Не дейтинг, а аккаунтинг: укрепляем связь с клиентом и поднимаем чек

Сравним два сценария. В первом работа идет по плану, а клиент все равно хочет сбежать к конкурентам. Во втором результатов толком ещё нет, но заказчик уже отдает второй сайт на продвижение. В каком случае отлично сработал менеджер? Ответ очевиден. Я расскажу, как воплощать в жизнь второй сценарий, легко делать допродажи и вести клиентов по любви.

Не дейтинг, а аккаунтинг: укрепляем связь с клиентом и поднимаем чек

Меня зовут Эрна и я — руководитель отдела продаж в компании Rocket Business. О том, как успешно закрывать клиента на высокий чек, я рассказывала в своей первой статье. В этом материале вы узнаете, как вести клиентов после продажи так, чтобы сотрудничество было долгим и продуктивным.

Одно дело — найти клиента, другое — наладить с ним стабильную связь до и после сделки. Средний цикл жизни клиентов Rocket Business — 5,9 лет.

Идеальный менеджер — какой он?

Сейлз-менеджер и аккаунт-менеджер — один человек. Мы в компании называем его менеджером по работе с клиентами. Почему так? Дело в том, что сотрудник, который общался с клиентом, составлял и отправлял бриф, видит полную картину. Он знает специфику бизнеса, потребности и желания клиента. Он — главное контактное лицо, и у него есть высокий лимит доверия.

Личная ответственность. У нас ведет клиента тот, кто совершил сделку. За весь объем проданных услуг менеджер отвечает лично. Осознание своего поля ответственности останавливает корыстные побуждения «продать побольше». И вот уже менеджер не дает завышенных обещаний, а предлагает нужные услуги и говорит о реальных результатах.

Именно с такой проблемой мы столкнулись 10 лет назад, когда позиции сейлза и аккаунта были разделены. Но эта тема тянет на отдельную статью:)

Управление нагрузкой. Признаюсь честно, найти баланс при таком устройстве отдела непросто. Это один из самых сложных аспектов нашей работы, и мы постоянно совершенствуем процесс. Я собираю фидбек у менеджеров, у коллег из технического отдела. Так выявляю, где неравномерно распределено время, какие задачи можно автоматизировать, а какие — перепоручить другим сотрудникам. Каждое решение обсуждается. По итогам вырабатывается схема, где каждый участник процесса делает свое дело, и дисбаланса нагрузки нет.

Помимо всего этого, сотрудник должен знать внутреннюю «кухню» нашего агентства, понимать свою степень погружения в работу, иметь доступ к нужным данным. В этом частично помогает навык аккаунт-менеджера. Решая ежедневные задачи от заказчиков, он узнает много нужной информации и постепенно учится.

Свои навыки менеджер по работе с клиентами может применить и в продажах. Например, когда надо защитить коммерческое предложение и ответить на вопросы клиента со знанием дела. Толковый менеджер узнает нужную информацию у коллег и со временем собирает максимальный объем знаний, чтобы с лету отвечать на любые вопросы.

Наши менеджеры работают с разными проектами и постоянно на связи со всеми отделами. Они четко знают, кто из коллег может быстро решить ту или иную задачу. Логично, что это помогает качественно вести проекты и справляться со сложными ситуациями без промедлений.

Хьюстон, у нас проблема

Знаете, в чем главная проблема? Найти ответственного сотрудника, который может и в продажи, и в аккаунтинг, и еще задачи грамотно распределить между отделами. По моему опыту, это чистой воды везение.

У кандидатов с опытом обычно есть наработанная схема работы с клиентами, и не всегда она мне подходит. По этой причине мой идеальный сотрудник — бодрый новичок с гибким мышлением, в голову которого я смогу заложить нужный мне фундамент. От него мне потребуется только способность грамотно формулировать мысли и общаться на понятном для клиента языке.

В моей команде многолетний опыт только у меня. Остальных я обучила почти с нуля. Да, это трудный и долгий процесс, но результат того стоит.

С любовью и надолго: как мы ведем клиентов

После заключения сделки мы собираем команду под проект. В нее входит SEO-специалист, контент-менеджер, дизайнер, программист и менеджер по работе с клиентами как ключевое звено в связке. Это самая удобная схема для нас. Каждый сотрудник знает детали проекта и успешно выполняет свою работу, а все задачи в процессе менеджер обязательно согласует с клиентом.

В моей практике был случай, когда заказчику не понравился стиль написания текста одного из копирайтеров. С командой мы решили: каждому копирайтеру нужно дать в работу один и тот же текст. Из полученных клиент сам выбрал лучший для него вариант. По итогу с заказчиком мы успешно сотрудничаем долгое время.

Кстати, о продвижении этого сайта есть целый кейс — там можно увидеть и примеры текстов.

Каждый месяц менеджер лично отправляет клиенту отчет. В нем содержится весь перечень работ, результаты и позиции, а главное, план на следующий месяц с прогнозами. На видео-созвоне менеджер и закрепленный SEO-специалист защищают отчет перед клиентом: обсуждают детали проекта, результаты, озвучивают идеи и отвечают на вопросы. Такой формат работы позволяет показать важность и значимость клиента для нас.

    Большинство клиентов регулярно делится с нами информацией о приросте заявок.                                                                    Вместе мы радуемся результатам.
    Большинство клиентов регулярно делится с нами информацией о приросте заявок.                                                                    Вместе мы радуемся результатам.

Мы часто даем клиентам бонусы. Например, предлагаем расширить географию в рамках текущего бюджета, или добавить контента на сайт. Зачем мы это делаем? Чтобы показать внимание, проявить заботу, продемонстрировать вовлеченность. Так мы даем клиентам понять, что мы ценим долгосрочную работу.

Главной мотивацией и знаком, что мы на верном пути, для нас становится мгновенный фидбэк.

Секрет грамотных допродаж

«Чтоб успешно допродать, нужно что-то навязать». Это в корне неверная мысль, и многие менеджеры, опираясь на неё, пренебрегают настоящей заботой о клиенте в попытке заработать больше. Для успешных допродаж не нужно навязывать, склонять, торопить. Важно не просто продать, а решить проблему клиента по-настоящему и честно.

Если у клиента есть негативные отзывы на тематических площадках, я предлагаю реальную помощь. Да, за деньги, но с перспективой результата. Отзывы — важная часть работы с репутацией. Могу предложить обработать негатив, в некоторых случаях даже удалить его. Таким образом клиент понимает, что ему вместе с вами будет легко справиться с любой проблемой.

Идеальные допродажи — это те, что реально нужны заказчику. Лучший вариант, когда результат от проданной услуги проявляется в виде роста прибыли клиента.

В таком важном деле не нужно спешить. Надо сначала погрузиться в проект и понять, что именно можно предложить заказчику. Правильное решение должно быть основано на накопленной аналитике. Тогда все будет выглядеть, как настоящая забота, а не желание заработать на клиенте денег.

Приведу пример, как это работает на практике.

Одному из моих клиентов я предложила внести правки на сайт. Мы уже занимаемся его SEO-продвижением, но эти работы относятся к другой услуге. Перед этим попросила SEO-специалиста провести аудит юзабилити и помониторить сайты конкурентов. Мои коллеги глубоко погрузились в задачу, нашли проблемы, описали ошибки и пути их решения, сделали выводы о целесообразности правок.

С аудитом я «зашла» к клиенту, описала проблемы и пояснила, что их решение поможет увеличить трафик и число заявок. После внесения правок сайт станет быстрым, удобным, а главное, он будет лучше, чем у конкурентов.

Этот ход позволил мне сделать идеальную допродажу, без обмана и впаривания.

К чему мы пришли?

За время работы наши менеджеры стали экспертами во всех услугах, которые оказывает агентство. Они умеют продавать, выстраивать отношения с клиентами, вести сложные проекты.

Главный девиз моей команды: «Всегда быть на связи». При таком подходе повышается доверие и лояльность к бренду компании, новые клиенты быстро переходят в категорию постоянных.

Какую вы используете схему работы? Как делаете допродажи? Поделитесь своим опытом в комментариях!

2525
27 комментариев

Меня зацепило 2 момента.
1. То, что аккаунт и продажник в одном лице. Это хорошо, а то продажнику лишь бы продать, а менеджеры со специалистами потом разгребают. Радует, что вы пришли к такой схеме
2. Что берете новичков. Тут прям отозвалось. Согласна, что у спеца с опытом есть свой стиль, который не всегда приемлем. Я тоже с какой-то статье комментила, что готового специалиста, который может меняться, оч сложно найти. Так что новички наше все))))

На "быть на связи" тоже обратила внимание)) но у менеджеров такая работа, это нормально и даже логично в такой сфере

4
Ответить

Очередная Ваша полезная и интересная статья. Нравится как преподносите информацию, ждем новые работы. А лучше в видео-формате!

2
Ответить

Столько полезной информации, которая лично мне в работе пригодится, чтобы оттачивать свое мастерство в продажах и расти дальше .
Спасибо 🔥

2
Ответить

Зарегистрировались специально для этого комментария?)

Ответить

А вам не кажется, что схема с аккаунтом и сейлзом в одном лице работает только в маленьких агентствах? 40, 60, 100 человек персонала максимум. Если хочется расти и масштабироваться, совмещать две отдельных позиции точно не выйдет

1
Ответить

К этой системе мы пришли не сразу. Лет 10 назад было иначе, и сейлз-менеджер продавал, а аккаунт - вел клиента после сделки. Около года мы тестировали такую схему супер активных продаж, но столкнулись с проблемой.
Менеджеры стали продавать очень много, но с низкими чеками. О пользе для клиента не было и речи. Все продажи были только ради продаж. Вы с такой ситуацией сталкивались ?

Ответить

Классный подход к клиентам! Полностью одобряю! Уверен клиенты тоже ценят это.

1
Ответить