Как подростка мотивировать на учебу. Советы психолога

Многие подростки не хотят учиться. Кто-то встречает первую любовь и слишком занят мыслями о ней, чтобы делать домашнее задание. Кто-то скучает на уроках и мечтает о том, чтобы оказаться дома. Кто-то просто прогуливает, скрывая это от родителей.

Статья обновлена 31 октября 2024 года. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.freepik.com%2Ffree-photo%2Fteen-couple-with-gadgets-library_2611008.htm%23fromView%3Dimage_search_similar%26amp%3Bpage%3D1%26amp%3Bposition%3D10%26amp%3Buuid%3D5eb857f0-1e66-456c-9829-be002f0d565b&postId=943537" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Image by freepik
</a>
Статья обновлена 31 октября 2024 года. Image by freepik

Расскажем, что с этим делать и как экологично мотивировать подростков на учебу. Будет полезно родителям детей от 14-15 лет или тем, кто заранее готовится к сложному периоду в жизни ребенка.

Причины низкой мотивации

Чтобы повысить мотивацию, нужно понять, почему ее нет. Например, если у школьника нет рабочего стола, делать домашнюю работу неудобно. Купив стол, родители могут решить проблему с оценками.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

Если причины нежелания учиться глубже неорганизованного рабочего места, обнаружить и решить их сложнее. Подростковую депрессию новой настольной лампой не вылечить.

Вот причины низкой мотивации, которые часто встречаются, но о которых при этом редко говорят:

  • Изменения в организме подростка. Гормональные сбои влияют на настроение и количество энергии. Ребенок лежит весь день не потому что ленивый, а потому что у него нет сил ни на что — все уходят на перестройку организма. Например, на активную выработку тестостерона у мальчиков.
  • Изменения в теле подростка. Учителя отпускают на летние каникулы маленьких восьмиклассников, а в девятом встречают высоких статных подростков. Дети 14-15 лет очень быстро растут. Тело меняется и причиняет дискомфорт — тяжело сконцентрироваться на учебе, когда болят мышцы.
  • Обострение болезней. В пубертате организм становится чувствительным. Он тратит много энергии на изменения, поэтому сил на поддержание иммунитета почти не остается. Если у ребенка есть хронические заболевания, они обостряются. Если нет, он просто может чаще болеть.
  • Ментальные расстройства. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревожно-депрессивные расстройства, расстройства аутического спектра — эти и другие заболевания мешают учиться. Если их не диагностировать и не начать лечить, они повлияют не только на учебу, но и на дальнейшую жизнь.
  • Подростковый бунт. Ребенка в 12 лет тяжело мотивировать на учебу, потому что он начинает сопротивляться любому авторитету. Начинается период изменений ценностей: сверстники становятся ближе родителей. Чтобы казаться крутыми, многие перестают учиться и начинают конфликтовать с учителями.
  • Низкая самооценка. Многие подростки не уверены в себе по многим причинам: буллинг в школе, нездоровая атмосфера в семье, перепады настроения из-за гормонов. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя глупо. В том числе учебы, где без ошибок никак.
  • Внешние причины. Предвзятое отношение учителей, токсичный коллектив одноклассников, отсутствие поддержки со стороны родителей и нехватка личного пространства дома.

Если взрослый плохо себя чувствует, он берет больничный. Если взрослого не устраивает коллектив, он меняет работу. Подросток не может принимать такие решения самостоятельно, потому что он зависит от родителей.

Поэтому ребенок справляется как умеет: закрывается в себе, отказывается ходить в школу и находит утешение в порой не лучшей компании сверстников. Если хотите убедить подростка в том, что надо учиться, экологично замотивируйте его, а не угнетайте еще больше.

Типы мотивации

Мотивация бывает разной. Например, советский психолог Павел Максимович Якобсон, автор книги «Психология чувств и мотивация», выделял несколько типов мотивации:

  • Отрицательная мотивация. Когда человека заставляет что-то делать страх и стыд. Например, подросток боится, что родители отберут у него телефон из-за двойки. Или хочет быть лучше своего успешного старшего брата, чтобы родители наконец заметили старания.
  • Положительная мотивация. Когда человек делает что-то, потому что хочет получить награду. Например, красный аттестат по окончании 11 класса. Или новый компьютер за хорошую учебу.
  • Положительная познавательная мотивация. Когда человек делает что-то из искреннего интереса. Например, подростку нравится, как учитель объясняет материал на примерах из реальной жизни. Или ребенок хочет выучить математику, чтобы стать программистом.

Еще психологи говорят о внешней и внутренней мотивацию. Первая зависит от окружения. Например, если в классе все учатся хорошо, ребенок будет стремиться не отставать от коллектива и получать пятерки.

Как подростка мотивировать на учебу. Советы психолога

Вторая зависит от состояния человека. Сложно замотивировать на учебу подростка, который страдает из-за расставания с первой любовью.

Виды мотиваций могут сочетаться. Вот несколько примеров:

  • внешняя отрицательная мотивация — это когда родители дают домашний арест за тройку в четверти;
  • внешняя положительная мотивация — это когда учитель обещает отвезти на интересную экскурсию, если подростки хорошо напишут контрольную;
  • внутренняя отрицательная мотивация — это когда ребенок чувствует себя белой вороной на уроке, тему которого не понимает он один;
  • внутренняя положительная мотивация — это когда подросток хочет поступить в большой город, чтобы там жить.

Отрицательная мотивация действует в моменте, но приносит негативные последствия. Подростки перестают доверять родителям, которые отбирают телефон. И забывают выученный материал, как только сдали задание.

Положительная мотивация работает с детьми лучше и улучшает отношения с родителями. Например, ребенок будет благодарен маме, которая поддержала его интерес к биологии и оплатила репетитора.

Особенности мотивации подростков

В начальной школе детей легко мотивировать на учебу. Они искренне радуются пятеркам в тетради и стремятся сделать интересные проекты, чтобы впечатлить одноклассников. Им нравится учиться.

Но уже в 13 лет хорошие оценки перестают радовать, а сверстники впечатляются не от школьных проектов, а от дорогих телефонов и новой одежды.

Чтобы учиться, подростку нужно понимать, зачем он это делает. У детей ведущая деятельность — познание мира. Они с радостью занимаются этим в школе.

У подростков же ведущая деятельность — общение со сверстниками и самоутверждение. Они хотят чувствовать себя взрослыми. Школа начинает ассоциироваться с детским скучным занятием.

Как подростка мотивировать на учебу. Советы психолога

Потому что ребенок не видит, в чем ценность образования лично для него. Если эту ценность найти, подросток будет охотно учиться.

Как мотивировать подростка на учебу — советы для родителей

Главное для подростка — найти пользу в школьных занятиях. Чтоб повысить мотивацию к учебе, продайте ее подростку как хороший маркетолог.

Чтобы человек захотел что-то сделать, он должен понять, как это закроет его потребности. Например, один зимой часто болеет, поэтому выбирает куртку потеплее. А другой ведет блог, поэтому берет модную шубу, чтобы показать подписчикам.

Ситуация одна — покупка зимней одежды. А подход к ее решению отличается, потому что потребности у людей разные. Если понять, что важно для подростка, получится объяснить, как в этом поможет учеба.

Первый шаг — узнать своего ребенка получше. Для этого нужно много и честно разговаривать. Или просто следить за жизнью и увлечениями подростка. Обращать внимание на то, как он украшает комнату и что стоит на экране блокировки телефона.

Вот некоторые примеры потребностей подростка и способов закрыть их учебой:

  • Ребенок хочет получить одобрение сверстников. Если подросток учится в классе, где отличников считают занудами, он будет плохо учиться, чтобы казаться крутым.

Поместите ребенка в среду, где крутым считаются хорошие оценки и начитанность. Например, переведите его из школы в лицей или запишите на курс, связанный с интеллектуальной деятельностью вроде шахмат.

  • Ребенок хочет найти себя. Подростки, которые больше всего хотят определить свое место в жизни, часто занимаются творчеством. Они пробуют разные хобби, часто не доводят дело до конца и тут же берутся за новое увлечение.

Попробуйте связать интерес ребенка с учебой. Например, если он любит рисовать, предложите заняться архитектурными проектами и заодно подтянуть математику, чтобы изображать здания с правильными пропорциями.

  • Ребенок хочет быть как взрослый. Подросткам важно, чтобы их перестали ассоциировать с детством. Они бунтуют, потому что стремятся установить свой авторитет и доказать его родителям.

Докажите подростку, что учеба пригодится в будущей взрослой жизни. Например, объясните, что в хорошем вузе можно найти полезные знакомства и устроиться с их помощью на высокооплачиваемую работу.

Не оставляйте подростка наедине с трудностями. Помогите ему определить цель на ближайшее будущее. Например, ребенку в 9 классе предложите пройти курс профориентации. Чтобы было легче выбрать между поступлением в колледж и продолжением учебы.

Вот еще примеры того, что точно нельзя делать для мотивации:

  • сравнивать подростка с его сверстниками;
  • подмечать недостатки ребенка и ругать его при других людях;
  • требовать от подростка того, чему сам не следуешь;
  • запрещать ребенку делать что-то и ограничивать его в любимых занятиях.

Обязательно поддерживайте ребенка во всем. Когда подросток чувствует себя любимым и принятым, у него появляется больше сил на учебу. И желание порадовать родителей, с которыми у него хорошие отношения.

Если подросток поймет, ради чего учиться, он будет делать это с радостью. Задача родителя — обеспечить ребенку условия для поиска себя. Обустроить рабочее место, давать советы по просьбе, выделить деньги на репетитора и инвентарь для хобби.

Чем может помочь педагог

Часто говорят, что школа как второй дом. Получается, учителя как вторые родители. Они правда оказывают влияние на подростков, потому что дети проводят с ними почти каждый будний день. Иногда ребята доверяют классным руководителям больше, чем родителям. Или просто видят в них авторитет.

Вот, что может сделать учитель, чтобы повысить мотивацию подростка:

  • не использовать отрицательную мотивацию — чувствительных подростков фразы вроде «Вы ничего не сдадите и никуда не поступите» только огорчают и раздражают;
  • устраивать классные часы с приглашенным психологом — например, про поиск своего места в жизни или профориентацию;
  • сделать систему оценивания прозрачной — подростки должны четко знать учебные требования и не встречать предвзятость со стороны педагогов;
  • разнообразить учебную деятельность — например, вместо простой презентации предложить снять короткий документальный фильм.
Как подростка мотивировать на учебу. Советы психолога

Школа и родители должны работать вместе, чтобы мотивировать подростков. Если ребенок почувствует поддержку и любовь со всех сторон, будет учиться с интересом и охотой.

Итоги

Родители и подросток должны находиться в одной команде. Не относитесь к ребенку свысока и не критикуйте его. Будьте рядом, чтобы помочь и поддержать. Если сформируются доверительные отношения с подростком, ваши слова и советы смогут замотивировать его хорошо учиться.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

22
1 комментарий

Интересно . Я бы посмотрела и добавила , что важно развивать эмоциональный интеллект у подростка . А это можно сделать , если родитель сам развивает свой эмоциональный интерес. Это значит , что он знает и чувствует свои границы и границы другого человека. Умеет проявлять свои эмоции и управлять ими . И конечно , он уважает выбор другого человека. И когда рядом с ребенком такой родитель . С мотивацией будет легче разобраться. А еще я бы посмотрела в сторону , зачем ребенку учиться , если папа и мама уже все создали . И вот здесь особая тема . Как создать мотивацию от изобилия. Я смогла решить эту задачу как родитель , через возможность посещения ребенком школы в Англии. Где, учиться это МОДНО . Где быть богатым и хотеть учиться это норма. Когда мой сын попал в эту среду , он для себя многое осознал. Кстати такие туры мы делаем для детей. И это интересно и захватывающе .

1