Разделяй и властвуй: как экономика шеринга захватывает медицину, промышленность, образование и рынок услуг питания

Директор департамента инновационного развития «Норникеля» Александр Виноградов — о том, как принципы совместного потребления помогают вызвать на дом врача, обменяться промышленными ноу-хау и заработать на приготовленном ужине.

Пожалуй, одна из самых любопытных особенностей экономики шеринга — её двойственная природа.

С одной стороны, она выступила против тысячелетнего стремления человечества к материальным ценностям: на самом пике эпохи капитализма люди перестают покупать квартиры, автомобили, офисы и даже повседневные вещи, предпочитая брать все эти блага во временное пользование.

С другой стороны, проекты, основанные на принципах совместного потребления, капитализируются в огромных масштабах: оценка компании Airbnb уже перевалила за $30 млрд. Это выше, чем у сети отелей Hilton.

Популярность Uber привела к кризису рынка такси во многих странах и массовым забастовкам, а чистая прибыль интернет-аукциона eBay в 2018 году достигла $2,5 млрд.

Nasdaq
Nasdaq

Sharing economy захватывает всё новые страны и отрасли, создав рынок, который сегодня оценивается в $15 млрд и растёт огромными темпами.

Принципы экономики шеринга уже вышли за рамки привычных форматов аренды жилья и транспортных сервисов и находят своё применение в столь далёких от этой сферы индустриях, как медицина, промышленность, образование и рынок услуг питания.

Аренда врача на дом

В медицине задача сервисов шеринга во многом схожа с той, что стояла перед Uber на рынке такси, — оптимизировать и ускорить процесс доставки услуги.

Нью-йоркский стартап Pager усовершенствовал традиционный вызов врача на дом: с помощью сервиса можно пригласить на дом любого свободного специалиста в течение двух часов, не дожидаясь, пока освободится запись в вашей больнице.

Anti Аge Medical
Anti Аge Medical

По аналогичному принципу работают сервисы телемедицины — в России это, например, DocDoc и Doc+. Они позволяют удалённо получить врачебную консультацию, не привязываясь к конкретной клинике и не требуя времени на дорогу и ожидание.

Конечно, такая модель подойдёт не для каждого случая: часто пациенту требуется диагностика на специальном оборудовании, поэтому её можно провести только в больнице.

Однако телемедицина стала оптимальной заменой традиционной очной консультации: врач может обсудить с клиентом все проблемы в онлайне, а уже после решить, направить ли его на обследование в больницу.

Концепция шеринга применяется и в области диагностических сервисов. Так работает американский стартап Figure 1, peer-to-peer — сервис, который объединяет врачей-профессионалов и студентов.

Figure 1 даёт пользователям возможность делиться случаями из медицинской практики (разумеется, при условии сохранения конфиденциальности пациентов), чтобы помогать друг другу искать похожие и ставить правильные диагнозы.

Figure 1
Figure 1

Другой пример применения принципов шеринга в медицине связан с техническим оснащением клиник: многие учреждения не могут позволить себе дорогое медицинское оборудование, что сильно ограничивает их диагностические возможности.

Но в тех больницах, где нужная аппаратура имеется, она часто простаивает: по данным исследования GE Healthcare, любая единица медицинской техники в клиниках используется не более 42% времени.

Эту проблему пытается решить бостонский стартап Cohealo, который помогает распределять оборудование между больницами. Благодаря этому сервису клиники могут не тратить ресурсы на приобретение дорогостоящей аппаратуры, ускорить доступ к медицинской помощи и монетизировать имеющиеся мощности.

По подсчётам с помощью Cohealo клиники могут сэкономить до $5–7 млн. Подобные проекты уже запускаются и в России: например, екатеринбургская компания «Мед-Шеринг» предоставляет услуги по аренде медицинского оборудования для лечения желтухи у новорождённых.

Наконец, принципы шеринга могут использоваться и для более сложных медицинских продуктов вроде HealthMap — открытой системы для мониторинга вспышек инфекционных заболеваний, которой пользуются врачи, чиновники из сферы здравоохранения, учёные и путешественники.

Healthmap
Healthmap

Промышленный шеринг

Казалось бы, промышленный сектор с его жёсткой b2b-природой максимально закрыт для любых экспериментов с концепцией шеринга. Но это не так: принципы совместного потребления уже нашли применение на предприятиях сразу на нескольких уровнях.

Первый из них — прокат оборудования: от простого сварочного или строительного инструмента до 3D-принтеров, которые уже предлагает во временное пользование ряд площадок.

Bustle
Bustle

«Шерится» также промышленный транспорт, труд специалистов, складские помещения и лаборатории. Последнее в нашей стране обычно реализуется на территории технопарков («Сколково», МИСиС и других).

Более того, несмотря на жёсткую привязку производства к конкретным заводам и месторождениям, компании иногда предпочитают собирать проектные команды в коворкингах, например для разработки ИТ-продукта.

Следующий уровень проникновения sharing economy в производственную сферу — аренда профессиональных компетенций.

Работа промышленного предприятия требует постоянного освоения новых технологий и их внедрения в рабочие процессы. Такие разработки очень затратны, а финальные решения обычно применяются в рамках отдельной компании и не выходят на широкий рынок.

На первый взгляд, этот подход должен обеспечивать каждому игроку конкурентное преимущество, но на практике всё оказывается не столь радужно: в силу схожести проблем, над которыми работают компании из разных отраслей, их продукты зачастую дублируют друг друга.

Оптимизировать этот процесс можно с помощью обмена R&D-компетенциями между участниками рынка. Это помогло бы им, с одной стороны, монетизировать свои ноу-хау, а с другой — получить доступ к новым интересным решениям со значительно меньшими затратами.

Сейчас уже запущен проект по созданию ИТ-платформы, которая свяжет между собой участников рынка, готовых делиться результатами своих исследований. Эта платформа, в создании которой «Норникель» тоже принимает участие, позволит компаниями продавать и приобретать инновационные разработки, способствуя таким образом развитию всей индустрии в целом.

«Норникель»
«Норникель»

Учись сам, учи других

Развитие EdTech открыло путь для широкого обмена знаниями по всему миру, без привязки к конкретной школе или университету. Всё большей популярностью пользуются онлайн-платформы, представляющие собой сборники учебных программ от разных авторов.

Самая известная из них, Coursera, объединяет более 40 млн слушателей свыше 3200 курсов, а оценка компании в 2019 году превысила $1 млрд. По схожему принципу работают проекты EdX и LinkedIn Learning. Среди российских сервисов: Skillbox, «Нетология», iSpring.

Ещё один пример «шеринга» в образовании — многочисленные сайты по поиску репетиторов, которые помогают связать учеников и преподавателей.

Чуть дальше пошла компания по изучению английского Skyeng: её функция не ограничивается «знакомством» репетитора и клиента, а включает полноценную поддержку всего процесса обучения: предоставление учебных материалов, методических наработок и сервис автоматической проверки домашних заданий.

Одновременно развиваются проекты, работающие по модели peer-to-peer (от потребителя к потребителю), в рамках которых ученики сами делятся друг с другом знаниями или материалами.

Австралийская площадка StudentVIP позволяет студентам перепродавать подержанные учебники, помогать друг другу в освоении разных дисциплин и даже делиться собственными конспектами по разным дисциплинам.

StudentVIP

А пользователи P2PU (Peer 2 Peer University) могут организовывать курсы и учебные группы для изучения тех или иных тем.

Airbnb для еды

Когда в 2008 году Airbnb предложила путешественникам сменить отели на частные квартиры, многим это казалось сомнительным экспериментом, но в итоге инициатива обернулась коммерческим успехом.

Примерно тот же процесс сейчас происходит на рынке услуг питания: активно появляются сервисы, работающие по принципу «Airbnb для еды». Развиваются Traveling Spoon, EatWith и Meal Sharing, которые предлагают людям (прежде всего путешественникам) попробовать местную кухню в собственных домах жителей, готовых монетизировать свои кулинарные навыки и принять у себя гостей.

Ещё один проект, BonAppetour.com — своеобразный «Uber для шеф-поваров»: любой, кто захочет попробовать блюдо высокой кухни, может найти с помощью сервиса подходящего мастера, пригласить его к себе домой или приехать на стороннюю площадку.

Запущенная в Сингапуре в 2013 году, она изначально была нацелена на туристов, желающих познакомиться с аутентичной кухней. Сейчас сервис работает уже более чем в 100 городах по всему миру и сотрудничает с более чем 1000 поваров.

Чтобы подключиться к BonAppetour, шеф-повар должен пройти онлайн-проверку, а для получения статуса «Проверенный хозяин» — представить собственное блюдо на суд специалистов BonAppetour.

О потенциале экономики шеринга свидетельствует не только коммерческий успех и популярность таких проектов, но и внимание к этому явлению со стороны государств.

Новый план Китая по модернизации промышленности сосредоточен именно на принципах совместного пользования. Журнал Times поместил sharing economy в список идей, способных изменить мир, а PwC полагает, что к 2025 году этот сектор вырастет до $335 млрд. Насколько сбудутся эти прогнозы — покажет время.

2929
17 комментариев

Технологии шеринга в области медицины уже опробованы в Ставропольском крае - там медсестра одним(!) шприцом колола пациентов. Заразила их. 
Вот такие технологии шеринга.

9
Ответить

Россиюшка..

Ответить

Подмена понятий идёт, псевдо врачи с шеринговыми курсами, с набитыми ботами отзывами выходят щериться. У нормальных врачей итак все расписано по графику.

7
Ответить

"пока освободится запись в вашей больнице" - Из реальной жизни. Вчера. Местная поликлиника. Запись. Электронные табло, очередь. Короче, все дела. Только вот до завершения работы врача остался 1 час. А в очереди еще 6 человек.

2
Ответить

У них норматив что-то в районе 11 минут на человека. По этому если записываться через госуслуги, то там время записи 18:36, а не 18:30.

Ответить

Департамент инновационного развития значит. Что же у них ,,лампово,, продолжают гибнуть рабочие, за два года почти 10 человек, может вам какой-то другой департамент создать внутри компании лучше, на что-то другое внимание обратить.

https://www.rbc.ru/society/22/10/2019/5daefcaa9a7947c4b8990fc2

Явно шеринга со стороны Ростехнадзора не достаёт.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить