Тейлситтер «Стрекоза» можно доработать под любую задачу — нужны заказчики и техзадание

Тейлситтер «Стрекоза» можно доработать под любую задачу — нужны заказчики и техзадание

Разработчики беспилотников ведут борьбу за вертикальный взлет и посадку с начала XX века. Юрий Шеметун из проекта «Стрекоза» уверен, что решение проблемы вертикальной аэромобильности даст преимущество на рынке, ведь такие дроны можно запускать без взлетно-посадочной полосы. Мы узнали у Юрия, почему будущее за тейлситеррами и чем так хороша его «Стрекоза».

Интерес ребенка перерос в стартап

Инженер-радиоэлектронщик Юрий Шеметун занялся беспилотниками, потому что ими занимался сын. Вместе они собирали коптер с крылом в косом потоке. В итоге сын вырос и перегорел летательными аппаратами, а Юрий остался и создает стартап.

В процессе разработки Юрий столкнулся с отсутствием регуляторов для мощных бесколлекторных моторов. Полтора года он потратил на разработку собственного и продолжает его совершенствовать — готовит к выходу уже шестую серию.

<p>Первые испытания были неудачными, дальше пошло лучше</p>

Первые испытания были неудачными, дальше пошло лучше

Апгрейд существующей модели

Для Юрия важно создавать продукты под задачу, а не в стол. Поэтому он выбрал схему, за которой видит будущее, и в сентябре 2022 года приступил к разработке беспилотника.

Тейлситтеры — самая оптимальная с энергетической точки зрения схема.

Юрий взял за основу готовую модель планера Skywalker X8 и к январю 2023 года превратил ее в тейлситтер. Вертикальной установки добился с помощью винглетов — законцовок крыльев. Вместо заднего мотора установил моторы на крыльях, используя напечатанные на 3D-принтере крепления-мотормаунты.

Взлетает вертикально, прямо с места, без разгона, переворачивается за счет управляющих плоскостей на 90 градусов и летит, как самолет.

<p>Слева — первая модель, а справа — доработанная и более практичная вторая версия</p>

Слева — первая модель, а справа — доработанная и более практичная вторая версия

Команда с разными компетенциями

В январе Юрий собрал дрон, начал настраивать и понял, что один не справится. Обратился к знакомому, который и прежде помогал с коптерами. Алексей Козин знает ПО для беспилотников ArduPilot на уровне разработчика. Он участвовал во многих проектах по настройке ArduPilot, решению конфликтных ситуаций и доработке модулей. В том числе под его руководством разработан полетный контроллер F-4 — единственный в России, который не клонирует другие контроллеры. Также в команду взяли КМС авиамодельного спорта и победителя чемпионатов Евгения Юскова.

<p>Антенны расположили на стойках</p>

Антенны расположили на стойках

Доработки по техзаданию МЧС

Первую модель продемонстрировали руководству МЧС, но пока у ведомства нет средств на заказ. Команда продолжила развивать модели под техзадание МЧС: под разные нагрузки и требования.

В тейлситтере используют три системы связи на тот случай, что одна-две будут заглушены и хотя бы одна будет работать. Сначала они были на винглетах, но это оказалось неудобно, поэтому добавили стойки.

У второй версии размах крыльев 270 см, новые пропеллеры, моторы и камера.

На крыле тейлситтера, как и у обычного самолета, расположены элевоны — рули крена. Управляя ими, можно управлять самолетом. Кроме того, можно управлять вектором — когда один мотор тянет больше, другой меньше.

В третьей версии тейлситтера «Стрекоза» не будет элевонов, зато будет четыре мотора и только векторное управление. Третью версию собирают по схеме альбатроса, она будет больше остальных — около 3,5 метров. Пока новый тейлситтер в процессе сборки и точные параметры неизвестны.

Энергетическая схема тейлситтера — лучшая существующая схема с вертикальным взлетом и посадкой, которая дает оптимальные показатели полезной нагрузки, дальности и длительности.

Сколько стоит подготовка к серийному производству

Чтобы подготовить модели к серийному производству, нужно провести десять испытаний, а для этого необходимо изготовить еще шесть моделей. Часть деталей печатают на 3D-принтере, а еще нужно собрать матрицу — для самой маленькой модели это 200 тысяч рублей. Пустой корпус заказывают у композитчиков. Его надо покрасить, приклеить все внутренности, разместить оборудование. Так себестоимость самолета (без полезной нагрузки) дорастет до 650 тысяч рублей. Себестоимость полезной нагрузки зависит от задачи: от сотен тысяч до миллионов.

Испытания первой версии «Стрекозы»

Пульт управления и весь набор для запуска

Команда использует самостоятельно разработанный пульт управления. С суперярким дисплеем для работы на солнце: 1500 кандел, с джойстиками, компьютером. А также свои регуляторы для бесколлекторных моторов, которые Юрий разрабатывает и улучшает много лет, и настройку ArduPilot. В результате у них собирается весь собственный комплект, части которого они могут пересобирать для других компаний и проектов.

Сейчас команда ищет инвестора для развития «Стрекозы», но готова взяться и за другие аппараты. Главное правило — делать аппарат под конкретную задачу.

88
2 комментария

Ни разу не видел такой конструкции, крутая штука! А какой вес может поднять? И как далеко летит?

Обращайтесь напрямую в Минобороны.