Гайд по увеличению продаж в интернет-магазинах с помощью чат-ботов в мессенджерах

Привлечение и удержание клиентов — важнейшая составляющая маркетинга. Чат-боты в мессенджерах -- прекрасный инструмент для решения этих задач.

В этой статье мы поделимся опытом нашего агентства мессенджер-маркетинга Townsend: вы узнаете, какие задачи интернет-магазинов чат-боты решают лучше всего, в чем их преимущества и как сделать воронку продаж более эффективной. Также приведем примеры своих работ.

В статье:

Почему интернет-магазинам выгодно работать в мессенджерах?

Зачем работать в мессенджерах, если другие каналы хорошо себя показывают и исправно приносят результат? Рассмотрим основные преимущества, которые дают мессенджеры, как новый канал общения с аудиторией.

  • Рост конверсии в продажи. Работая с базой подписчиков с помощью чат-бота можно прогреть пользователей до совершения как первой, так и повторных покупок. Мессенджеры одновременно могут решать и сервисные и маркетинговые задачи: например, уведомлять о количестве накопленных бонусов, присылать промо-сообщения, приглашать принять участие в вовлекающих активностях, которые будут реализованы средствами чат-бота. Всё это в совокупности влияет на вовлеченность, лояльность и продажи как следствие.
  • Сокращение расходов. Мессенджеры - это канал с низким порогом входа как для покупателей, так и для маркетологов. Разработка мини-версии приложения в Телеграм обойдется дешевле полноценного приложения; пользователи охотно подписываются на чат-боты и попадают в управляемую вами воронку. Также благодаря вовлекающим механикам в чат-боте, вы будете получать большее количество заказов, и, следовательно, стоимость контакта будет снижаться.
  • Работа 24/7. Один раз настроив алгоритм работы чат-бота, вы получаете помощника, который находится на связи круглосуточно, независимо от дня недели, праздников и других обстоятельств. Он ответит на все вопросы потенциальных клиентов и поможет им оформить заявку или даже сразу оплатить заказ.
  • Одновременная обработка любого количества запросов. Чат-бот может вести диалог сразу с несколькими подписчиками и каждому отправит нужное сообщение. Клиенты будут получать мгновенные ответы, а вы сможете сократить временные затраты на общение менеджеров. Таким образом повысите качество работы с пользователями без дополнительных расходов.
  • Интеграция практически с любой системой. Чат-боты можно устанавливать на сайты, настраивать в связке с информацией, которая хранится в вашей CRM и CDP, подключать к ним платежные системы. Всё это даёт огромные возможности для эффективной работы с потенциальными клиентами. Например, подписчики могут оплатить товары не выходя из мессенджера, или получать триггерные рассылки в зависимости от своих действий.

Чем раньше вы внедрите чат-боты, тем быстрее обретете конкурентное преимущество и сможете пользоваться всеми выгодами автоматизации своего бизнеса.

Какие задачи в Ecom могут решить чат-боты?

К нам достаточно часто обращаются интернет-магазины с очень разными задачами. Преимущества месседжеров в том, что они объединяют в себе и полноценный маркетинговый канал и мини--версию приложения с низком порогом входа для пользователей. За счет этого нашим клиентам удается удешевить коммуникацию и стоимость покупателя.

Ульяна Жеринова, основатель Townsend

И вот какие задачи вы можете передать чат-боту, чтобы всем было комфортно и выгодно.

1. Прогрев до покупки

Часть ваших потенциальных покупателей перед покупкой нуждается в дополнительной информации о компании, о товаре, его ценности, а кому-то нужно больше доводов, чтобы определить для себя необходимость в вашем товаре. Всё это можно сделать с помощью чат-бота, который закроет основные возражения и ближе познакомит с преимуществами.

2. Увеличение среднего чека

Рассылки в мессенджеры помогают делать точечные предложения с товарами, которые могут заинтересовать покупателя, на основании информации о его текущих покупках. Таким образом вы сможете стимулировать покупателей делать больше заказов.

3. Сбор информации о пользователях

Чат-бот поможет обогатить базу данными - запросить у подписчика в любой нужный вам момент, например, номер телефона, место проживания и т.д., а затем передать их в систему, где хранится информация о клиентах. Лучше всего собирать сведения перед выдачей какой-либо бонуса, когда потенциальному клиенту интересно обменять свои данные на что-то полезное от вас.

4. Повышение лояльности

Мессенджеры подходят для того, чтобы стать постоянным каналом общения с вашими покупателями. В них можно запускать геймифицированные механики, которые будут работать на вовлечение, отправлять поздравления с днем рождения и другими праздниками, информировать о количестве накопленных бонусов.

5. Квалификация подписчиков

В начале воронки продаж очень важно определить степень готовности подписчика к покупке, чтобы горячим клиентам сразу дать возможность заказать нужный им товар, а теплым — помочь закрыть сомнения, узнать больше о ценности и выгодах продукта компании и также подвести к покупке. В дальнейшем потенциальных клиентов можно квалифицировать по потребностям и другим признакам, чтобы сделать актуальное и интересное им предложение.

6. Сбор обратной связи

С помощью чат-бота через некоторое время после заказа можно отправить сообщение с просьбой оценить товар или оставить отзыв. Таким образом вы получите важную информацию, которая позволит выявить слабые места в сервисе и улучшить его, а также сможете использовать полученные отзывы для привлечения новых клиентов.

7. Рассылка о новостях, мероприятиях, специальных предложениях и об акциях

С их помощью вы можете не только прогреть часть подписчиков до покупки, но и вернуть старых клиентов, собрать лояльную базу покупателей.

8. Уведомления о заказах, вебинарах и т.д.

Ненавязчивые, своевременные напоминания позволят вашим клиентам не пропустить важную для них информацию и остаться довольными сотрудничеством с вашей компанией.

9. Прием заказов и оплат

Чат-бот может принять заявку на товар и уведомить менеджера о предстоящей сделке, либо самостоятельно отправить ссылку на оплату, проверить поступление денежных средств и отправить информацию о заказе в нужный отдел. Конечно, для этого нужно будет настроить интеграцию не только с CRM, но и с платежной системой компании.

10. Консультирование и ответы на частые вопросы (FAQ)

Чат-бот может моментально дать ответ подписчику на интересующую его тему, например, график работы магазина, есть ли доставка в другие города. Также по запросу он способен отправить подписчику всю необходимую информацию о товарах (видеообзоры, каталоги и т.д.). Быстрая скорость ответа дает вам небольшое конкурентное преимущество перед другими компаниями, где человеку нужно ждать ответ от менеджера.

Таким образом, чат-боты значительно упрощают взаимодействие с потенциальными покупателями и делают его более эффективным. Давайте теперь перейдем к конкретным примерам из нашей практики.

Больше решений для ecom


Перейдите в наш бот-справочник - он поможет подобрать решение в мессенджерах под задачу и посмотреть реальные примеры чат-ботов.

Примеры сценариев чат-ботов в интернет-магазинах

Вовлекающий в оплату чат-бот

В некоторых случаях товар лучше продаётся, если потенциальные клиенты могут получить пробник, увидеть товар вблизи, потрогать или даже попробовать его в деле. Здесь чат-бот может взять на себя функцию секретаря — записывать клиентов на встречу с курьером и отвечать на самые частые вопросы подписчиков. Так мы работали с интернет-магазином лако-красочных товаров.

Посетители магазина получали предложение оставить заявку на стартовый набор с палитрой и пробником через специальную форму и виджет. Указав своё имя и телефон, они попадали в WhatsApp и продолжали заполнять заявку. С помощью чат-бота мы выясняли для кого подписчик подбирает краски — для себя или клиента.

  • Если для себя, то узнавали этап работ — ремонт уже идёт или только планируется.
  • Если для клиента, то спрашивали, кем работает подписчик (дизайнером, строителем и т.д.) и на каком этапе сейчас ремонт.
Гайд по увеличению продаж в интернет-магазинах с помощью чат-ботов в мессенджерах

После сбора необходимых данных заявка передавалась в CRM-систему менеджеру, который перезванивал клиенту и договаривался о времени и месте встречи. Далее чат-бот:

— отправлял напоминание подписчику о назначенной встрече;

— предлагал выбрать новую дату и время, если встреча не состоялась.

В случае недозвона к диалогу снова подключался чат-бот и уточнял, как подписчику удобнее: продолжить общение в мессенджере или созвониться. При выборе первого варианта уходило сообщение с предложением:

  • получить расчёт (далее чат-бот выяснял характеристики объекта);
  • посмотреть прайс;
  • созвониться с менеджером.

Далее заявка уходила в CRM-систему с нужной меткой, чтобы менеджер видел, что необходимо клиенту.

Кроме того, мы создали похожие чат-боты для холодной аудитории:

  • дизайнерам, строителям и архитекторам предлагали скачать коммерческое предложение и чек-лист для дизайнера по ведению Инстаграм. Затем проводили небольшую квалификацию и предлагали созвониться с менеджером для обсуждения условий сотрудничества. Далее чат-бот работал также, как и для посетителей сайта.
  • частным лицам предлагали получить электронную палитру и запускали чат-бот, который уточнял для кого нужны краски: для личного использования или для клиентов, этап работ на объекте и переводил пользователя на менеджера для обсуждения будущего заказа.

Благодаря тому, что мы настроили чат-бот в WhatsApp, заказчик получал действующие номера потенциальных клиентов, и количество недозвонов резко сократилось. А чтобы сократить расходы на рассылки, и продолжить работу с базой подписчиков, мы переводили их в Телеграм, где продолжали прогревать до покупки с помощью профессиональных рекомендаций и интересной, полезной информацией.

Триггерные рассылки в мессенджерах для ecom

При интеграции CRM/CDP с платформой мессенджер-маркетинга можно настроить триггерные рассылки. Это сообщения, которые чат-бот отправляет в ответ на опредёленные действия, события или, наоборот, бездействия. Расскажем про них на примере двух проектов.

Для компании, которая занимается созданием ювелирных украшений, мы настроили напоминания о брошенной корзине. Хотя в начале сотрудничества перед нами стояла всего лишь одна задача: перенести email-рассылку в мессенджеры, но в итоге мы с клиентом решили на этом не останавливаться и настроили интеграцию с интернет-магазином, а также настроили воронки на двух языках: русском и английском.

В ходе работы мы:

— адаптировали тексты из email-рассылки под мессенджеры;

— внедрили сегментацию из двух этапов, чтобы делать более релевантные предложения.

— создали разный контент для потенциальных и реальных клиентов;

— настроили контентную часть воронки для удержания аудитории и вовлечения в продукцию;

— настроили триггерные рассылки: напоминание о брошенной корзине. Если пользователь добавлял изделие в список покупок, но не оплачивал его в течение 15 минут, то чат-бот отправлял вовлекающее сообщение с напоминанием.

Гайд по увеличению продаж в интернет-магазинах с помощью чат-ботов в мессенджерах

Как показывает практика, пользователи хорошо реагируют на сообщения с напоминанием о незавершенном заказе. Такие рассылки способны увеличить выручку компании до 20-30%.

Второй тип триггерных рассылок покажем на примере строительной компании. Здесь событием, активирующим рассылку, стала оплата товара.

Когда подписчик оплачивал какую-либо продукцию, ему приходило сообщение с предложением нескольких сопутствующих товаров. Мы настроили триггерные рассылки более чем для 100 позиций. При этом у нас было разделение по сегментам: юридические и физические лица получали разные предложения.

Часть воронки для интернет-магазина строительных материалов
Часть воронки для интернет-магазина строительных материалов

Если подписчик проявлял интерес к сопутствующим товарам, мы с помощью чат-бота отправляли ему информацию о выбранной продукции и прайс. А затем предлагали получить консультацию или расчет стоимости. Чат-бот принимал заявку и передавал её менеджеру в CRM-систему.

Если подписчик не реагировал на предложение в течение часа, мы отправляли ему открытый вопрос с просьбой самостоятельно написать нужные ему товары взамен на скидку. После уходило ещё одно сообщение с контактами отдела продаж, чтобы человек всегда мог вернуться в бот и связаться с компанией.

Через две недели все покупатели получали сообщение с общей информацией о товарах компании, где они могли с помощью кнопок выбрать нужный им вариант и перейти к оформлению заявки.

В данном случае стоит учитывать, что мы работали с горячей аудиторией — клиентами, которые совершили покупку совсем недавно. Они успели оценить насколько комфортно и выгодно им сотрудничать с компанией. И триггерные рассылки они воспринимали положительно. В результате нашего сотрудничества компания получила дополнительные продажи и постоянных, лояльных покупателей.

Триггерные рассылки в мессенджеры помогли нам решить несколько задач: увеличение продаж, за счёт активации «спящих» клиентов, и повышение лояльности, благодаря постоянному взаимодействию с клиентами и автоматизированным поздравлениям с днём рождения.

Чат-бот для приёма заявок и передачи данных в CRM

К нам в агентство обратился владелец интернет-магазина, которая занимается продажей шпунта Ларсена, а также оказывает услуги по шпунтовым работам и аренде спецтехники.

Целью клиента было увеличить объем заявок и одновременно упростить для покупателей процедуру заказа. Для этого мы создали чат-бот в Телеграм, который с помощью меню предлагал подписчикам все доступные услуги:

  • Если пользователь выбирал в меню кнопку “Купить шпунт”, чат-бот спрашивал какую именно марку шпунта ищет потенциальный клиент и в каком состоянии: новом или б/у. Примерно также он работал и с теми, кто хотел продать свой товар. Далее чат-бот запрашивал номер телефона подписчика и передавал заявку со всеми данными в CRM компании для работы менеджерам.
  • Если подписчик интересовался услугами по шпунтовым работам или аренде спецтехники, то чат-бот уточнял вид работ и просил указать номер телефона для связи и email для отправки расчета стоимости. Далее заявка также отправлялась в CRM с нужными пометками.

На этапе выбора товара/услуги и запроса контактов мы настроили напоминания, которые срабатывали, если пользователь не отвечал на вопрос и не переходил к следующему шагу в воронке.

Таким образом, чат-бот решил поставленные задачи — пользователи могли оставить заявку на покупку или продажу товара в течение нескольких минут, не дожидаясь ответа консультанта. Также ускорился процесс обработки заказа. Теперь менеджерам не нужно было сортировать данные вручную, чат-бот отправлял всю необходимую информацию прямо в карточку клиента в CRM. Благодаря этому, заявки поступали на склад быстрее, что положительно сказывалось на лояльности клиентов и их желании сотрудничать именно с данной компанией.

Схема чат-бота, который принимал заявки потенциальных клиентов
Схема чат-бота, который принимал заявки потенциальных клиентов

Чат-бот для вебинарной воронки интернет-магазина

Порой компании-производители или дилеры, продвигая свой продукт, проводят мастер-классы или вебинары. Такие мероприятия позволяют прогреть аудиторию, повысить продажи и лояльность потенциальных клиентов, так как компания может больше рассказать о своих товарах, способах их применения, о пользе, ценности и т.д. Иногда такая информация доносится легче именно с помощью вебинара, а не текстом в сообщениях.

В таких случаях чат-бот идеально подходит для того, чтобы вести коммуникацию с подписчиками, прогревать их, анонсировать предстоящие мероприятия, и доводить их до нужных действий. Как работает вебинарная воронка в ритейле покажем на двух примерах из нашей практики.

Такой чат-бот мы создавали для мультибрендового интернет-магазина косметики.Пользователи регистрировались на вебинар через поп-ап на основном сайте и с минилендинга, который запустили в рекламу. Нашей задачей было вовлечение аудитории и её прогрев до и после вебинара.Поэтому сразу после подписки они получали информацию о компании и предложение самостоятельно выбрать тему будущих рассылок:

  • информацию о прямых эфирах;
  • эффективные бьюти-лайфхаки и советы;
  • уведомления о скидках и распродажах брендовой премиальной косметики.
Гайд по увеличению продаж в интернет-магазинах с помощью чат-ботов в мессенджерах

Каждая серия сообщений уходила подписчицам раз в 5 дней и поэтому не мешала получать им уведомления об эфирах. Зато ненавязчиво раскрывала выгоды товаров, их назначение и в итоге вела на консультацию с менеджером. Если подписчица соглашалась узнать больше об уходе за своей кожей, то чат-бот запрашивал её номер телефона и присваивал определенную метку, чтобы сотрудники компании понимали, что ей нужно позвонить.

Вовлекающий чат-бот с геймификацией

Геймификация — мощный инструмент вовлечения аудитории, с ее помощью легче привлечь внимание, выделиться на фоне конкурентов. Подписчики активнее проходят чат-бот, попутно знакомясь с продукцией или компанией. Правильно внедрив геймификацию, вы сможете увеличить продажи, в том числе повторные, и повысить лояльность клиентов.

Использовать игровые механики можно использовать практически в любом бизнесе. Они везде показывают неплохие результаты. Особенно актуальны они при работе в детской нише, ведь удержать внимание маленьких подписчиков, заинтересовать их проще всего, как раз с помощью игры.

Поэтому когда к нам обратился клиент, продающий товары для детей и семейного досуга, мы решили использовать геймификацию сразу при входе в воронку. Тем более что тема была соответствующая, компания продавала игры и квесты в коробках. Почему бы сразу не начать играть?

Перед нами стояли следующие задачи:

  • создание воронки в мессенджере Инстаграма и ВК
  • прогрев тёплой аудитории для повышения лояльности к бренду
  • прогрев холодной аудитории для повышения узнаваемости бренда
  • напоминание и удержание в «поле» бренда
  • отстройка от конкурентов
  • создание дополнительного канала для общения с подписчиками
  • повышение активности в соцсетях
  • разгрузка менеджеров от рутинных задач для реализации новых
  • информирование о товарах.

Как писали выше, подписка на чат-бота проходила с применением геймификации. Мы предлагали родителям вместе с детьми расшифровать задания и получить подарки. В чат-боте их ждал интерактивный тест из 3-х заданий, после которого они получали диплом или грамоту - в зависимости от количества правильных ответов.

Далее мы проводили небольшой опрос с целью выяснить возраст, дату рождения ребёнка и заодно выясняли насколько игра понравилась.

Гайд по увеличению продаж в интернет-магазинах с помощью чат-ботов в мессенджерах

В результате игры и опроса родители получали информацию об игровом психотипе ребёнка и персональную скидку на один из квестов. К сообщению мы добавили две кнопки: одна вела на сайт с описанием рекомендуемой игры, а вторая на подборку остальных квестов. Конверсия перехода из мессенджера на сайт составила от 25% до 53%.

Если подписчик предпочитал посмотреть другие игры, мы предлагали ему помощь с выбором квеста, запрашивали номер телефона и передавали полученные данные клиенту на email.

На этом welcome-цепочка завершалась и начиналась контентная часть воронки продаж, состоящая из 6 серий. В ней были использованы отзывы, полезные советы, раскрывались преимущества квест-игр и была еще одна игра по мотивам популярного квеста. Все переходы на сайт отслеживались с помощью динамических utm-меток.

Анализ работы автоворонки показал, что внедрение геймификации дало положительный эффект — почти 90% среди тех подписчиков, кто прошел игру целиком, перешли в контентную часть. Мы выполнили все поставленные перед нами задачи — прогрев, информирование, ведение на сайт для покупки и возможность получить консультацию по играм.

Как сделать эффективный чат-бот для ecom?

Чтобы чат-бот приносил вам реальную пользу, нужно понимать для какой аудитории он работает и в чем именно заключается его цель. Зная эту информацию, вы сможете легко продумать сценарий для чат-бота так, чтобы он приносил пользу и вам, и вашим потенциальным клиентам. Но также следуйте следующим рекомендациям:

  • Начните с тех бизнес-процессов, которые уже сейчас нуждаются в автоматизации, и затем добавляйте другие задачи.
  • Дайте людям ценную для них информацию, которая соответствует их интересам и раскрывает выгоды и преимущества ваших товаров.
  • Работайте с базой подписчиков постоянно, прогревайте тех, кто еще не заказал, возвращайте старых клиентов, пробуйте разные механики чат-ботов: от информационных до игровых.
  • Предоставьте возможность получить консультацию менеджера, чтобы подписчик в любой момент мог поговорить с вашим сотрудником и получить развернутый ответ на свой вопрос.
  • Анализируйте работу чат-бота, чтобы вовремя дополнять сценарий или поправлять неудачные диалоги, своевременно обновляйте информацию в нём.

И в таком случае, чат-боты могут стать для вас хорошим инструментом для привлечения клиентов. Вы сможете удерживать внимание и интерес потенциальных клиентов к своей компании, улучшать свой сервис, повышать продажи и лояльность клиентов.

Больше информации о мессенджерах и чат-ботах

Если вам было полезно, подписывайтесь на наш чат-бот: там мы делимся подробными кейсами и решениями, заметками, новостями и анонсами в сфере мессенджеров и чат-ботов.

Читайте другие наши статьи на VC

Будем рады вашим лайкам и вопросам по теме статьи 👇

55
1 комментарий