Получение лицензии пилота-любителя в ЮАР. Личный опыт

Итак, пишу длиннопост по горячим следам для тех, кто реально хочет получить PPL в ЮАР. Многие вопросы я затрагивал в своем телеграмм-канале, но тут я постараюсь рассказать все нюансы и дать полное описание процесса как это выглядит изнутри, в нашей школе Madiba bay school of flight в городе Порт-Элизабет. Актуальный прайс можно найти на сайте школы. На Декабрь 2023 стоимость получения PPL составляет от 137000 рандов или 7400 долларов.

Сроки обучения: я бы сказал нужно рассчитывать на 3-4 месяца минимум. И дело даже не в самом процессе обучения, а в медлительной бюрократии. Для того, чтобы вы получили право сдавать экзамены нужно получить SPL (студенческая лицензия). Срок ее ожидания у меня составил 3 недели, иногда делают за 2. Такая же ситуация с самой корочкой PPL, обычно ее ждут 2-3 недели. Поэтому лучше не торопиться, и иметь запас времени.

Виза: Студенческая виза не нужна. Обучение в летной школе здесь - это не совсем получение образования, а скорее курсы повышения квалификации или что-то в этом роде. Получается такая серая зона, что это вроде как и образовательные услуги, а вроде и нет. Поэтому наша школа принимает и студентов с туристической визой. Все россияне могут находиться в ЮАР до 90 дней, плюс можно податься на продление туристической визы еще на 90 дней. Но если вы собираетесь учиться до CPL, то тут уже без студенческой визы не обойтись.

Жилье/Стоимость жизни: Пишу по минимуму. Аренда комнаты в большом коттедже около 4000 рендов в месяц за все, аренда авто от 3600 рендов, такси до аэропорта в одну сторону около 80 рендов. Еда, одежда и всякие бытовые расходы примерно на 15-20% дороже, чем в России. Ранее я делал пост о минимальных ценах закупа в местном супермаркете.

Мы учимся летать на Sling2. Он жрет автомобильное топливо, поэтому получается дешево и сердито.
Мы учимся летать на Sling2. Он жрет автомобильное топливо, поэтому получается дешево и сердито.

Процесс обучения:

Итак, по прилету первым делом идете к авиационному врачу. Волноваться не стоит, если нет серьезных проблем со здоровьем, то легко получите допуск к обучению. Школа подает документы на вашу первую лицензию SPL. Во время ожидания вы можете:

  • Летать с инструктором и готовиться к первому соло (это минимум 10 часов налета).
  • Учить теорию и готовиться к экзаменам. Мы готовимся по этому сайту: https://app.groundschool.aero/.

После получения SPL, наконец-то можно начать сдавать экзамены и летать одному. Хорошая новость, вы можете сдать несколько экзаменов за раз, плохая - это очень трудно. Я бы рекомендовал закладывать 1 неделю на подготовку к 1 экзамену.

Теперь пройдемся по экзаменам которые нужно будет сдать. Необходимо набрать минимум 75% за тест. Все тесты сдаются на компьютере. В случае не сдачи, следующую попытку можно совершить не ранее, чем через неделю.

В перерывах можно сгонять до близлежащей заправки их тут называют a garage (гараж) и купить что-нибудь перекусить, пирожок на фото называют a garage pie и отобедать на балконе второго этажа с видом на нашу стоянку и полосу 🥰
В перерывах можно сгонять до близлежащей заправки их тут называют a garage (гараж) и купить что-нибудь перекусить, пирожок на фото называют a garage pie и отобедать на балконе второго этажа с видом на нашу стоянку и полосу 🥰

1. Aircraft general for aeroplanes 👨‍🔧( 1 раз завалил, 93/100)

Тут базовая техническая часть. Один из самых сложных экзаменов, много вопросов, очень легко его завалить. Будьте внимательнее)).

2. Principles of flight 👨‍✈(94/100)

Принципы полета. Физика 8-9 класс, есть законы Ньютона, закон Бернулли. Средний по сложности предмет, обычно его сдают самым первым. Половина экзамена перекликается с предполетными брифингами, что немного облегчает подготовку.

3. Human performance and limitations.🫀 (83/100)

Немного физиологии и анатомии. Вполне читабельный предмет, проблем с ним у меня не было

4. Aviation Meteorology ⛈ Метеорология. (75/100)

Делит пальму первенства за самый сложный экзамен с Aircraft general for aeroplanes. Много теории, не все понятно с первого раза. Желаю вам удачи с ним :))

5. Navigation 🧭 (88/100)

Навигация, как правило сдается самой последней. Много математики. Требует много времени для того, чтобы разобраться с расчетами. Зато если разобрался - можешь быть уверен, что все сдашь. Для меня расчетные экзамены проще, чем экзамены с кучей теории.

6. Flight perfomance and planning for aeroplanes 👨‍💻(97/100)

О подготовке и планировании полета. Еще один математический экзамен. Тоже требует много внимания для того, чтобы понять и осознать расчетную часть экзамена. Мне дался легко. Я бы сказал один из самых простых экзаменов

7. Airlaw 👨‍⚖ (91/100)

Законы. Учишь законы и сдаешь. Все просто. Не назову его легким, так как многие вещи надо именно учить, на житейской логике тут не вывезешь.

8. Resctricted radio (1 завалил, 92/100)

Первый экзамен по радио, перекликается с Airlaw на 50%. Завалил первую попытку по глупости, потом хорошо подготовился и проблем с ним не было)).

По экзаменам на компьютере все, но кроме этого нужно сдать:

English proficiency check

При поступлении в школу определяется твой уровень английского, а к концу обучения сдаешь устный экзамен на получение уровня ICAO 4. Я бы сказал уверенного уровня B1 или B2 тут хватит для обучения. Не бойтесь, побольше спикайте и все будет хорошо.

Restricted radio practical test

Последний экзамен на получение Радио лицензии. Допуск к нему: сданный Resctricted radio и первый навигационный полет. Еще одно бутылочное горлышко, где можно потерять много времени на ожидании. В нашей школе этот экзамен принимает приглашенный спец, который приезжает только тогда, когда соберётся группа от 3 человек. Ожидание занимает 1-2 недели.

Это я на пути в General flying area, впереди виднеется тауншип Kwa Nobuhle.
Это я на пути в General flying area, впереди виднеется тауншип Kwa Nobuhle.

Теперь летная подготовка. Минимум это 45 часов, из них нужно 15 часов соло, включающих 5 часов соло навигационных полетов. В идеале это выглядит так:

1) Первые 4-5 часов вы осваиваете базовые маневры и упражнения, потом начинаете полеты по кругу.

2) К 10 часам налета вы летите свою первую проверку и если все идет хорошо, то сразу же получаете допуск к первому соло полету.

3) После первого соло, нужно налетать 3 часа соло на кругах, потом 7 часов соло в учебной зоне.

4) Теперь остаётся 5 часов соло навигационных полетов.

Разумеется, эти соло-часы разбавляются полетами с инструктором, и по итогу у вас будет около 45 часов к финальному PPL skill test. Этот налет может легко увеличиться на 10-15 часов.

Вот и все. После PPL skill test вы ждете свою корочку и думаете что делать с ней дальше. Пишите если есть вопросы, у меня впереди лицензия коммерческого пилота. А пока пойду сёрфить.

Приятный бонус - Порт-Элизабет оказался прекрасным местом для серфинга ☺
Приятный бонус - Порт-Элизабет оказался прекрасным местом для серфинга ☺
33
2 комментария

Управление яхтой: лицензия на острые ощущения?

1
Ответить

Круто, так это 7400$ за то чтобы потом самому летать без пассажиров или можно с друзьями снимать самолет и летать?

Ответить