Картофель, поваренная соль, вазелин: готовим автомобиль к зиме по советам XX века

Раньше всё было намного интереснее.

Картофель, поваренная соль, вазелин: готовим автомобиль к зиме по советам XX века

С наступлением холодов автовладельцы начинают кряхтеть и проклинать тяготы зимней эксплуатации. Шины поменяй, незамерзайку залей, щетку достань. В прошлом веке всё было намного интереснее. Без антифриза. Без зимних шин. Без незамерзайки. Без обогрева стекол. Без всесезонных масел. Но с кипятком, паяльной лампой, поваренной солью, мелом и, на крайний случай, вазелином. Изучаем опыт зимней эксплуатации, данный нам в советах отцов и дедов.

Современную статью о том, как подготовить автомобиль к зиме, легко пересказать в нескольких словах. Переобуйтесь, приготовьте щетку для снега, залейте в бачок омывателя незамерзайку, проверьте состояние аккумулятора или, как минимум, положите в багажник провода для прикуривания.

Перенесемся в XX век. Зимней резины не достать, норма – все время использовать летний комплект. Незамерзайки в продаже нет: массово использовать для расширения кругозора неожиданно подешевевшую водку начнут только в 1990-х. Купить новый аккумулятор немногим проще, чем выиграть автомобиль «Волга» ГАЗ-24 в лотерею.

Круглый год ездили профессиональные водители. Им некуда было деваться. И самые упертые частные пользователи. 30 лет назад, в 1993 году, журнал «За рулем» писал: «Прежде всего обращаемся к тем, кто впервые собирается ездить зимой. Тут стоит еще раз подумать, насколько это вам нужно».

Давайте разберем в алфавитном порядке особенности зимней эксплуатации автомобиля в недавнем прошлом. Включите все предусмотренные конструкцией вашего автомобиля обогревы и оцените, в каких тепличных условиях мы существуем сегодня.

Антифриз. Охлаждающие жидкости, пригодные для круглогодичного использования, стали массового применяться только в 1970-х годах, фактически – с появлением «Жигулей».

Тогда же слово «Тосол» стало синонимом понятия «антифриз». Позднее этот путь проделали в России «памперс», объединивший все одноразовые подгузники мира, и «ксерокс», возглавивший армию копировальных аппаратов.

Книги 1960-х годах называли антифризы «низкозамерзающими охлаждающими жидкостями», и предупреждали водителей, что переливать их, засасывая ртом через шланг, смертельно опасно. Для тех, кто не в теме. С помощью шланга в СССР регулярно сливали топливо для личных нужд из баков государственных машин, так что навык был распространенным.

До широкого распространения антифриза в автомобилях использовалась обычная вода. Лучшей считалась дождевая или снеговая, она больше всего походила по составу на дистиллированную. Болотную или родниковую требовалось улучшать.

Зимой тоже ездили на воде. Если машина стояла на улице, перед ночной стоянкой ее сливали каждый вечер на землю. А утром наливали новую, горячую. Заодно и двигатель становился теплее, а потому легче запускался. Представьте: вызываете утром лифт, а там сосед с двумя ведрами горячей воды, собрался машину заводить.

Батарея аккумуляторная. О том, насколько капризны зимой аккумуляторные батареи, советские автовладельцы узнали задолго до появления электромобилей.

В сильные морозы аккумуляторы забирали на ночь домой. Теплая батарея резвее крутила мотор при пуске. К тому же в квартире батарею можно было подзарядить от розетки с помощью устройства типа «Рассвет». Часто это делали на кухне. На плите мерно булькал суп в кастрюле, а в батарее, подключенной к заряднику, уютно хлюпал электролит, смесь серной кислоты с водой.

Наиболее ответственные автовладельцы регулярно оценивали состояние батареи с помощью ареометра, хитрого стеклянного прибора с резиновой грушей на конце. Ареометр показывал плотность электролита, что косвенно свидетельствовало об уровне ее заряда.

Для того, чтобы автовладелец мог проверить электролит, в верхней части батареи имелись винтовые крышки, шесть штук. Большинство современных аккумуляторов относится к необслуживаемому типу, заглянуть внутрь так просто не получится. И это правильно. Сегодня на одного инженера, способного обучиться работе с ареометром, приходится четыре маркетолога, три пиарщика и два тренера личностного роста.

Картофель, поваренная соль, вазелин: готовим автомобиль к зиме по советам XX века

Генератор электрический. Зимний вечер. Вы возвращаетесь с работы за рулем машины. Пробки. Десять метров проехали – встали. Включены фары. Работает печка и, если повезло с моделью автомобиля, обогрев заднего стекла. Звучит музыка. Дворники сметают с ветрового стекла подтаявшие снежинки. Но от чего-то надо отказаться. Мощности генератора не хватает, чтобы обеспечить все хозяйство электричеством. Недостающий ток расходуется из аккумуляторной батареи. Возникает риск, что утром автомобиль не получится завести.

Сегодня такую ситуацию сложно представить, а для «Жигулей» и «Москвичей» она была реальной. Генераторы тех машин вырабатывали в два-три раза меньше электричества, чем на современных автомобилях. Поэтому приходилось выбирать, каким потребителем энергии пожертвовать.

Первым делом в городе выключали фары: оставляли подфарники, габаритные огни. Правила 1979 года разрешали ездить в темное время суток по освещенным участкам дороги без фар, с одними габаритами.

Дверные замки. Разблокировать замки практически любого современного автомобиля можно дистанционно, нажав клавишу на ключе. Все советские машины запирались ключом. Вставил жало в личинку – не ищите подтекста – повернул, разблокировал замок. Или не разблокировал. Замки дверей регулярно замерзали, особенно когда температура переходила через ноль: днем течет со всех крыш, ночью мороз, утром дверь не открыть.

Бывалые водители советовали заранее смазывать механизмы тормозной жидкостью: окунул ключ в баночку, вставил в замок, поелозил, повторил операцию. Но это помогало не всегда.

В 1980-х в продаже появились портативные электрические размораживатели. Что-то вроде микропаяльника: засунул в замок тонкий прутик – вода и растаяла. Увы, на деле размораживатели быстрее расправлялись с дорогими и дефицитными пальчиковыми батарейками, чем со льдом.

К счастью, арсенал водительских хитростей знал и другие методы. Хороший эффект давало сжигание газеты в непосредственной близости от замка. Дверь покрывалась копотью, но нельзя приготовить яичницу, не разбив корзины.

Существовал еще один способ размораживания замков – народный. Но поскольку им могли воспользоваться только лица мужского пола, то во избежание разговоров о разжигании гендерного неравенства мы его приводить не будем. Тем более что и не каждый мужчина решится на его использование в современном городе, где на каждом углу установлена камера.

Действенность книжного совета «не касаясь губами, подуть несколько раз в скважину» сегодня вызывает сомнения. Возможно, у советских граждан дыхание было горячее, чем у нынешних россиян.

Картофель, поваренная соль, вазелин: готовим автомобиль к зиме по советам XX века

Жидкость незамерзающая. На что сейчас жалуются автовладельцы? Незамерзающая жидкость для омывателя пахнет кошками. Или бачок омывателя им, видите ли, маленький, не умещается в него пятилитровая канистра без остатка. В «жигулевском» бачке всего два литра объема, а лить в него зимой было нечего, что с запахом кошек, что без.

В инструкции по эксплуатации к ВАЗ-2101 упоминался концентрат НИИСС-4, который предписывалось использовать в холода. Но мало кто видел НИИСС-4 в продаже, как и стеклоомывающую противообледенительную жидкость «Обзор» производства Джуровского химзавода. То были жидкости-призраки. Как «Советское виски». Погуглите, существовало такое явление.

Попытки использовать в качестве незамерзайки «Тосол» обеспечивали посредственный результат: самый распространенный антифриз оставлял на стекле жирную пленку.

Автовладельцы с достатком заливали в бачок водку. В советское время способ не пользовался популярностью: квалифицированный рабочий за день с трудом зарабатывали на две «поллитры». В начале 1990-х водку в качестве омывателя использовали уже многие. Брали, конечно, самую дешевую, несомненную паленку, которая продавалась в каждом ларьке, вместе с пивом, воблой, презервативами, сигаретами поштучно и другими товарами категории Fast Moving Consumer Goods, создававшими органический трафик торговой точки.

Те, кто причислял омывание автомобиля водкой к грехам, за которые рано или поздно придется ответить перед Вакхом, практиковали иной способ: перед выездом наливали в пластиковую бутылку из-под колы горячую воду, которой время от времени орошали стекло, высунув руку за пределы салона.

Но грязи на стекло тогда летело меньше. Химию почти не использовали. И сугробы лежали вдоль дорог до весны. Черные сугробы.

Кривой стартер. Электрические стартеры начали устанавливать на автомобили в 1910-х годах, однако на многих советских легковых машинах конца XX века в переднем бампере все еще имелось отверстие для пусковой рукоятки, входившей в набор шоферского инструмента.

Пусковая рукоятка, чаще именуемая «кочергой» или «кривым стартером», имела непосредственное отношение к зиме. В руководстве по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2106 указывалось: «при температуре окружающего воздуха ниже минус 25°С для облегчения пуска двигателя до включения стартера рекомендуется провернуть несколько раз коленчатый вал пусковой рукояткой». Предполагалось, что таким образом получится расшевелить загустевшее на морозе масло, что повысит шанс запустить мотор раньше, чем закончится заряд аккумуляторной батареи.

При сильно разряженной батарее, когда электрический стартер отказывался работать, все та же пусковая рукоятка давала надежду оживить двигатель. Крутить требовалось энергичнее, чем при размешивании масла, но с соблюдением мер предосторожности. При попытке пуска мотора рукоятка могла резко повернуться в обратную сторону и выбить водителю большой палец. Тому, как хвататься за ручку, учили в советских автошколах, добавляя, что правила техники безопасности написаны загипсованными руками.

Картофель, поваренная соль, вазелин: готовим автомобиль к зиме по советам XX века

Лампа паяльная. Кому-то требуется объяснять, что это? Нагревательный прибор с мощной струей открытого пламени. Типа газовой горелки, только на бензине.

Зимой паяльная лампа выступала в роли волшебной лампы Алладина. С ее помощью можно было растопить воду в замершем радиаторе или подогреть масло в картере двигателя.

Годилась лампа и для прокалки залитых бензином свечей. Как правило, заливались свечи в ходе многократных безуспешных попыток запустить мотор. Тогда водитель выворачивал свечи, хватал их по очереди за хвостик пассатижами и прожигал на сильном пламени. Зажигалка для этих целей не подходила, а газовая плита на кухне – вполне. В полевых условиях плиту заменяла паяльная лампа. Заодно ей получалось «прогреть камеры сгорания, направляя пламя в отверстие для свечей».

Работа с лампой требовала смелости и аккуратности. Как минимум – бесшабашности. Неудачная попытка подготовить двигатель к запуску могла обернуться пожаром.

Масло моторное. В ХХ веке проще были не только нравы, но и автомобильные масла. Они делились на жидкие зимние и густые летние. Летнее масло в морозы становилось слишком тягучим, стартер с трудом мог провернуть коленчатый вал мотора, а зимняя смазка была не в состоянии защитить горячий двигатель в летнюю жару, поскольку становилась излишне текучей, не держалась на поверхности.

Улучшенные за счет присадок всесезонные масла получили распространение в СССР только в 1970-х годах, однако и в конце 1980-х инструкции по эксплуатации рассказывали, что лить в двигатель зимой (М8Г1), и что – летом (М12Г1).

Тот, кто все время хранил машину в теплом гараже, мог пренебречь рекомендацией по сезонной замене масла. Безгаражным автовладельцам приходилось хуже. Им предлагалась в морозы поступать так. Приехали вечером домой – нырнули с тазиком под машину, слили масло. А утром разогрели масло на водяной бане и снова залили в мотор. «Подогревать масло в ведре на открытом пламени нельзя, так как это ведет к подгоранию и порче масла» (именно так, два «масла» в одном предложении, и все остались живы) .

Тем, кому способ представлялся излишне хлопотным, был адресован другой совет: перед ночной стоянкой влить через маслозаливную горловину пару стаканов бензина, после чего завести мотор на минуту-полторы. Разбавленное масло станет намного жиже, что облегчит утренний запуск двигателя. Бензин же «полностью испарится через 1-2 часа» работы мотора.

Сейчас практически все моторные масла, кроме самых экзотических, относятся к всесезонным. Простая минералка 15W-40 обещает пуск двигателя до –20 °C, а дорогая синтетика 0W-40 до –35°C. Без потери смазывающих свойств в летнюю жару.

Обзор. У многих советских детей сохранились такие зимние воспоминания. Промерзший троллейбус, сделанный в старинном русском городе Энгельс. Или такой же холоднющий «Икарус», дизельный автобус из Венгерской народной республики. Ты сидишь у окна, но ничего не видно: стекло заиндевело. Начинаешь дышать на него, прикладывать пальцы и монетки. Появляется маленький слюдяной глазок. Открывается жизнь. Вывески. «Кулинария». «Галантерея». «Обувь».

Зимние воспоминания побогаче. Семья едет в личном автомобиле. Пылесосом «Тайфун» ревет печка, но стекла все равно покрываются льдом. Обзор пропадает. Водитель – естественно, отец, а не Катерина Тихомирова из «Москва слезам не верит», самая известная женщина за рулем в позднем СССР – протягивает тряпку и приказывает: «Трите». Семья оттирает наледь со стекол с помощью видавших виды семейных трусов, рубашки или майки-алкоголички.

Сегодня электрический обогрев заднего стекла – обязательный элемент оснащения машин. В СССР его не было на престижнейшей «Волге» ГАЗ-24.

Журнал «За рулем» регулярно публиковал советы, как справляться с обмерзанием. Один читатель предлагал устанавливать дополнительный вентилятор под заднее стекло ВАЗ-2101, другой делился чертежами дополнительных воздуховодов для автономной бензиновой печки «Запорожца» ЗАЗ-965.

В книгах 1960-х годов приводился рецепт состава для предупреждения обмерзания стекол. «Нужно в 0,5 л кипятка засыпать поваренную соль и размешивать до полного насыщения раствора, т. е. до тех пор, пока соль не начнет осаждаться кристаллами. После этого раствор слить в чистую стеклянную посуду, остудить и смешать с 1 л чистого глицерина. Смесь наносится на внутреннюю поверхность ветрового стекла тонким слоем через каждые 3–4 часа».

Для борьбы с запотеванием стекол в оттепель рекомендовалось использоваться сырой картофель: разрезали клубень – протерли крахмалистым нутром корнеплода прозрачные поверхности. Решение без химии и ГМО.

Конец первой части. Продолжение следует.

На сайте маркетплейса FRESH вы найдете более 20 000 проверенных автомобилей в диапазоне от ламповой атмосферной «Волги» ГАЗ-21 до полностью электрического Zeekr 001.

1818
21 комментарий

хорошо.
Боюсь, не все поймут юмор, но "старинный русский город Энгельс" до 24 года назывался Покровск.

6
Ответить
Автор

Юрий, это ирония. С другой стороны, город действительно старинный. Даже если Энгельс всегда молодой. Или это Ленин?

2
Ответить

Для меня статья стала увлекательной экскурсией в прошлое: как автовладельцы готовили свои машины к зиме без современных удобств. Статья о том, как решения XX века вполне себе имели место быть, несмотря на отсутствие современных технологий.

4
Ответить

Относительно автомобилей начала века машины 1960-х были очень современны. Перед поездкой уже не требовалось заполнять капельники маслом.

2
Ответить

Спасибо за прекрасную статью!
Словно в детстве побывала и вспомнила, как папа машину заводил)

3
Ответить
Автор

Спасибо за отзыв. Владение автомобилем в прежние времена требовало технических познаний даже от людей гуманитарных профессий.

1
Ответить

Какой прекрасный язык! Насладился, спасибо 😀

1
Ответить