«Это для души»: как и почему российский бизнес поддерживает «ОВД-Инфо», «Агору» и другие правозащитные организации

Предприниматели выпускают значки, футболки, худи и аксессуары и перечисляют деньги от продаж правозащитникам. Они теряют прибыль, но говорят, что так выражают гражданскую позицию.

«Это для души»: как и почему российский бизнес поддерживает «ОВД-Инфо», «Агору» и другие правозащитные организации

После протестных акций в России основатели магазинов «Мам, купи!» и «Июль», бара «Антресоль» и другие предприниматели объявили о готовности перечислять деньги правозащитным организациям и СМИ, которые освещают резонансные судебные дела: «Медиазоне», «ОВД-Инфо», «Агора» и другим.

Для предпринимателей это стало способом выразить свою гражданскую позицию и заявить о недовольстве политической ситуации в стране. Впрочем, есть и компании, которые начали поддерживать НКО ещё раньше и продолжают это делать, несмотря на то, что лишаются прибыли и даже терпят убытки.

Какие российские предприниматели поддерживают правозащитные НКО

Летом 2019 года в Москве прошла серия митингов в поддержку независимых кандидатов в городскую думу. 27 июля во время несогласованной акции протеста силовики задержали более 1000 человек.

Спустя несколько дней магазин сувениров и одежды «Мам, купи!» объявил о начале продаж футболки «Ребус» с зашифрованной фразой «Мусора хуже говна», которая была на плакате задержанного художника Артёма Лоскутова (из-за плаката его оштрафовали на 10 тысяч рублей).

Основательница «Мам, купи!» Дарья Зарыковская пообещала направить 20% от продажи футболок правозащитным организациям «Агора», «Правозащита Открытки» и «ОВД-Инфо», которые поддерживали задержанных, а также изданию «Медиазона», освещавшему работу российских судов и правоохранительных органов.

Футболка «Ребус»
Футболка «Ребус»

Дарья Зарыковская рассказала vc.ru, что «Мам, купи!» раньше не связывал свои изделия с благотворительностью и подобными акциями в поддержку НКО.

Меня возмутили события в Москве — митинги и прочее неправомерное поведение со стороны властей, государства и правоохранительных органов.

Мне как-то захотелось высказать свою гражданскую позицию, поэтому я сделала такую футболку.

Дарья Зарыковская, основательница «Мам, купи!»

По подсчетам основательницы магазина, с 29 июля «Мам, купи!» продал больше 160 футболок, а всего в НКО перечислили 64 тысячи рублей.

В октябре 2019 года о поддержке «Медиазоны» и «Руси Сидящей» (проект благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям) объявила основательница магазина сумок «Июль» Юлия Матвеенко.

Она выпустила 20 поясных сумок со специальным принтом в виде цепей и колючей проволоки и пообещала направить 50% выручки от их продажи на поддержку НКО.

По её словам, аудитории понравилась идея и пользователи активно делились публикацией с объявлением. Но пока из всей партии ей удалось продать только четыре сумки.

Матвеенко пояснила, что уже не в первый раз проводит подобные благотворительные акции. Она уже перечисляла деньги от продажи сумок кошачьему приюту и московскому убежищу для представителей ЛГБТ.

В этот раз она решила помочь «Медиазоне» и «Руси Сидящей», поскольку её беспокоит политическая ситуация в стране.

Каждый раз, когда я читаю новости, у меня опускаются руки, и я не знаю, что делать. И вот это единственное, что я могу сейчас делать, — [помочь] своим проектом. Я давно об этом думала, просто сейчас получилось реализовать.

Юлия Матвеенко, основательница магазина сумок «Июль»

В середине сентября 2019 года владелица московского бара «Антресоль» Екатерина Прохорова рассказала, что заведение в течение двух недель будет бесплатно наливать пиво в обмен на пожертвование «ОВД-Инфо» и «Медиазоне».

В беседе с vc.ru Прохорова рассказала, что акция продлилась семь дней.

Я считаю очень важным поддерживать такие социальные проекты. Почему именно «Медиазона» и «ОВД-Инфо»? Я сама столкнулась с ситуацией ментовского беспредела, рэкета в центре Москвы в 2019 году.

(Речь идет ещё об одном баре Прохоровой Little Craft Bar. Арендодатель незаконно потребовал от владельцев не оговоренную договором сумму денег, а затем опечатал заведение вместе с личными вещами. По словам Прохоровой, полиция вмешаться и помочь отказалась, — vc.ru)

Я понимаю, насколько важно, чтобы такие случаи освещались и помогали людям в таких ситуациях. Просто у меня есть понимание, что в любой момент придут сейчас в России за любым.

Екатерина Прохорова, владелица московского бара «Антресоль»

В октябре Прохорова вместе с друзьями переформатировала акцию и запустила «День доната» — раз в неделю в заведение приходит приглашённый гость и разливает пиво посетителям в обмен на пожертвования.

В «Дне доната» уже поучаствовали главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов, а также солистка группы «Алоэ Вера» Вера Мусаелян. 14 ноября гостем «Антресоли» станет журналистка Татьяна Фельгенгауэр.

​Сергей Смирнов в «Антресоли»
​Сергей Смирнов в «Антресоли»

По подсчётам Прохоровой, во время недельной акции для НКО собрали 75 тысяч рублей, а после объявления об окончании бару поступило единовременное пожертвование в 25 тысяч рублей.

За четыре «Дня доната» бару удалось собрать и 100 616 рублей. Екатерина Прохорова объясняет, что теперь «День доната» — это долгосрочный проект.

Мы хотим сделать кейс и предложить его всему малому бизнесу: показать, что это легко, просто и не страшно — заявлять о своих намерениях и поддерживать какие-то организации.

Малый бизнес может делать это очень эффективно — [пожертвовать] небольшой процент проще, чем когда каждый человек донатит из дома 10 рублей.

Переводит деньги «Медиазоне» и магазин значков «Масть», который основал веб-дизайнер Александр Долгих.

Он рассказывает, что хотел объединиться с проектом художников «Культраб» и сделать совместную коллекцию. Они согласились, но при условии, что часть средств от продажи коллекции будут отчислять «Медиазоне».

Так в декабре 2018 года появилась совместная коллаборация «Масти», «Кровостока» и «Культраба». В неё вошли три значка — в форме капли крови, с фразой «Будет хуже» (лозунг «Медиазоны»), а также в виде слова «П***а».

С каждого проданного значка «Масть» отчисляла по 100 рублей, и по подсчётам Долгих, магазину удалось собрать 80 тысяч рублей. Сейчас партия раскуплена, магазин планирует выпустить новую — и ведёт переговоры с партнёрами.

А локальный екатеринбургский бренд Unique в начале 2019 года выпустил коллекцию одежды в поддержку представителей ЛГБТ-сообщества, которые сталкиваются с притеснениями и полицейским произволом.

В коллекцию вошли три футболки — с хэштегом #saveLGBTinRussia, фото Конституции на фоне лозунга «Помним, любим, скорбим» и напоминанием «Ты следующий».

«Это для души»: как и почему российский бизнес поддерживает «ОВД-Инфо», «Агору» и другие правозащитные организации

Бренд жертвует 20% с продажи коллекции в фонд «Российской ЛГБТ-сети», защищающей права представителей ЛГБТИК-сообщества. Коллекция всё ещё продается.

Основатель бренда Андрей Аллегров рассказал vc.ru, что мысль о создании серии одежды возникла после публикаций в СМИ информации о пытках геев в Чечне — когда по стране планировались одиночные пикеты с плакатами.

Не долго думая, я решил присоединиться, но в качестве плаката использовал футболку из коллекции на фоне администрации Екатеринбурга.

Поначалу это была одиночная футболка без тиражирования, но после публикации получил отклик аудитории с вопросами, как можно её купить. Решил выпустить небольшую серию.

Андрей Аллегров, основатель бренда Unique

По подсчётам Аллегрова, за время акции организации перечислили примерно 10–15 тысяч рублей.

Пользователи соцсетей делились принтами футболки Unique. При этом, отмечает основатель бренда, негатива в соцсетях почти не встречалось, а от самой организации пришло письмо с благодарностью за пожертвования.

Этим летом Unique повторил благотворительную акцию: магазин переводил 15% с продажи любого изделия в Greenpeace на помощь в борьбе с пожарами в Сибири.

Предприниматели хотят проводить благотворительные акции, несмотря на убыточность для бизнеса

По словам Дарьи Зарыковской, при месячном обороте «Мам, купи!» от 7 до 14 млн рублей компания почти ничего не зарабатывает с продажи футболок «Ребус».

Кроме того, средняя цена на футболки в «Мам, купи!» — 2500 рублей, но «Ребус» стоит на 500 рублей дешевле, чтобы её покупало больше людей. «Она была создана для души», — заключает основательница магазина.

Создательница бренда «Июль» Юлия Матвеенко также объяснила, что ничего не зарабатывает на благотворительной линейке сумок: бренд получает максимум 200 рублей от продажи одного изделия, а остальное переводит «Медиазоне» и «Руси Сидящей». Матвеенко уточнила, что ежемесячная прибыль магазина составляет от 50 до 150 тысяч рублей в зависимости от сезона.

Владелица бара «Антресоль» Екатерина Прохорова отметила, что заведение работает всего пару месяцев, поэтому она не готова называть конкретные цифры по обороту и прибыли.

Я это делаю не только из-за маркетинга, но из-за своей политической позиции. Тут ты в любом случае готов чем-то жертвовать. Но в этой ситуации точно всё не зря, и я не могу сказать, что я в минусе нахожусь.

Екатерина Прохорова, владелица бара «Антресоль»

Основатель екатеринбургского бренда Unique подсчитал, что из-за отчислений НКО и вовсе иногда может уйти в минус, но заметил, что проект локальный, у него нет стремления заработать много денег. В этом году ежемесячный оборот бренда составил 40–60 тысяч рублей в месяц.

«Акции могут в теории влиять на прибыль положительно, если ставить ценник выше и из накрутки отчислять, к примеру, в фонды. У нас немного другой подход к этому, само участие и самовыражение в социальных акциях довольно важно», — поясняет он.

Некоторые предприниматели ставят поддержку НКО в приоритет и не рассчитывают на большую прибыль

В России есть также проекты предпринимателей, которые позиционируют себя как социальный бизнес. Для таких проектов поддержка правозащитных НКО и информирование о проблемах в стране — более приоритетна, чем рост прибыли.

Таким социальным бизнесом себя называет проект «Культраб». Его в 2017 году основала супружеская пара — ИТ-специалист Егор Еремеев и креативный продюсер Алина Музыченко.

В апреле 2018 года «Культраб» выпустил совместную коллекцию с «Кровостоком», часть прибыли от продажи которых переводят «Медиазоне».

«Это для души»: как и почему российский бизнес поддерживает «ОВД-Инфо», «Агору» и другие правозащитные организации

По словам основателей, передавать организациям большие суммы проблематично — бизнес не может жертвовать все деньги от проданных товаров, если хочет продолжать функционировать

В итоге «Культраб» стал думать, как привлечь внимание к НКО и привести к ним больше регулярных жертвователей. Например, выпустил коллекцию вещей в поддержку фонда Андрея Рылькова, который помогает наркозависимым.

Акция действовала таким образом: покупатель переводил пожертвование фонду через сайт «Нужна помощь» и получал специальный промокод со скидкой на любую вещь.

Для нас было главным, что человек совершает это действие самостоятельно.

Заходит на сайт «Нужна помощь», находит там Фонд Рылькова, переводит деньги и через это эмпирическое действие он становится донором, активистом, он делает что-то самостоятельно.

Многие наши покупатели вообще никогда этого не делали, и было много хороших отзывов.

Алина Музыченко, креативный продюсер «Культраб»

При этом покупатель мог сам выбрать сумму пожертвований от 100 рублей и решить для себя, хочет ли он стать регулярным донором.

Однако главной целью «Культраба» было не собрать деньги в поддержку, а рассказать аудитории о существовании фонда Рылькова и привлечь внимание к проблеме наркопотребления.

Для этих же целей «Культраб» провёл мероприятие «Россия 228» с публичными обсуждениями 228 статьи УК РФ («Незаконное употребление и хранение наркотиков»).

В конце октября 2019 года «Культраб» выпустил новую коллекцию «Параллельная Россия». В неё вошли свитер «Анархия», шарф «Разжигай», футболка «Шаманы», худи «Солидарность», а также значки, открытки и другие вещи.

Свитер «Анархия»
Свитер «Анархия»

Бренд объявил, что отправит часть партии худи в СИЗО арестованным по «московскому делу», делу «Сети», «Нового величия» и студенту МГУ Азату Мифтахову.

Основатели «Культраба» замечают, что их история — не про заработок денег, поэтому они не могут назвать конкретные данные по обороту и прибыли.

Кроме того, доход зависит от конкретной коллекции: сколько цветов будет использовано для принтов и у каких поставщиков будут заказывать ткань.

По словам Егора Еремеева, «Культраб» платит художникам и людям, которые помогают обрабатывать онлайн-заказы, но проект поддерживают и много людей, которые готовы помогать и делать что-то бесплатно. В частности, проводить съёмки новых коллекций.

Что говорят о поддержке правозащитные НКО

Представители «Медиазоны» и «ОВД-Инфо» рассказали vc.ru, что они рады поддержке бизнеса, но узнают о переводах предпринимателей случайно, а иногда не узнают об этом вообще.

Например, об инициативе бара «Антресоль» сотрудники «Медиазоны» узнали из социальных сетей, рассказала vc.ru редактор фандрайзинга Ксения Живаго. Издание не знало и о том, что деньги перечисляют магазины «Мам, купи!» и «Масть».

«ОВД-Инфо» и «Медиазона» объясняют, что отследить платёж довольно сложно. «Если в комментариях к пожертвованию не указано, что оно от предпринимателя, то выявить это почти невозможно», — рассказывает сотрудница «ОВД-Инфо» Екатерина Ставрогина.

В то же время представители организаций хотели бы знать, какие компании переводят им деньги, и сотрудничать с ними на постоянной основе или просто иметь возможность поблагодарить. Например, рассказать о них в своих социальных сетях, сделать совместную акцию или специальный проект.

Иногда мы знаем этих людей, потому лично с ними знакомы или они сами выходят с нами на связь, как, например, Protest Store.

Иногда их поддержка существует параллельно с нашим знанием о ней, к сожалению. Тем не менее мы стремимся получше узнать тех людей и проекты, которые разделяют наши ценности.

Нам хотелось бы с ними больше сотрудничать, иметь возможность предложить что-то взамен или сделать что-то вместе. Как, например, со Sports.ru, который создал линейку футболок и чехлов для телефона «Комон». Или с баром «Антресоль», в котором с недавних пор можно взять стикеры с нашим логотипом.

Екатерина Ставрогина, сотрудница организации «ОВД-Инфо»

По словам Ксении Живаго, «Медиазоне» важна не только материальная поддержка от предпринимателей, но и возможность рассказать их аудитории об издании.

Я стараюсь ходить на «День Доната» и вижу, как люди часто за стойкой решают пожертвовать одному или двум проектам.

Я вижу, как люди объясняют своим друзьям, какой проект чем занимается. И мы стараемся словами объяснить, почему важно нас поддержать. «Антресоль», в этом полуофлайн-формате, делает способ фандрайзинга своего рода уникальным.

Ксения Живаго, редактор фандрайзинга издания «Медиазона»

По подсчётам «ОВД-Инфо», за один месяц посетители бара перевели проекту 95 платежей. Ставрогина отмечает, что в итоге получилась не очень большая сумма, но подобная акция — хорошая возможность для правозащитного или медиапроекта увидеться с лояльной аудиторией. По четвергам в «Антресоли» можно пообщаться с людьми, которые разделяют ценности правозащитников.

«Учитывая специфику деятельности наших проектов, такие встречи — редкий счастливый повод, чтобы собраться вместе. Возможно, они положат начало созданию коммьюнити доноров НКО и внесут свой вклад в развитие культуры благотворительности», — отмечает она.

Как рассказала vc.ru сотрудница Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» Катерина Бахренькова, сотрудничество с предпринимателями развивается непросто, потому что ещё несколько лет назад бизнес не хотел себя ассоциировать с проблемой сексуального насилия.

Сейчас центр все ещё не сотрудничает с крупным бизнесом, но «Сестёр» поддерживают небольшие проекты, которые в основном занимаются активизмом.

Деньги центру перечисляли проект Barking Store, а также петербургский магазин косметики «Самосвет». Как полагает Бахренькова, для таких жертвователей проявление солидарности — составляющая их работы с сообществом.

Впрочем, иногда центр объединяется с бизнесом, чтобы проинформировать аудиторию о проблемах сексуального насилия. В этом случае центр готовит информационные материалы, и сотрудники НКО отсматривают, какие иллюстрации и тексты компания использует, чтобы рассказать об акции. Подобный проект проводил бренд белья Etam в начале 2019 года.

Так получилось, что наши этические принципы в корне расходятся с теми маркетинговыми моделями, которые считаются работающими.

Мы не рассказываем историй тех, кто к нам обращается, не используем в качестве инструментов продвижения жалость к пострадавшим и страх, а ещё старательно следим, чтобы тема сексуального насилия отделилась от секса, так как это принципиально несовместимые вещи.

Наша позиция в этом вопросе достаточно жёсткая, бывало, нам приходилось отказывать и даже прекращать сотрудничество, когда все эти темы возникали в визуальном и смысловом ряду кампании.

Катерина Бахренькова, сотрудница Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры»

По словам Бахреньковой, среди пожертвований за 2018 год 69% составили пожертвования от частных лиц. Из них 46% переводят через фонд «Нужна помощь».

Сами правозащитники привлекают доноров с помощью медийных проектов и отчётов о потраченных деньгах

«Медиазона» запустила краудфандинговую кампанию в 2017 году. Тогда, вспоминает Ксения Живаго, поддержать издание призывали журналисты, издатели, артисты.

Сейчас издание регулярно напоминает о сборе средств. Иногда количество пожертвований растёт, если сотрудники ведут много онлайн-трансляций из судов или работают на протестных акциях и митингах. В такие дни читатели сами пишут в соцсетях, что нужно поддержать проект.

Сейчас сумма пожертвований составляет 1 577 949 рублей в месяц. Деньги уходят на функционирование редакции: зарплаты сотрудников и аренду помещения. В конце 2018 года «Медиазона» публиковала подробный отчёт о собранных и потраченных средствах. Если издание дойдёт до отметки в 3 млн в месяц, то это позволит создавать новые форматы и нанять больше сотрудников.

По словам Екатерины Ставрогиной из «ОВД-Инфо», сейчас у организации 5600 регулярных жертвователей, и их количество значительно выросло после летних протестных акций, которые привлекли внимание к работе проекта.

Однако несмотря на рост числа пожертвований, почти все перечисленные деньги ушли на оплату адвокатов для помощи задержанным на этих же протестных акциях. «Мы ожидаем, что число пожертвований уменьшится, но уменьшения трат на адвокатов, увы, ожидать не приходится. Несмотря на то, что внимание к летним событиям ослабевает, в судах всё только начинается и будет продолжаться ещё не один месяц», — отмечает Ставрогина.

«ОВД-Инфо» существует с 2011 года и объединяет и правозащитный, и исследовательский, и медиапроект. Основная статья расходов организации — правовая помощь и оплата юристов и для поддержки в судах.

Учитывая, что наш проект объединяет в себе несколько направлений, выходит так, что кто-то знает нас прежде всего как медиа, кто-то видит в нас по большей части правозащитников, для кого-то мы — источник новостей о задержаниях и задержанных.

Результатами работы по каждому направлению мы и стараемся привлекать новую аудиторию. Все те люди, которые уже поддерживают нас финансово, выступают для нас не столько донорами, сколько частью нашего сообщества, перед которым мы отвечаем.

Они для нас — «индикаторы» того, всё ли мы правильно делаем, не утратили ли мы их доверия. Мы считаем себя ответственными за те деньги, которые мы от них получаем. И каждый месяц мы рассылаем подробные отчёты о том, как мы тратили деньги и что смогли сделать благодаря финансовой поддержке. Эти же отчёты мы публикуем и на сайте.

Екатерина Ставрогина, сотрудница организации «ОВД-Инфо»
6565
36 комментариев

А мне нравится, что у молодежи такая активная гражданская позиция. Да, в некоторых случаях она выражается достаточно грубо и эксцентрично, но протест – это проверенный столетиями способ донести младшему поколению что-то до старшего. 

Больше всего радует сознательность и желание помочь.

20
Ответить

Публично поддерживать правозащитные организации, особенно бизнес, в наше непростое время это уже сродни подвигу. Что ни день, очередную неугодную организацию признают иностранным агентом. ОВД инфо очень мозолит глаза господинам полицаям. Пока что, хочешь не хочешь, приходится создавать хотя бы видимость законности и пускать адвокатов. СО скрипом. 

20
Ответить
Комментарий удалён модератором

Иметь свою гражданскую позицию - это хорошо. Плохо то, что имеют ее немногие, а имеющие то ли от души ее имеют, то ли в рекламных целях.

10
Ответить