Как не выгореть на работе: 5 советов от HR Lead'а

Согласно исследованию Gallup 2019 года, проблема выгорания среди штатных сотрудников IT-компаний актуальна, причем 28% из них часто или постоянно чувствуют изнеможение, а 48% периодически подвергаются этому явлению. Долгосрочные последствия выгорания, особенно среди трудоголиков, могут быть разрушительными: вплоть до того, что человек банально больше никогда свои обязанности выполнять не сможет.

Как не выгореть на работе: 5 советов от HR Lead'а

Пожалуй, к основным причинам этого крайне неприятного явления мы отнесем:

  • Отсутствие финансовой мотивации (да, в IT тоже бывает)
  • Отсутствие творческой мотивации (привет, дезигнеры)
  • Критика со стороны клиента и руководства (все тут же вспомнили себя)
  • Недостаток поддержки собственных идей со стороны коллег (тут тоже вспомнили)
  • Частые переработки (а у нас что, график нормирован?!)

Вообще, тут ведущая роль отводится руководителю. Человек грамотный должен научиться распознавать признаки выгорания на ранних стадиях. Например, HR'ы компании Brief в таковым относят:

  • Снижение скорости работы сотрудника
  • Отсутствие интереса к новым задачам
  • Частые ошибки и снижение уровня внимательности

И, как у любой «болезни», тут есть свои этапы. О них — далее.

Этапы Выгорания

Мария Стражникова — опытнейший психолог и коуч, выделяет три стадии выгорания.

Первая характеризуется сверхоптимизмом относительно новой задачи и последующей потерей интереса к другим. Этот этап, как правило, протекает не менее двух недель. Сам того не понимая, работник теряет возможность грамотно распределять ресурсы, что плавно переводит его в стадию номер два (по опыту скажем, что из 100 сотрудников лишь 2% могут самостоятельно понять, что происходит и вернуться в привычный ритм).

Как мы говорили, если первая стадия игнорируется, она беззамедлительно переходит во вторую. Которая, в свою очередь, характеризуется истощением и постоянной выработкой кортизола. Производительность снижается, начинается прокрастинация, и сотрудник, не осознавая происходящего, пытается увеличить обороты. Самое страшное — сотрудник НИКОГДА не расскажет о происходящем начальству, считая, что плохо выполняет свою работу. Посудите сами: вы бы признались в своей некомпетентности?

Третья стадия — это потеря мотивации, стремления что-либо делать и в целом интереса к некогда любимой деятельности. В этом состоянии работник либо теряет контроль, либо изолируется. Если выгорание затрагивает руководителя, он может утешаться «за счет коллектива». Вот это, пожалуй, самое ужасное. Вспомните, давно ли вы заметили, что начальство буквально «озверело»? А теперь постройте логическую цепочку...

Есть Превентивные Меры? Есть!

И они очень простые и доступные. Ну, например, возможность частично или полностью удаленной работы, но не full time, а на определенный срок. Или, как вариант, внутрикорпоративные программы и оплата консультаций у психолога — конечно, тут кое-какие средства потребуются, но хорошая компания заботится о своих сотрудниках, верно? Эффективными считаются также дополнительные длительные отпуска для «угасающих» сотрудников, при этом с полным сохранением заработной платы! (Задумайтесь, начальники...)

Профилактика Выгорания: 5 советов от HR, ради которых мы собрались

Нет, написали Выгорание (вот снова написали) мы с большой буквы не просто так! Это нечто почти осязаемое, почти одушевленное, значит, живое — без почти.

Профилактика выгорания – неотъемлемый элемент заботы о сотрудниках в любой (ладно, не в любой, а в хорошей) компании. Однако, как подчеркивают наши HRы, этот процесс требует гибкости и постоянно развития. Ну, посудите сами: ежепятничные походы в караоке вскоре превратятся в рутину, нежели в отдых.

Мы в Brief всегда ЗА гибридный график работы. Вопросы о возможности работы из дома решаются быстро и без бюрократии, как и вопросы о краткосрочных отпусках и отгулах. Извините за прямоту, но сотрудники — это ресурс, а ресурсы, как известно, иной раз крайне тяжело восполнить.

Внутри Brief возможен и выбор проекта в соответствии с интересами самих сотрудников. Это предотвращает монотонность и выгорание, давая чувство новизны и возможности развития не в одном, а в нескольких направлениях.

Разумеется, совместное времяпрепровождение никто не отменял. Только вот стараться нужно, чтобы оно всегда разным было. Бани (а почему бы и нет?), аквапарки, in-активности, концерты, да пусть даже цирк или катание на коньках — простор для творчества огромный!

Сюда же можно отнести и ежегодные активности. Ну, например, выезд фронт-офиса на море или квартальные «не очень рабочие встречи». В чем смысл? Ребята получают заряд сил, бодрости и энергии, получают новые впечатления, а клиент не теряет нас, ведь ноутбуки у каждого под рукой. Кстати, лучшее время для выездов — начало осени и середина зимы.

Эти мероприятия не только укрепляют команду, но и дают почту для обсуждения трудностей, идей, и обмена опытом.

Ну и, пожалуй, закончим мы не совсем привычной штукой (по крайне мере, на наш взгляд) - ротацией клиентов среди команд. Нет, разумеется, это не значит, что ребята, не закончив проект, срываются на другой. Представьте, например, что план клиента разбит на 3 составные части, которые друг от друга не сильно зависят: одна команда начинает, вторая продолжает, третья заканчивает - и никакого нытья, а-ля, «все достало»

Использование принципа упреждения помогает избежать перенапряжения и поддерживает постоянное обновление знаний.

Подводя итоги

С учетом опыта Brief, эффективно бороться с выгоранием очень даже можно, главное заметить его на первых же стадиях. Гибридный график, выбор проектов, регулярные выезды и обучение – эти элементы не только сохраняют энтузиазм и креативность сотрудников, но и способствуют успешному развитию агентства.

Внедрение подобных практик в IT-компаниях может не только сохранить творческий потенциал, но и создать благоприятную обстановку для развития индустрии в целом.

Помните: инвестиции в сотрудников и поддержка их эмоционального здоровья – это не прихоть, а необходимость! Ведь, как говорил маленький принц, «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Простите).

1313
2 комментария

Спасибо за статью, а еще можно проводить бизнес-кейсы- игры, которые помогут поучаствовать в ситуациях, максимально приближенных к ситуациям в работе. Таким образом у специалиста могут появиться новые варианты решения проблем, тем более командно всегда легче придумывать решения. Да и к тому же игры очень сплочают коллектив:)

1
Ответить
Автор

Отличный вариант, кстати. У нас, кстати, недавно один из so-founder's катался на форум, привёз игру, но никак руки до неё не дойдут))

Ответить