Как искусственный интеллект может улучшить образование

Интернет наводнили материалы о том, как ChatGPT опасен для образования и будущего детей, которые сейчас его активно осваивают. Салман Кан, основатель и генеральный директор Khan Academy, не согласен с этим. Он считает, что благодаря ИИ произойдёт самая позитивная трансформация образования за всю историю.

Дети и взрослые лучше усваивают материал, когда он адаптирован под их особенности: скорость запоминания, интересы, образовательный опыт. Классическая система обучения универсальна — сделана для всех и в итоге ни для кого конкретно. ИИ решит эту проблему — он станет персональным ассистентом-репетитором каждого человека.

ИИ-помощники уже 10 лет работают в Khan Academy и закрывают пять образовательных запросов:

  • Мгновенно и точно определяют, в чём ошибка

Например, ученик выполняет задание по программированию: нужно написать код, чтобы два облака разъехались в разные стороны. Но получившийся код двигает только одно облако. Тут учащийся может спросить нейросеть: «Почему переместилось только левое облако?». ИИ знает контекст того, что делает учащийся, и понимает, как что работает. Нейросеть отвечает: «Чтобы правое облако тоже переместилось, добавь строчку кода, которая будут увеличивать переменную, отвечающую за правый объект, на один пиксель в каждом кадре».

  • Знают, зачем вам нужно это учить

ИИ может ответить на извечный вопрос: «Зачем мне это учить?». Например, ученик смотрит длинную сложную лекцию про строение клеток, и это навевает тоску. Тогда нейросеть спрашивает в сократовском стиле: «Что важно для тебя?». Допустим, ученик отвечает: «Я хочу стать профессиональным спортсменом». Тогда ИИ говорит: «Изучение клеток, о которых идёт речь в видео, будет полезным для понимания диетологии и принципов работы организма. Эти знания помогут выстроить тренировки так, чтобы добиться выдающихся результатов».

  • Задают наводящие вопросы

Например, ученица готовит доклад по «Великому Гэтсби». В романе Джей Гэтсби постоянно смотрит на зелёный свет на противоположной стороне залива, и у читателей часто возникает вопрос, почему он это делает. Предположим, ученице тоже стало интересно, но случайные ответы в интернете не показались убедительными. Тогда нейросеть может мимикрировать под Джея Гэтсби и ответить на вопросы по символизму от его лица — в формате живого диалога объяснить, почему он смотрит на этот огонёк. Таким же образом можно поговорить с историческими личностями, географическими объектами и геометрическими фигурами — с кем угодно.

  • Составляют компанию в любом интеллектуальном или творческом хобби

Например, ребёнок увлекается креативным письмом и хочет написать роман, но фантазии пока хватает ненадолго. Тогда нейросеть может составить компанию: поочерёдно с ребёнком писать по два предложения, пока история не будет готова.

Ребёнок пишет: «Клара была одиноким призраком. Она хотела завести друзей, но нечаянно отпугивала всех». Нейросеть отвечает: «Главной мечтой Беатрис была большая дружная компания. Однажды она набрела на заброшенный особняк…». И так далее.

  • Помогают учителям

Например, учитель готовит занятие об открытии Америки. ИИ может не просто объяснить материал, но и подсказать, как его лучше преподать. Ещё нейросеть создаёт планы готовит отчёты об успеваемости и проставляет оценки. Учителям не нужно тратить половину своего времени, выполняя эту работу и планирование. Можно сконцентрироваться на живом общении с учениками.

Эти пять запросов — лишь малая часть тех возможностей, которые открывает внедрение нейросетей в образование. Если ИИ становится частью нашей жизни, то почему бы не сделать эту часть удобной и полезной?

22
1 комментарий

Вечный спор. Одни говорят, что нейросетям не место в обучении, если оно непосредственно с ними не связано. Так как человек должен сам писать курсовую, думать своей головой, а не нейросети за него. Другие говорят, что их использование неизбежно, нужно принять эту истину.