Как управлять "сарафанным" маркетингом: 6 простых действий

<i>A girl came to the office in a Russian folk sundress, she spins around in the middle of the office</i>
A girl came to the office in a Russian folk sundress, she spins around in the middle of the office

Управлять мы можем лишь тем, что можем разделить на части и измерить. Из чего состоит сарафан, как влиять на эти элементы и как измерить своё влияние — в пошаговом гайде.

Что такое “сарафан”?

Сарафанное радио — беседа между обычными людьми, которая происходит естественным путем. Сарафанный маркетинг – работа, направленная на то, чтобы во время этой беседы говорили о вас.

Энди Серновиц, "Сарафанный маркетинг"

Что такое управление сарафанным маркетингом

Это значит, что мы можем повлиять и можем оценить такие штуки:

  • кому мы говорим,
  • что конкретно говорим,
  • где и как мы это рассказываем,
  • что конкретно и сколько раз мы делаем
  • с каким эффектом

Кто может говорить о вас в рамках “сарафана”?

  • Текущие клиенты
  • Бывшие клиенты
  • Профессиональная тусовка (например, с кем вы делали какой-то проект или выступали на мероприятии или помогли кому-то или подсказали кому-то что-то)
  • Локальная тусовка (люди, которые связаны с вами географически — например, живут на одной улице с вами, земляки, дети вместе ходят в сад/школу)
  • Друзья, родственники

Что эти люди о вас скажут?

Проработайте своё позиционирование. Самое главное – ответить на вопрос “чем мы отличаемся от конкурентов?”

А ещё есть классные вопросы коуча Михаила Саидова на эту тему:

  • Какую проблему я решаю?
  • В чем мой гений?
  • Кто мой идеальный клиент?
  • Как они говорят о своей проблеме в деталях? (Ты точно знаешь, что они так говорят?)
  • Как они ищут решение этой проблемы?
  • Какое большое будущее я могу пообещать?
  • Как я гарантированно их туда доведу? (Откуда я знаю, что это сработает?)

Откуда они могут узнать “что о вас говорить”?

Разместите позиционирование в точках контакта (соцсети, сайт, статусы в мессенджерах).

Если есть офис – то продумайте вывески и таблички в стиле позиционирования.

Приходите на объекты к клиентам? Проработайте коммерческие материалы (презентации, пробники, форма сотрудников).

А ещё не забудьте контакт для связи указать!

А как влиять?

Регулярно проявляться в каналах коммуникации и доносить эти проявления до наших товарищей (текущие и бывшие клиенты, проф. тусовка, локальная тусовка, друзья и родственники).

Соцсети: публиковать микс из постов, сториз и видеоформатов.

Мессенджеры (ватсап/ТГ/зум): обновить статус, дать ссылку на целевое действие (например, подпишитесь на мой канал)

Сайт/блог: публиковать контент регулярно

Личная переписка с клиентами: отправлять им контент, делиться ссылками

Специально не рассматриваю более масштабные форматы (типа рассылок или специальных ботов), потому что это не совсем сарафан.

О чём им рассказывать?

Простой подход к темам. Все темы должны быть в одном из трёх блоков:

  • Обучение: Как сделать что-то? Как мы сделали что-то? Что происходит, точнее, что мы думаем про это?
  • Мотивация: Вы тоже можете это сделать!
  • Развлечение: 😂

А ещё — ловите матрицу контента от КБ "Хорошая история".

Как измерить влияние?

Считать две (а лучше – три) цифры:

Охват: Сколько мы охватили в целевых сегментах (клиенты, близкие, тусовка и проч.)

Вовлечение: Сколько получили откликов (просмотров / комментариев / лайков )

Конверсия: Как это повлияло на заявки? Ощущаем эффект? Можем посчитать?

* Совет со звёздочкой: На эти цифры можно наложить ещё одну – стоимость ваших усилий + расходы. Поможет понять “стоит ли овчинка выделки”.

Как управление сарафанным маркетингом выглядит пошагово?

  1. “На кого вы влияете?” Изучите и опишите свои целевые аудитории
  2. “Что они скажут про вас?” Продумайте позиционирование
  3. “Откуда они узнают о вас?” Обновите / создайте точки контакта и каналы продвижения.
  4. “Что мы рассказываем о себе?” 8 вопросов коуча и 1 простая схема контента.
  5. “Как мы измеряем эффект”? Охват, вовлечение и конверсия

Еще больше простых и эффективных советов по продвижению — в ТГ-канале "Здесь курят".

3 полезных поста в канале "Здесь курят"

1212
13 комментариев

В каких сферах особенно развито сарафанное радио, интересно бы узнать

1
Ответить

Всё что связано с обеспечением производств. Всё машиностроение и B2B в нем с-а-р-а-ф-а-н...

1
Ответить

Мы в рамках нашего сервиса отслеживаем эту статистику. Тут важнее не сфера, а этап бизнеса. Если это первые 2-3 года + это малый бизнес, то сарафан у всех в топе.

1
Ответить

Классная обложка) Это вы через нейросети делали?

1
Ответить

Ага, часть промпта в описании. Лексика называется ИИ

1
Ответить

Лет двадцать назад я как руководитель очень долго не мог понять, нахрена мне срм? Посылал и собственных специалистов которые упорно мне ее навязывали, и всех поголовно желателей нанести мне непоправимое счастье.

И только когда до меня дошло что срм это как раз инструмент управления сарафаном я понял какой я мудак.

1
Ответить

Главное — понимание пришло :)))

1
Ответить