Foji.ru - маркетплейс фотосессий. Помогаем фотографам и их клиентам найти друг друга

Меня зовут Александр Гущин, я расскажу о своем проекте - маркетплейсе для фотосессий Foji.ru. Забегая наперед, скажу, что он еще далек от релиза, в статье расскажу о самой идее проекта и способе ее реализации.

В подобных статьях часто описывается, как команда профессионалов шла к успеху и почти сразу его достигла. Но наша команда - новички, и в процессе работы мы совершаем ошибки. Соответственно, статья посвящена разбору схемы и методов нашей работы - уверен, что для многих эта информация окажется полезной. Ну и лишний раз не помешает послушать мнения читателей о самой идее проекта.

Foji.ru - маркетплейс фотосессий. Помогаем фотографам и их клиентам найти друг друга

История создания проекта и позиционирование

Все началось с идеи создания проекта по недвижимости - чего-то вроде Airbnb для долгосрочной аренды. Быстро найти и снять жилье на длительный срок в России довольно сложно, рынок максимально непрозрачен и не слишком дружелюбен.

Проект решил разделить на две автономные части и развивать их по очереди. Первая часть - сервис, помогающий пользователям создавать договор аренды для сдачи жилья. Для составления документа пользователю нужно было бы заполнить несколько простых форм, после чего запускалась генерация договора. Планировалось, что сервис проработает какое-то время самостоятельно, что позволило бы набрать базу потенциальных клиентов уже для второго сервиса, позволяющего найти или сдать жилье в аренду на долгий срок.

Сначала все шло гладко, но потом пришло четкое понимание, что не хватает навыков и теоретической базы по созданию и запуску продуктов. Я стал искать возможность получить соответствующие навыки и знания, выучиться на продакт-менеджера. Решение нашлось - им стали курсы от Geekbrains. И учиться, и работать над проектом оказалось непросто, но, в принципе, я был к этому готов.

Но тут появились непредвиденные проблемы - из команды ушел фронтенд-разработчик, что случилось очень не вовремя. Дело в том, что не был готов MVP даже первой части проекта - сервиса по составлению договоров.

Но все разрешилось, хотя и не сразу. Так, примерно в это же время на курсах нужно было выбрать проект, которым я бы занимался последующие 10 месяцев. Изначально собирался работать дальше с "Airbnb для долгосрочной аренды", но потом появилась новая идея - создать агрегатор фотопроектов. Идею подала жена, которая не могла выбрать нормальный фотопроект.

Что это такое? Тематические фотосессии, о которых известно, где они будут проходить, когда, плюс на которых присутствуют визажисты и парикмахеры. Часто есть наряды и тематический инвентарь.

Новая идея выглядела гораздо более простой в реализации и требовала меньше вложений. Поэтому первый проект был заморожен, команда занялась реализацией своих собственных идей. Для второго проекта по фотосессиям я собрал новую команду. Забегая наперед, скажу, что сейчас мы находимся на финальной стадии разработки, но все же проект еще не готов - посмотреть на него можно лишь в виде скриншотов и дизайнерских эскизов. Для того, чтобы вовремя получить уведомление о запуске, можно оставить свои контактные данные на сайте проекта.

Как это будет работать?

Foji.ru - маркетплейс фотосессий. Помогаем фотографам и их клиентам найти друг друга

В проекте есть две категории пользователей. Первая - "модели" - люди, которым нужна платная фотосессия. Вторая - "организаторы" - те, кто занимается проведением фотосессий.

"Модели" получат сайт, а затем и мобильное приложение. Сервис будет работать в качестве агрегатора, предоставляя информацию о фотопроектах в определенных населенных пунктах. Выбирать проекты можно по дате, тематике, стоимости. Также будет возможность просматривать примеры фотографий, конфигурацию пакетов услуг, количество обработанных фотографий и срок их получения. На понравившийся проект можно записаться на любое свободное время, и получить напоминание незадолго до начала. "Модели" платят лишь за фотосессию, но не использование сайта и приложения.

"Организаторы" получат для работы календарь со своими размещенными фотопроектами. Как только появляется новый проект - в календарь добавляются тайм-слоты. В слоты записываются "модели".

Ну а в чем профит?

"Организаторы" смогут размещать определенное количество фотопроектов бесплатно. Оплачиваются размещения сверх лимита. Кроме того, "организаторы" станут экономить средства на привлечение клиентов и администрирование заказов - все это делается с помощью сервиса.

Платформа же будет зарабатывать на размещениях и/или на дополнительных услугах.

Кстати, сейчас вопрос финансирования проекта мы решаем просто - пока все делаем за свой счет. Как только опробуем бизнес-модель и увидим, что unit-экономика сходится, начнем искать инвесторов для масштабирования сервиса. Возможно, сменим бизнес-модель. Рынок, на который мы хотим выйти, развивается активно - в ближайшие 3 года он может вырасти до 400 млн рублей, причем мы анализировали лишь сегмент привлечения клиентов на фотопроекты и только в пределах РФ.

Команда проекта, рабочий процесс и инструменты

В настоящее время над проектом работает дизайнер, 2 fullstack-разработчика и я - в роли менеджера продукта. Основная концепция работы команды базируется на методологии SCRUM, т.е. есть бэклог, работаем недельными спринтами.

Отмечу, что в самом начале работы возникла важная задача - нужно было сформировать команду. Задача усложнялась своеобразной дилеммой. Так, для того, чтобы понять, кто нужен проекту, следует знать, на каком языке программирования будет выполняться работа. Но без помощи самих разработчиков определиться с языком сложно, и здесь возникает замкнутый круг. В итоге нам помогли с технической экспертизой и проблему удалось разрешить.

Перед началом реализации проектов нужно выявить потребности целевой аудитории. Для этого мы с дизайнером Анастасией проводили интервью с фотографами и организаторами фотосессий, плюс с людьми, которые хотя бы раз платили за фотосессию. Задавали вопросы о прошлом опыте - как позитивном, так и негативном. По итогам опроса составили портреты будущих пользователей и описали их потребности и страхи. На базе полученной информации построили базовый функционал и разнесли по экранам.

После этого Анастасия отрисовала прототипы экранов, с их помощью я в Miro сделал user journey maps. Это пользовательские карты или пути, которые должен проделать пользователь для решения своей задачи (спойлер - самый лучший путь состоит из одного шага). К каждому шагу было сделано описание, включая изменения в базе данных. Благодаря полученным результатам мы обнаружили много слепых пятен, которые смогли закрыть. Наконец, дизайнер смогла начать рисовать оптимальный макет для основной и мобильной версий.

В это же время бэкенд разработчик работал над конструированием базы данных и авторизацией, а фронтенд наблюдал за происходящим и помогал, чем мог. Так, он даже опросил несколько человек из целевой аудитории, чтобы ускорить процесс получения необходимых для нас данных.

Рабочие инструменты

Мы используем широкий спектр программных инструментов в своей работе:

  • Код проекта сейчас пишется на php фреймворке yii2, преимуществом его является возможность разрабатывать как фронтенд, так и бэкенд. Начинали со связки yii2 (php) + react (javascript), но затем от react решили отказаться для того, чтобы быстрее выпустить MVP.
  • Дизайнер работает в Figma.
  • Для отслеживания потока текущих задач используем таск-менеджер Trello.
  • Файлы храним в Google Drive.
  • Общение по работе - в Slack, также используем Skype, несмотря на то, что у Zoom или решений от Google качество связи лучше.
  • Пользовательские карты разрабатываю в Miro, а прототип в последний раз я собирал в Invision.

Что касается языков программирования, отмечу, что для их выбора под сложный проект нужен опыт. Несмотря на то, что, в принципе, для решения одних и тех же задач зачастую подходят разные языки, перед началом активной работы лучше хорошо подумать, чтобы потом не пришлось использовать "костыли" и время разработки многократно не увеличилось.

Не только SCRUM

Работу мы стараемся организовать так, как это положено по методологии SCRUM. Но в силу ряда причин не всегда получается. Основных причин - четыре:

  • Для того, чтобы адекватно оценить задачи и рассчитать производительность спринта все члены команды должны быть опытными. У нас же команда новичков, так что иногда мы промахиваемся с оценкой задач;
  • Раньше у нас были просадки внутри спринта, поскольку разработчики делились на back и front. Теперь же мы работаем с full stack девелоперами, так что просадок нет;
  • Последняя проблема заключается в том, что каждый из нас может уделять проекту лишь около 10 часов в неделю, поэтому ежедневный стендап проекта проводить нет возможности. Ранее мы использовали Slack для стендапа -просто писали три строчки - что сделано, какие возникли проблемы и какие планы на будущее. Но сейчас решили от этого отказаться;
  • Текучка кадров. Из команды периодических уходят люди, по разным причинам - кто-то по семейным обстоятельствам, кто-то находит работу с полной занятостью. В проекте нас всех держит только желание, плюс возможность претендовать на долю в бизнесе, если проект станет коммерчески успешным.

Планы на будущее

Главное - запустить проект и проверить бизнес-модель, это основная цель на ближайшее будущее. Гадать не хочется, но надеемся, что стартовать получится уже в этом году. Более отдаленные цели - поиск инвесторов, о чем говорилось выше. Искать мы планируем уже с подтвержденной бизнес-моделью, той, что у нас есть сейчас, или же модифицированной после проверки гипотез. Предварительный анализ показывает, что мы будем интересны как фотографам, так и их клиентам.

Конечно, риск неудачи есть, но хуже всего - бояться и ничего не делать.

Если вас заинтересовал наш проект, то больше о нем можно узнать, связавшись со мной на фэйсбуке https://www.facebook.com/adguschin. К слову, сейчас как раз ищу сильного технического партнера. Также жду отзывов и идей от фотографов и организаторов фотопроектов.

Foji.ru - маркетплейс фотосессий. Помогаем фотографам и их клиентам найти друг друга
2929
реклама
разместить
17 комментариев

Скрам, который не скрам и вообще работаем только по 10ч в неделю)
Идея интересная, удачи вам!

2

Проект классный, но немного не понял откуда деньги на разработчиков?

2

Это стартап. Все работают на энтузиазме. Когда проект взлетит - все получат достойное вознаграждение.

Комментарий недоступен

Каждый сам выбирает, где учиться. Я дальше планирую на GoPactice пойти, например.
Жаль, что это единственная польза для тебя от статьи.

3

автор сам то понял, что в заголовке написал?