Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Больше ничего «лёгкого на вечер пятницы» и никаких серьёзных офферов по средам.

Есть со всеми контент-планами одна большая проблема — рамки. Мы пытаемся составить идеальную таблицу, в которой хотим всё покрыть, хотим рассказать про всё, что у нас есть, и распланировать по дням публикации на полгода вперёд. Три публикации в неделю, чтобы рубрики не повторялись. Серьёзный оффер — на полдень среды. Обязательно «что-нибудь лёгкое на пятницу». Но какой в этом смысл?

Обычно получается так, что первые 20–30 тем — это обязаловка, то, что просто должно быть, просится наружу в первую очередь и не встречает серьёзного рационального сопротивления. Следующие 20 тем — уже что-то оригинальное, может быть, даже то, чего нет у конкурентов.

Следующие 10 тем — вершина креатива, полезного действия для читателей, описания преимуществ компании и «вкусноты» текста. А дальше — пустота. «Это мы уже писали», «это не зайдёт», «зачем нам такое писать».

К планированию контента можно подходить иначе

Например, с помощью контент-матрицы. Я узнал о ней в статье Катерины Ерошиной — и здесь попробую передать своё видение.

Контент-матрица — это не контент-план. Это методичка, инструкция, шаблон, подход, столбцы в таблице — называйте как угодно. Это просто таблица, которая даёт понимание, о чём писать.

Ключевая идея контент-матрицы — поиск максимального количества точек соприкосновения с аудиторией. Составление контент-матрицы становится похожим на безостановочное сегментирование аудитории.

Мы в контент-бюро «Хорошая история» считаем, что чем больше узнаёшь инсайтов, тем точнее можешь попасть в аудиторию. Если вы хорошо понимаете контекст, в котором находится читатель, то у вас никогда не будет проблем с контентом.

Расскажу на примере. Возьмём условную компанию «Коробка», которая занимается ремонтом и отделкой квартир. О чём может писать эта компания?

Начнём с простого — с описания услуг.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Усложняем. Что может продвигать компания?

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Встаём на место клиента. В каком процессе принятия решений он может находиться?

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Зачем клиенту вообще нужен ремонт?

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Где он хочет делать ремонт?

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

И тут же рядом — в целом состояние квартиры.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Какие клиенты бывают?

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

У нас получилось семь столбцов — категорий, признаков, по которым мы можем сегментировать аудиторию и, соответственно, создавать что-то для блога и соцсетей.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Берём из каждого столбца по одной позиции и соединяем с позициями из других столбцов.

<p>Из такого соединения получится тема «Что сделать в квартире, чтобы не слышать соседей», внутри которой можно рассказать про нашу замечательную шумоизоляцию</p>

Из такого соединения получится тема «Что сделать в квартире, чтобы не слышать соседей», внутри которой можно рассказать про нашу замечательную шумоизоляцию

<p>Из такого соединения позиций можем получить тему «Как понять, что пора менять розетки в ванной»</p>

Из такого соединения позиций можем получить тему «Как понять, что пора менять розетки в ванной»

Чем больше столбцов-категорий, тем сильнее сегментирование, тем больше тем. Даже семи столбцов и вариаций позиций из них хватит на то, чтобы было что писать полгода.

Для тех, кто хочет большего

Продолжим. Можно добавить форму взаимодействия с читателем, ведь об одном и том же можем написать по-разному. Сравните — «Как не облажаться с выбором обоев» и «Как выбрать обои, которые понравятся даже подростку в пубертате». Вроде бы одно и то же, но в первом случае мы заходим через страх, а во втором — через желание.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

На чём можем фокусировать внимание читателей, на каких фичах и преимуществах?

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

О чём вообще пишем? Можно писать непосредственно про ремонт, а можно про уют в доме и экономию. Помните рекламу авто? Volvo всегда говорит про безопасность, а Jaguar — про скорость и исключительность. Это можно сравнить с позиционированием или рациональными и эмоциональными интересами аудитории.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Ну и конечно, куда без форматов.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Сейчас в таблице 11 столбцов. Перемешивая позиции, можно составить несколько сотен тем. Но самое интересное только начинается. Добавляем контекста, жизни наших клиентов. Как минимум мы точно знаем, сколько люди примерно закладывают на ремонт.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Догадываемся, как они расплачиваются за услуги.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Знаем, какие сроки обозначают клиенты.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Сориентируем, насколько клиент готов быть вовлечён в ремонт.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Получилась такая таблица. Таблицей это можно назвать условно, потому что тебе же категории и позиции можно выписывать хоть на стикерах, хоть на берестяных грамотах: главный принцип — смешивать разные позиции из разных категорий.

Как составить контент-план в эпоху шаблонов

Вовлечённость, понимание технологических процессов, возражения клиентов, время года ремонта — всё, что похоже на отдельную категорию, можно выносить в отдельный столб.

Контент-матрица — это не контент-план. Контент-матрица решает только проблему придумывания нормальных тем. Смешиваем позиции из разных столбцов, проверяем на адекватность — всё, тема готова.

Но настоящая работа только начинается: когда публиковать, сможете ли вы добраться до нужного сегмента аудитории, как распространять текст, кто вообще всё это будет писать и редактировать — уже отдельная история.

Контент-матрица — просто методичка, по которой можно придумывать темы, лишь бы знать своих людей и понимать контекст. Контент-матрица про ремонт лежит в Google-документе. Это не шаблон, но там есть несколько универсальных столбцов. Всё остальное придётся подбивать под собственную компанию, но это не так сложно, как может показаться. Удачи! Если есть вопросы, отвечу в комментариях.

6060
21 комментарий

крутая статья, спасибо! С нуля, без знания "болей" свой ЦА будет трудно, но если уже более или менее знаешь, что от тебя ждут - то очень помогает систематизировать.

7
Ответить

Вот же людям заняться нечем. Может не нужно придумывать темы по табличке, а лучше пойти в поле и накопать проблемных вопросов и тем в сообществах, среди обсуждений, среди топиков конкурентов и так далее?) Отвечать на насущные вопросы, а не на выдуманные чтобы контент-план выполнить потому что так якобы написано в методичке "как продвинуть проект"?)

2
Ответить

Обычно проблемы одни и те же, как и контент. А вот креатив для тем и подачи, то, что выбивает от конкурентов и это круто. Так что с вами не соглашусь.

Очень крутая статья! Автору - спасибо.

5
Ответить

Все так. Темы по табличке можно формировать только тогда, когда в этой табличке есть инсайты от аудитории. Контент-матрица только помогает вариативно формулировать темы, понимаеть, куда можно вертеть проблемные вопросы, как и с кем обсуждать темы, как преподносить ту или иную проблемы, в каком формате отвечать на вопросы клиентов. Естественно, без знаний этих самых вопросов ничего не получится.

2
Ответить

но даже "накопанные" темы надо как то систематизировать!

Ответить

Любопытная метода. Надо булет попробовать ) Только без контент-стратегии, тона голоса, анализа ца и досконального знания продукта рисовать никакие матрицы нельзя - получится бесполезная фигня. Хуже - только взять готовую из этой статьи и думать, что она подойдёт для своей фирмы)

Ответить

Будете пробовать, пишите, задавайте вопросы, если будет что-то не понятно)) я в тексте упомянул про авторов, редакторов и распространение, подразумевая их как часть контент-стратегии. Ну а анализ ца и знания продукта - это, мне кажется, и вовсе вещи первоочередные, без которых и одного текста не напишешь, не говоря уже о нормальной, работающей матрице. А брать готовое и не адаптировать для себя - это залог нерационального использования любого шаблона. Тем более в этой таблице встречаются артефакты вроде "стрим ремонта на твиче" и опция "позвоним твоему бате и спросим его совета" - вряд ли кто-то это делает))

1
Ответить