Как нейросети противостоят выгоранию ИТ-специалистов

В ИТ-секторе зафиксирована самая высокая конкуренция работодателей за кандидатов в 2023 году. Нагрузка на HR-команды запредельна: нужно не только найти, но и удержать разработчиков. C какими вызовами столкнулись рекрутеры ИТ-компаний и как при помощи технологий искусственного интеллекта (ИИ) повысить комфорт и мотивацию сотрудников, рассказал CEO WeMakeTeam Игорь Никитин.

Как нейросети противостоят выгоранию ИТ-специалистов

Что происходит на рынке HR-tech

Российский рынок кадровых технологий вырос за прошлый год на 21%, превысив 34 млрд рублей. Большую долю рынка занимают решения в области подбора персонала: сайты по поиску работы, платформы для поиска временных сотрудников, системы автоматизации найма.

При этом участники рынка отмечают увеличение спроса на решения для удержания уже имеющихся специалистов. Особенно этот запрос актуален в ИТ-секторе, где сохраняется кадровый голод и высокая конкуренция за квалифицированных кандидатов. По словам главы Сбера Германа Грефа, дефицит кадров в российской ИТ-сфере уже составляет более 1 млн человек и продолжит расти. При этом ранее в Минцифры оценили нехватку разработчиков в 500–700 тыс. человек.

Вызовы ИТ-рекрутинга

Помимо кадрового голода, рекрутеры сталкиваются с низким уровнем вовлеченности и выгоранием специалистов. 77% айтишников хоть раз испытывали выгорание, следует из отчета GeekBrains. Среди причин — высокая нагрузка, неэффективные рабочие процессы, слабое общение с командой и непонимание целей проекта.

Выгоревшие сотрудники на 63% чаще берут больничный и в 2,6 раза чаще ищут другую работу. Текучесть персонала — одна из причин замедления темпов роста компании и снижения финансовых результатов. Даже если разработчик не уходит, в отсутствие мотивации сложно создавать инновационные решения. Особенно чревато выгорание техлида, ведь он управляет командой разработчиков и отвечает за качество всего проекта. Выгоревший сотрудник тянет всю команду вниз.

Еще один важный аспект работы айтишников — размытие личных достижений и снижение уровня удовлетворения, демонстрируют исследования. Программисты нуждаются в признании своих профессиональных заслуг и понимании значимости проекта. Зачастую интересная задача мотивирует разработчиков больше, чем финансы.

Как технологии решают эти проблемы

ИИ и другие технологии позволяют точнее определять настроения в команде, потребности и ожидания сотрудников. Они делают аналитику, выявляют закономерности и строят прогнозы. Точность картины, получаемой благодаря технологиям, выше. Они улучшают HR-процессы в нескольких областях.

Обучение. Нейросети определяют потребность в обучении и помогают в разработке или интеграции соответствующих образовательных программ. После обучения нейросети собирают обратную связь от разработчиков и анализируют изменения в их производительности.

Карьерная навигация. Программные решения на базе анализа данных (Data Mining) и машинного обучения (ML) анализируют карьеру сотрудников с похожими навыками и опытом и составляют дорожную карту карьерного роста. Специалист видит, какие навыки ему необходимо освоить для перехода на следующую ступень.

Поведенческая аналитика. Нейросети прогнозируют уход ключевых сотрудников, оценивают вовлеченность в работу и даже уровень тревожности. Специальные ПО подключаются к средствам корпоративных коммуникаций — почте, мессенджерам — и мониторят «цифровой след» работника. На основе данных формируются отчеты, которые могут быть направлены в личный кабинет рекрутера или руководителю.

Управление благополучием сотрудников

Алгоритмы ИИ используются для распознавания признаков стресса и выгорания. Существуют различные сервисы, направленные на работу с эмоциональной составляющей в коллективе. Мы в WeMakeTeam разработали софт, который определяет тип и глубину стресса у сотрудников. Нейросеть анализирует корпоративную переписку в почте и чатах, беседы в системах видеоконференцсвязи и определяет уровень стресса каждого из членов команды. Руководители получают рекомендации по изменению стиля управленческих решений и коммуникации.

Что на практике?

Большинство компаний по-прежнему использует технологии для автоматизации стандартных кадровых операций — учета рабочего времени, расчета заработной платы, управления отпусками и так далее. К примеру, Burger King привлекает голосового робота для скрининг-кола (звонка для уточнения соответствия кандидата формальным требованиям). После запуска системы доля нерелевантных заявок упала с 30% до 0. Голосовой робот помогает с входящим потоком кандидатов компании «Свеза». Время обработки входящих заявок сократилось вдвое, а HR-специалисты экономят свыше 500 часов рабочего времени.

В то же время крупные игроки уже не ограничиваются применением ИИ только для рекрутмента и тестируют его возможности в следующих процессах:

  • автоматизация набора персонала;
  • прогноз оттока сотрудников;
  • планирование обучения;
  • управление трудозатратами;
  • мониторинг эмоционального состояния сотрудников;
  • аналитика онбординга и офбординга;
  • оптимизация чат-ботов.

Так, компания «Ростелеком» использует голосовых помощников для интервью уволившихся сотрудников. В результате компания эффективнее выявляет проблемные зоны и причины ухода людей. Сбербанк использует ИИ для предсказания увольнений. Систему применяют на стадии найма консультантов в отделения. Нейросеть оценивает различные факторы, включая предыдущий опыт кандидата. К примеру, если человек работал «на ногах», то вероятность увольнения ниже, считают в компании.

Интересный кейс у банка «Дом.РФ» — ИИ определяет эмоциональное выгорание сотрудников. Нейросеть находит работников с признаками выгорания и дает рекомендации руководителям по работе над этой проблемой с учетом причин.

Где взять технологии?

Большинство игроков сегодня отдают предпочтение сторонним HR-tech-продуктам, так как они обходятся дешевле и позволяют привлечь дополнительную экспертизу. HRM-системы SaaS-формата (программное обеспечение по подписке) стоят в два-три раза меньше традиционных. В целом с ИТ-аутсорсингом бизнес быстрее закрывает необходимые задачи. Так, наши наработки и экспертиза помогают оперативно оценить эффективность ИТ-команды любой численности, а для совершенствования разных процессов есть готовые продукты.

Современные цифровые технологии расширяют возможности HR-специалистов в решении многочисленных вопросов, связанных с удержанием и вовлечением высококвалифицированных разработчиков. Различные сервисы помогают фиксировать напряжение в коллективе или недостаток мотивации. Поэтому работа в этих направлениях критически важна для компаний, которые хотят выстраивать долгосрочное сотрудничество с ключевыми специалистами и управлять коллективами, в которых легко рождаются смелые новаторские решения.

22
реклама
разместить
2 комментария

Даже и не подумал бы что ИИ можно и в сфере настроения коллектива использовать. Тема хорошая и захотелось взглянуть подробнее

Интересные данные по "выгоревшим" спецам. Оказывается не только в эмоционально вовлечённых сферах выгорание случается