Отчет о пилотируемой программе США: критика NASA, дешевые корабли SpaceX и партнерство с Роскосмосом

NASA OIG (Управление генерального инспектора) опубликовало детальный отчет о программе СCP (Commercial Crew Prgram).

В отчете указаны вероятные сроки запуска пилотируемых кораблей SpaceX и Boeing, подсчитана приблизительная стоимость за место для астронавтов, а также содержится критика решений NASA после выделения дополнительных средств для Boeing.

​Boeing Starliner и SpaceX Crew Dragon <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fspacenews.com%2F&postId=92966" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">spacenews.com</a>
​Boeing Starliner и SpaceX Crew Dragon spacenews.com

Согласно отчету, текущее давление NASA на подрядчиков для соответствия графику может иметь негативное влияние на безопасность будущих миссий. В свою очередь представители NASA указали, что их приоритет — безопасность. Агентство разрешит пилотируемые пуски лишь в том случае, если будет уверено в их безопасности.

Предполагаемые сроки пусков Crew Dragon и Starliner

На данный момент Boeing готовится к первому беспилотному пуску корабля Starliner. SpaceX уже прошли этот этап и ведут подготовку к пилотируемой миссии. Тем не менее, в OIG уверены, что, ввиду большого количества необходимых для сертификации тестов, оба подрядчика получат разрешения для пилотируемых пусков не ранее лета 2020 года.

Несмотря на отчет OIG, администрация президента США Дональда Трампа придерживается прежнего графика и ожидает осуществление пуска к весне 2020 года. Вице-президент США Майк Пенс уверен, что американские астронавты отправятся в космос на американских кораблях до весны 2020 года.

​График запланированных пусков пилотируемых кораблей к МКС.  NASA Office of Inspector General
​График запланированных пусков пилотируемых кораблей к МКС.  NASA Office of Inspector General

Сокращение экипажа США на МКС

Сегодня стандартный экипаж МКС включает 6 космонавтов, среди которых присутствует трое американцев. Начиная с весны 2020 года NASA придется сократить количество астронавтов с трех до одного ввиду задержек в графике пилотируемой программы CCP и сокращения пусков Союзов российскими партнерами.

Исправить ситуацию может покупка дополнительных мест на Союзах, если они еще будут доступны в столь позднем периоде. Также, может рассматриваться вариант более длительного пребывания астронавтов на МКС. Минимальный период сокращения американского экипажа или его отсутствие будет лишь в случае успешного пилотируемого запуска Crew Dragon к лету 2020 года.

В противном случае NASA придется сократить количество своих научных исследований. Стоит отметить, что агентство планирует тестировать на МКС новые скафандры для миссии Артемида.

Стоимость мест на Crew Dragon и Starliner

В 2014 году NASA выбрала SpaceX и Boeing из 8 претендентов для реализации проекта пилотируемых кораблей. По состоянию на май 2019 года Boeing и SpaceX получили финансирование в размере $4.3 млрд и $2.5 млрд соответственно. Расходы на разработку и тестовые полеты составили $2.2 млрд и $1.2 млрд соответственно.

​Основные данные о транспортных системах CCP NASA Office of Inspector General
​Основные данные о транспортных системах CCP NASA Office of Inspector General

Контракты для каждого из подрядчиков включали по 6 пилотируемых миссий с 4 астронавтами на борту. На основе публичной информации NASA OIG подсчитали, что средняя стоимость одного места на Boeing Starliner составит $90 млн, на SpaceX Crew Dragon — $55 млн.

​Сравнение кораблей Starliner, Crew Dragon, Союз и Space Shuttle Everyday Astronaut
​Сравнение кораблей Starliner, Crew Dragon, Союз и Space Shuttle Everyday Astronaut

Сравнение с текущими пусками на Союзах

С 2006 года NASA приобрело у Роскосмоса 70 мест для астронавтов на общую сумму в $3,9 млрд. Средняя стоимость одного места составила $55,4 млн. За это время цена варьировалась от $21,3 млн до $86 млн. С учетом графика планируемых пилотируемых пусков SpaceX и Boeing, NASA приобрело у Роскосмоса 12 дополнительных мест на сумму в $1 млрд при средней стоимости в $79,7 млн.

Отчет о пилотируемой программе США: критика NASA, дешевые корабли SpaceX и партнерство с Роскосмосом

Учитывая начало пусков по программе NASA, с января 2020 года Роскосмос планирует сократить количество пусков Союзов с двух до одного каждые 6 месяцев. Поскольку наиболее вероятным сроком пуска пилотируемого американского корабля является лето 2020 года, до этого периода экипаж станции сократится с 6 до 3 человек. Если корабль SpaceX или Boeing начнет пилотируемые пуски в 2020 году, МКС сможет содержать экипаж из 7 человек с одновременно пристыкованным Союзом и американским кораблем Crew Dragon или Starliner.

Если же SpaceX и Boeing не смогут отправить астронавтов на МКС до октября 2020 года, для американцев не будет мест на российских Союзах. Однако Роскосмос и NASA уже ведут переговоры о возможном безопасном продлении пребывания Союзов на МКС выше текущего максимума в 200 дней.

NASA переплатили Boeing для устранения паузы в пусках

Контракт каждого из подрядчиков включает 6 пилотируемых миссий. В первоначальном планируемом графике Boeing содержалась 18-месячная пауза, вызванная 13-месячным отставанием от графика сертификации. Чтобы устранить этот разрыв, получить больше гибкости в пусках и сохранить Boeing как второго подрядчика пилотируемых пусков на этот период, для 3-6 миссий NASA доплатили компании еще $287,2 млн к стандартному контракту. Соответственно, цена каждой миссии увеличилась на $71,8 млн.

Отчет о пилотируемой программе США: критика NASA, дешевые корабли SpaceX и партнерство с Роскосмосом

Менеджеры агентства испытывали давление со стороны правительства для сохранения запланированного графика пусков. Даже с учетом этого давления и на основе собственного анализа, в NASA OIG решили, что NASA могло сэкономить $144 млн, заказав лишь 3 и 4 миссии, отложив на более поздний срок миссии 5 и 6.

Также, NASA оплатило третью миссию на год ранее, поэтому фактически не использовало $43 млн, оплаченных Boeing для получения гибкости в графике.

Соответственно, из дополнительной суммы, выплаченной Boeing, NASA OIG считает сомнительными $187 млн. Это ненужные расходы, которых можно было избежать.

Более того, NASA не обратилось к SpaceX, чтобы узнать, какие решения подрядчик может предложить агентству, несмотря на то, что компания ранее предлагала более короткие сроки производства, нежели Boeing.

1919
82 комментария

МАСКА ФИНАНСИРУЕТ ГОСДЕП!!!! ВОТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА!!! У НИХ ТЕХНОГИИ НАСА! МАСК НИЧЕГО НЕ ИЗОБРЕЛ!!!

Простите, видимо воскресенье, свидетели мошенничества маска еще не проснулись, поэтому я за них побуду. 

12
Ответить

НАСА ФИНАНСИРУЕТ РОСКОСМОС. ВОТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
С 2006 года NASA приобрело у Роскосмоса 70 мест для астронавтов на общую сумму в $3,9 млрд.

16
Ответить

Зато теслахомячки верхом на розовых единорогах с утра пораньше прискакали.

6
Ответить

 я за них побуду

Никита, Вам платят за это деньги или просто по глупости сказали?

2
Ответить

Как всегда СпейсХ на 20-30% дешевле. Молодцы,  такие технологии создают, так быстро да ещё дешевле чем все. Хотелось бы узнать какую методологию они  используют в работе. Это не совпадение что и СпейсХ и Тесла и Боринг и СоларСити перевернули с ног на голову давно устоявшиеся индустрии. 

11
Ответить

Боинг обходится NASA слишком дорого. Дрэгоны будут дешевле Союзов, Старлайнеры - нет.

6
Ответить

новички не с традиционным взглядом ломают все старые стереотипы

Ответить