«Чевостик» — современный образовательный проект для детей

«Чевостик» — интерактивный образовательный сайт для детей, где собраны уроки на самые разные, часто неожиданные темы.

Каким должен быть современный детский образовательный сервис, как правильно создавать обучающие уроки и какова главная тенденция в сфере образования — рассказывает Дмитрий Томисонец, руководитель проекта «Чевостик».

«Чевостик» — современный образовательный проект для детей

Всё началось в 1996 году, когда моя мама начала выпускать аудиокассеты с музыкой. Выпускали всё подряд: рок, блюз, попсу. В 2000 году появилась идея создать свой аудиоконтент. А так как примерно в это же время кассеты уходили в прошлое, то записываться пришлось на CD — но сначала нужно было понять, а что вообще записывать.

Для собственной программы мы долго искали тематику и форматы, в итоге в 2002 году появился Чевостик — персонаж, который собирает знания обо всём на свете и делится ими с маленькими слушателями. Чевостик исследовал мир не один, а со всезнающим дядей Кузей.

Нашей миссией было развивать аудиальное восприятие информации у детей, ведь всё обучение человека вплоть до защиты диплома зачастую проходит именно в аудиоформате: преподаватель скорее прочтёт лекцию, чем продемонстрирует эксперимент. Кроме того, слушая спокойные диалоги персонажей, ребёнок с ранних лет узнавал, что нужно разговаривать уважительно, вежливо, не перебивая.

Мы работали над проектом два года: прорабатывали концепцию, консультировались с детскими психологами, писали сценарии и музыку. Идея выстрелила — нас крутили по детскому радио (и крутят до сих пор), а общий тираж проданных дисков по всей стране составил 1,5 млн копий.

Но со временем аудиоформаты перешли на цифровые носители, и наши продажи стали падать. Мы запустили интерактивный сайт и к 2017 году полностью перешли на digital-рынок.

Выбирая модель распространения контента, мы остановились на подписках. Это работает так: родители наших слушателей оплачивают доступ на месяц или год, а дети пользуются сайтом, сколько им хочется.

Как только мы внедрили эту модель, платных подписчиков было мало. Мы сильно потеряли в деньгах, потому что на первых порах продажи цифрового контента были совсем низкими по сравнению с продажами CD, но сами диски уже никто не покупал.

Это была общемировая проблема рынка, которую непонятно, как решать. Мы пробовали делать подарочные карты, которые дают доступ к сайту и позволяют скачивать что угодно. Для этого пришлось инвестировать в разработку сайта и подготовить его к работе с картами.

Но люди не хотели их покупать — и половина тиража осталась нераспроданной. В итоге цифровой рынок победил: благодаря крупным игрокам вроде iTunes или «Яндекс.Музыки» контент по подписке становится более популярным и привычным, поэтому сейчас у нас гораздо больше пользователей.

Как мы создаём уроки

Перед созданием урока мы определяем общую тему, которую хотели бы раскрыть, например, как работает гравитация. Затем формируем список основных тезисов, которые мы должны донести. К примеру, для физики это будет механика, агрегатные состояния, притяжение. После этого мы создаём тематические образы, которые запомнятся ребёнку.

Если наш урок рассказывает, что притяжение на Земле меньше, чем на Луне, то мы рисуем Чевостика, который пытается поднять булыжник на Земле, и у него это не получается. На соседней картинке Чевостик в скафандре стоит на Луне и подбрасывает этот булыжник высоко над головой. Это активирует образное мышление и помогает запоминать такие сложные для дошкольника термины, как притяжение.

После этого мы составляем сопроводительный текст и отправляем его на проверку научному редактору. Редактор исправляет недочёты и улучшает текст, а затем мы приглашаем иллюстратора и композитора. Когда эскизы отрисованы, а музыка написана, мы отдаём готовый вариант на финальную проверку редактору. После одобрения передаём материалы программистам для публикации на сайте.

Ребёнку можно объяснить что угодно, если не засыпать его терминами, а рассказывать человеческим языком. Чтобы проверить, насколько понятным получился урок, сотрудники «Чевостика» показывают его своим детям. Но это не всё, что нужно учитывать при создании контента для образовательного сайта.

Каким должен быть образовательный сайт для детской аудитории

За 23 года работы для детской аудитории мы перепробовали десятки гипотез, несколько раз кардинально меняли подачу материала, набили шишек и получили ценный опыт. Поделимся ключевыми выводами, которые актуальны для нас на сегодня.

1. Учитывать модель потребления. Мы перенесли аудиозаписи на сайт, но по метрикам увидели, что детям такой формат не очень подходит. Они привыкли слушать Чевостика, например, в машине, пока родители везут их в школу, а сидеть за компьютером или планшетом по 40—45 минут оказалось довольно непросто. Об этом, кстати, нам также говорили сами родители.

Нам пришлось срочно сократить уроки до 25 минут и поменять их логику. Так выработался новый формат занятий: ребёнок не только слушает, но и управляет уроком. Например, взаимодействует с персонажами на экране, выполняет дополнительные задания, влияет на ход развития сюжета.

Метрики показывают, что такая модель вовлекает юного пользователя намного сильнее, чем прослушивание аудио, поэтому все уроки теперь выходят в новом формате.

Также детям очень нравятся тесты — некоторые даже прокликивают урок, лишь бы быстрее добраться до конца и ответить на вопросы. Мы замечаем, что вопросы тестов мотивируют обучаться — ребёнок проходит тест, допускает ошибку и возвращается в урок, чтобы дать правильный ответ.

2. Рассказывать обо всём. Для детских программ есть классические темы — растения, зверушки, какие-то общие факты о нашей планете. Но, как выяснилось, даже дошкольники интересуются куда более сложными и глубокими темами. Например, дети с удовольствием слушают про Гагарина, звуковые волны, Древний Рим и клетки крови, а урок про Теорию большого взрыва у нас сейчас вообще второй по популярности.

Мы продолжаем удивляться (и восторгаться!) этому, но не находим чёткого объяснения. Есть гипотеза, что если в семье, например, папа — юрист, а мама — врач, то вряд ли они смогут увлекательно рассказать о симфонических оркестрах или вулканах или хотя бы пробудить интерес ребёнка к этим темам. А наши иллюстраторы, композиторы и сценаристы совместно с учёными-экспертами — могут. Поэтому детям нравится проводить время на «Чевостике».

3. Соответствовать ожиданиям. Когда человек держит в руке смартфон, то со временем бессознательно подносит его ближе к лицу. Поэтому многие врачи не рекомендуют смартфоны детям, чтобы не портить зрение. Из благих побуждений мы не оптимизировали сайт для мобильных устройств. Но несмотря на это, у нас всё равно половина трафика — смартфоны, так что скоро запускаем и мобильную версию сайта.

4. Работать с профессионалами. Мы всегда обращаемся за консультациями к экспертам, которые придираются к мельчайшим деталям и помогают доводить каждый урок до совершенства. Из-за этого на создание уроков мы тратим сильно больше времени, чем хотелось бы, но оно того стоит.

Если делать всё самостоятельно, есть риск допустить фактическую ошибку или объяснить тот или иной термин слишком запутанно. Но информация, которую человек получает в юном возрасте, формирует его картину мира и отношение к жизни — и для нас это очень большая ответственность, поэтому мы не можем делать себе поблажки.

К примеру, для урока про небоскрёбы я лично встречался с главным инженером башни «Меркурий» в Москва-сити. Он рассказал про строительство в целом и про новейшие технологии, которые применяются в современных небоскрёбах и конкретно в «Меркурии».

Я собирал информацию для урока: как строить такие высокие здания, почему башня не падает и не уходит под землю, сколько она весит, сколько потребляет электричества… Задача — получить от эксперта максимальное количество ответов и придумать, как лучше всего объяснить это ребёнку.

Всё то же самое мы делаем и для других уроков, например, для урока английского языка совместно с English First. Это интересный пример, потому что иностранный язык невозможно выучить или понять за 25 минут, а подписчики давно просили добавить такой урок. Мы понимали, что не сможем научить говорить по-английски за столь короткое время, поэтому решили скорее заинтересовать английским языком.

Получилось занятие, в котором мы кратко объясняем, что вообще такое иностранный язык и зачем он нужен. Рассказываем детям, что это расширяет кругозор, позволяет читать книги и смотреть фильмы в оригинале, знакомиться с ребятами со всего мира.

В результате получился урок, который превзошёл наши ожидания — огромное количество посещений, высокий процент завершения урока, запросы на похожие уроки по другим темам.

Главный тренд на рынке образования для детей — как будет развиваться «Чевостик»

Основным трендом в сфере образования (не только детского) мы считаем геймификацию — добавление элементов игры. Мы объединяем схожие темы в маршруты и даём призы за их прохождение. Например, за прохождение маршрута «Животные», который включает в себя уроки по рыбам, млекопитающим и так далее, ребёнок получает грамоту, которую может распечатать и повесить на стенку.

На грамоте — Чевостик в кругу дружелюбных животных. Это мотивирует проводить больше времени на сайте, чтобы пройти маршруты и собрать все грамоты. Мы утверждаем концепции дальнейшего внедрения геймификации.

Помимо развлечений, важно нести людям и пользу. На наш взгляд, сейчас жизнь требует не быть средним во всех областях, а развивать сильные стороны. «Чевостик» помогает родителям понять, что же на самом деле нравится их детям.

Это легче всего сделать, давая им выбор и показывая много разных интересных тем. В личном кабинете у нас доступна статистика для родителей — какие уроки чаще всего смотрит ребёнок, какими темами интересуется. Мы верим, что «Чевостик» помогает родителям лучше узнать детей и определить их дальнейший путь развития.

1919
12 комментариев

Читала и думала: да какое аудио, сейчас все современное образование строится на геймификации. Дочитала до перспектив развития и порадовалась - успехов вам с игровыми механиками) 

6
Ответить

строится да никак не построится.
"геймификация" работает в играх, а не там где требуется труд.

это все равно, что люди всю жизнь ищут удобное to-do приложение ))
дело не в приложении.

2
Ответить

"Если наш урок рассказывает, что притяжение на Земле меньше, чем на Луне"
Лучше такое детям не говорить, поверят еще ))

4
Ответить

Виктор, конечно, вы правы! Поправим ошибку) А в нашем уроке все верно! :)

2
Ответить

Ого, ребята 23 года на рынке существуют! 

2
Ответить

Спаибо, что заметили, обязательно поправим! :)

Проектная неделя – методика обучения по темам. Мы присылаем вам практические материалы в дополнение к урокам: раскраски, задания, инструкции, эксперименты. С системой проектов изучать тему становится ещё легче и интереснее.

2
Ответить

Регистрация через фб точно работает? Перекидывает в ту же форму для заполнения имя-почта-пароль.

Ответить