История агентства Purrweb: «Жизнь — это эскалатор вниз, и, оставаясь на месте, ты постепенно теряешь свои позиции»

Компания Purrweb начала свою историю с союза двух фрилансеров, а сегодня превратилась в ИТ-агентство с офисами в нескольких городах и фокусом на западные рынки.

Как создавать сложные продукты на зарубеж, почему менеджеров всегда должно быть немного больше, чем нужно, и зачем экономить клиенту бюджет — об этом рассказал управляющий партнёр компании Александр Шульгин.

Команда Purrweb
Команда Purrweb

О том, как все начиналось

Все началось в 2014 году в Омске. В это время я занимался фрилансом: создавал сайты и веб-сервисы для зарубежных клиентов, которых находил на бирже Upwork. Постепенно проектов становилось все больше, а времени меньше, и я задумался о том, чтобы поставить процесс на поток. Идею открыть свою компанию поддержал мой бывший коллега, и мы сняли на двоих крохотный офис в бизнес-центре и назвали себя SmartDev.

Первое время работали вдвоем. Основой для поиска клиентов стала та же Upwork, но объемного портфолио у нас не было, поэтому приходилось брать напором и энтузиазмом: мы сами искали заказчиков, отправляли им заявки и предлагали конкретные решения. Затем заработало «сарафанное радио»: клиенты начали рекомендовать нас коллегам по цеху, объем заказов вырос — так что нам пришлось задуматься о расширении команды.

Александр Шульгин, управляющий партнер Purrweb, на митапе в Mail.ru
Александр Шульгин, управляющий партнер Purrweb, на митапе в Mail.ru

Первого сотрудника мы искали почти полтора месяца. Поскольку наша компания существовала меньше года и состояла всего из двух человек, было бы наивно рассчитывать схантить опытного айтишника. Поэтому мы пригласили на стажировку начинающего специалиста и в процессе работы обучали его нужным навыкам. Со временем стажировка стала неотъемлемой частью нашей деятельности: мы набирали желающих, «прокачивали» их, и те, кто смог дойти до конца, становились членами нашей команды.

Об ошибках и уроках

Первым нашим крупным проектом стала разработка веб-сервисов для австралийского агентства Voodoo Creative — в то время для нас, двух бывших студентов, эта работа казалось по-настоящему грандиозной. Именно тогда мы решили отказаться от бренда SmartDev в пользу чего-то, что помогло бы нам выделиться на фоне других компаний с похожими названиями. Новое имя, Purrweb, родилось по аналогии с Purrari — так называл свой автомобиль знаменитый канадский диджей Джоэль Циммерман (Deadmau5), перекрасивший свою Ferrari под популярный мем Nyan Cat.

Котики могут быть разными: мерч нашей компании
Котики могут быть разными: мерч нашей компании

Постепенно мы осваивали новые технологии, брались за более сложные проекты, расширяли команду. Разумеется, не все шло гладко: так, два раза мы «вырастали» до тридцати человек в штате — и затем откатывались назад к двадцати, поскольку не могли адаптировать процессы под новый размер компании.

Лишь на третий раз мы смогли понять нашу главную ошибку: нехватку ресурсов по управлению проектами. Изначально мы набирали столько менеджеров, сколько требовала наша стандартная загрузка — но когда несколько проектов сразу входили в фазу кризиса, проджекты не успевали разруливать ситуацию, и все процессы рушились.

В итоге мы осознали, что лучше держать больше сотрудников, пусть и периодически недозагруженных работой, чем страдать от жесткой нехватки ресурсов в сложные периоды.

Кроме того, мы несколько раз меняли формат стажировок и в итоге отказались от массового формата в пользу индивидуального. Как показала практика, персональный подход намного эффективнее по качеству и не сильно уступает в количественном отношении: так, из 25 человек к концу стажировки у нас оставалось около шести. К тому же, как ни парадоксально, но индивидуальное обучение «съедает» у тимлидов меньше времени.

В омском офисе
В омском офисе

О проектах и планах

Сейчас команда Purrweb состоит из 45 человек, и мы продолжаем расширяться. С ростом команды нам пришлось несколько раз менять площадку, а в этом году у нас открылся офис в Москве.

Мы продолжаем работать на зарубеж, создавая веб-сервисы и мобильные приложения для рынков США, Канады, Европы и Австралии, и начали делать проекты для России. Среди наших клиентов — такие компании, как Cargo, Pony Express, Wrstbnd, FitForce, Jorny, PetBuddy, БКС Брокер, cbonds.ru, а в среднем наша компания обычно ведет одновременно около 15 заказчиков.

Помимо веб-сервисов, мы сейчас занимаемся мобильной разработкой, дизайном, создаем десктопные приложения. Поскольку по большей части наши проекты — это внутрикорпоративные инновации и стартапы, наша экспертиза «заточена» на запуск первой версии. Мы умеем выкидывать лишнее, минимизируем число фич, не размазываем бюджет: все наши процессы направлены на то, чтобы проект как можно быстрее окупился — либо мы начали в ближайший срок собирать от пользователей фидбек.

Митап Purrweb «Проекты в Digital Health»
Митап Purrweb «Проекты в Digital Health»

Многие из наших проектов вышли на широкий рынок: например, международная платформа для поиска b2b-лидов или маркетплейс Tunetank по продаже лицензий на музыку для трейлеров к фильмам, рекламы и видеоблогов. А наш проект Campagram, социальная сеть для любителей кемпингов, недавно получил инвестиции в размере $250 тыс.

В наших ближайших планах — расширяться дальше, в том числе на отечественном рынке. Мы увидели, что все то, что работает для зарубежных клиентов, востребовано и нашей стране. В прошлом году у нас появились первые российские заказчики, и сейчас мы активно работаем над новыми проектами.

О работе с клиентами

В отношениях с заказчиками мы руководствуемся ключевым принципом — относиться к клиенту как к другу. Это предполагает как максимальную прозрачность в общении, так и отказ от идеи вытянуть из него как можно больше денег. Мы не отвечаем за маркетинг и продажи, и поэтому и не можем гарантировать успех проекта — зато мы в состоянии оптимизировать продукт, сократив за счет этого бюджет заказчика на разработку. Тогда сэкономленные деньги он может потратить на продвижение.

Предновогодние проекты
Предновогодние проекты

Так, однажды мы делали веб-сервис для сбора пожертвований на благотворительность. Заказчик, канадский стартап, планировать включить в него функцию, которая позволяла бы администратору одним нажатием кнопки авторизоваться в сервисе под именем клиента, чтобы вносить правки. Все бы хорошо, но стоимость этого функционала составляла 12 тысяч долларов — 30% от всего бюджета проекта.

Чтобы избавить клиента от столь существенной траты денег, мы предложили альтернативное решение: возможность вывести для администратора данные пользователя и перелогиниться под его именем. Такая функция стоила в 12 раз меньше и никак не повлияла на эффективность сервиса.

Подход «не дороже, а лучше» полностью окупает себя: благодаря ему клиенты приглашают нас на свои следующие проекты, и мы развиваем с ними долговременное сотрудничество. С другой стороны, мы сами можем отказаться от какого-то заказа, например, из-за его неэтичного характера: так, один раз мы не стали брать проект для сервиса эскорт-услуг.

Конверты для новогодних пожеланий наших сотрудников
Конверты для новогодних пожеланий наших сотрудников

О корпоративной культуре

Наше главное требование ко всем сотрудникам — быть взрослым и самостоятельным. Кому-то такой выбор может показаться странным, но, увы, эти качества далеко не всегда зависят от реального возраста. Во многих компаниях я нередко вижу, что руководителям приходится буквально нянчиться с сотрудниками, не готовыми брать ответственность за свои обязанности, в этом случае ни о какой эффективной работе идти не может.

Сюда же относится и вопрос мотивации. Я не верю во внешнюю мотивацию, поэтому у нас в компании нет никаких стимулирующих систем.

Если у человека нет собственного побуждения что-то делать, никакие внешние импульсы уже не помогут: вам вечно придется «пинать» его, чтобы добиться результатов. Так что у нас в команде собрались люди, которые не нуждаются в контроле и, что важно, готовы развиваться и расти в профессиональном плане. По сути, жизнь — это эскалатор, который движется вниз, и оставаясь на месте, ты постепенно теряешь свои позиции.

Встреча с клиентами в Лондоне
Встреча с клиентами в Лондоне

По этой же причине у нас нет жесткого графика и системы штрафов: каждый сам распоряжается своим временем, единственное требование — выполнять в срок все обязательства по проекту. Кроме того, я выступаю за то, чтобы все сотрудники присутствовали в офисе: это упрощает коммуникацию в работе над общим проектом.

Наверное, все эти принципы звучат немного сурово, но на самом деле у нас очень веселая команда и всегда царит позитивная дружеская атмосфера. Тишины в офисе почти никогда не бывает: всегда кто-то шутит, спорит и смеется.

Один раз наша новая HR-специалист была сильно поражена тем, как у нас шумно — но работе это не мешает: в офисе достаточно пространства, чтобы можно было уединиться и не отвлекаться на коллег. И конечно, мы постоянно организуем активности для команды: выбираемся, чтобы вместе сыграть в волейбол и пейнтбол, посетить скалодром или батутный центр.

Каждую последнюю пятницу месяца у нас проходят вечеринки, которые так и называются — Last Friday Party. Популярны и образовательные мероприятия: часто сотрудники по собственной инициативе выступают с докладами, чтобы рассказать коллегам о чем-то новом.

Внутрикомандные соревнования по волейболу
Внутрикомандные соревнования по волейболу

Советы начинающим

Чему мы обязаны своим успехом? Во-первых, нам сильно помогло то, что мы не размывали фокус компании и накапливали экспертизу в конкретной сфере. Так, последние два года мы работаем на популярном стеке технологий: JavaScript, React Native, Node.js, Ruby on Rails.

Используя один язык программирования, мы можем легко переключать специалистов с одного проекта на другой — в результате у нас не бывает недозагрузки или нехватки программистов.

Кроме того, мы постоянно развиваемся: поскольку компания ориентирована на западных клиентов, мы участвуем в зарубежных конференциях, проходим зарубежные курсы, изучаем зарубежную профессиональную литературу.

Котиков много не бывает
Котиков много не бывает

Наконец, что очень важно: мы вкладываем в работу все свое время. Первые два с половиной года я работал по двенадцать часов шесть дней в неделю.

О том, что для успеха в бизнесе в первое время нужно отдавать ему все свое время, много пишут и говорят, но на практике мало кто к этому готов. Есть поговорка, что удача любит подготовленных, и это, на мой взгляд, отличный совет для бизнеса: хотите, чтобы вам везло — встречайте Фортуну во всеоружии.

4545
21 комментарий
Комментарий удалён модератором
8
Ответить

это профдеформация парень

1
Ответить

Заказчик, канадский стартап, планировать включить в него функцию, которая позволяла бы администратору одним нажатием кнопки авторизоваться в сервисе под именем клиента, чтобы вносить правки. Все бы хорошо, но стоимость этого функционала составляла 12 тысяч долларов — 30% от всего бюджета проекта.

12к за автоматическую переавторицию под другим юзером по нажатию кнопки?
Вы серьезно ?????? 😀

2
Ответить

Главное не цена а, а за сколько продашь 

Ответить

Причем альтернативное решение, как я понял, показать незашифрованный пароль клиента админу

Ответить

Хорошая статья, странно, что в разделе Маркетинг.
Речь вроде бы на 100% о разработчиках, а не о маркетологах.
Тем не менее полезно, я сейчас примерно на месте ребят в 2013, но в digital-маркетинге.
Сам + фрилансеры и спать уже некогда в будни и иногда в субботу)).
Вдохновляет на новые свершения.
Автору успехов и сил!

2
Ответить