Эмоциональный интеллект — залог карьеры

Эмоциональный интеллект обеспечивает успешность в личной жизни и карьере. Хорошая новость: в отличие от интеллектуального коэффициента (IQ) — эмоциональный интеллект (EQ) можно развивать

​Не только труд, но и эмоции сделали из обезьяны человека
​Не только труд, но и эмоции сделали из обезьяны человека

IQ (интеллектуальный коэффициент) обеспечивает лишь 20 % успешности, а EQ (эмоциональный интеллект) — остальные 80 %. Эмоциональный интеллект помогает сделать карьеру, стать лидером, сильным организатором и приобрести соратников. К такому заключению пришли психофизиологи и психологи после изучения большой выборки руководителей компаний и политиков в сравнении с теми, кто составляет середину или олицетворяет неудачи. Словом, чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем выше должность человека.

Различия между менеджерами высших и средних управленческих звеньев определяют всего пять ключевых компонентов: самосознание, саморегуляция, мотивация, сочувствие и социальное мастерство. Этот «набор» раньше называли: «личность», «характер», «гибкие навыки и умения».

Самосознание

Речь идет о двух основных показателях. Первый — понимание эмоций, слабостей, потребностей, движущий силы людей, причем в такой мере, как это воспринимают они сами. Человек с сильным самосознанием не отличается чрезмерной критичностью и не строит иллюзий. Это позволяет успешно работать с требовательными или капризными: подчиненными, деловыми партнерами, политиками... Ведь чувствуя настроение визави правильно выбирается тактика и своевременно перенаправляется, например, раздражение в конструктивное действие. Второй показатель — умение играть по своим силам. Высокое самосознание помогает оценивать личные способности и возможности, что не позволяет доводить ситуацию до провала. Руководители точно просчитывают риски, а также знают, когда стоит просить о помощи. Если же и случаются неудачи, то они рассматриваются как приобретение новых навыков.

Признаки развитого самосознания

  • Понимание других людей: их эмоций; слабостей; потребностей; движущей силы.
  • Умения: реально оценивать свои способности и возможности; не допускать провала.
  • Результат: отсутствует чрезмерная критичность; отсутствие иллюзий

Саморегуляция

Саморегуляция похожа на внутреннюю беседу, которая освобождает из плена плохого настроения, плюс эмоциональные импульсы направляются в нужное русло. Такой навык создает обстановку доверия и творческой продуктивности, сокращая число протестов и противодействий в коллективе. Хотя люди, хорошо владеющие своими эмоциями, иногда кажутся «холоднокровными». Ведь их обдуманные слова и поступки воспринимаются как недостаток стремления. Зато представителей свирепого темперамента часто называют «классическими» руководителями. Однако на практике импульсивность работает против начальника. Обиженный и униженный высококвалифицированный сотрудник либо уйдет сразу, либо найдет возможность отомстить, когда в защите босса возникнет брешь. Главное же, что вокруг авторитарного лидера собирается команд «единомышленников» с низкими IQ и EQ, но с ярко выраженными качествами лжи, интриганства и подхалимажа.

Признаки развитой саморегуляции

  • Умения: сказать «нет» плохому настроению; перенаправить эмоции в нужное русло.
  • Результат: повышение продуктивности; создание обстановки доверия; сокращение количества протестов

Мотивация

Это единственный показатель, присущий всем без исключения эффективным руководителям и лидерам, ведь именно он побуждает коллектив достигать целей — личных и корпоративных. К слову, за тысячелетия до того, как современное определение вошло в наш лексикон, было хорошо известно, что воздействуя «кнутом и пряником» можно добиться успешного выполнения любого задания. Основные же признаки мотивированности — желание работать и гордость за хорошо выполненное дело, а также стремление изучать новые направления деятельности.

Признаки развитой мотивации

  • Умения: с удовольствием трудиться; гордится за хорошо выполненную работу; изучать и внедрять новое.
  • Результат: достижение личных и корпоративных целей; побуждение коллектива к достижению целей.

Сочувствие

Из всех проявлений эмоционального интеллекта сочувствие легче всего определить. Хотя это не означает, что лидер обязан воспринимать эмоции других людей, как свои собственные, и стараться угодить каждому. На практике продуктивные команды похожи на котлы, в которых кипят эмоции. В ситуации руководитель-подчиненные слово «сочувствовать» является синонимом понятия «вдумчиво считаться с переживаниями подчиненных» и в зависимости от обстоятельств, находить истину и принимать умные решения. Кроме того, в интересах дела суметь мобилизовать в себе силы и удалить «непримиримого дестабилизатора», даже если он отличный специалист. Такие навыки разряжают конфликтно-стрессовые ситуации и позволяют начать диалог, то есть услышать друг друга. В набор сочувствия также входит решение вопросов жизни и труда, ведь это не конкурирующие приоритеты, а дополняющие. Порой «разрулить» проблему можно лишь сдвинув график работы, но для этого надо научиться вникать в трудности персонала хотя бы в общих чертах.

Признаки развитого сочувствия

  • Умения: считаться с переживаниями людей; принимать умные решения; находить истину.
  • Результат: разряжаются конфликтно-стрессовые ситуации; появляется возможность начать диалог; решаются сложные вопросы.

Социальное мастерство

Оно определяется умением общаться и даже дружить с целью управления подчиненными и партнерами. Социально-квалифицированные люди имеют широкий круг знакомств и находят общие темы с представителями всех типов темперамента, к тому же обладают сноровкой для создания атмосферы согласия и понимания. С социальными мастерами в быту встречается каждый, речь идет о рекламных промоутерах, торговых представителях, маркетологах… Подобные способности у первых лиц предприятий и отраслей — важнейший шаг к успеху. Соответственно, это качество считается ключевым среди пяти навыков.

Признаки развитого социального мастерства

  • Умения: эффективно общаться и дружить.
  • Результат: большой круг знакомств, создание атмосферы согласия и понимания.

В завершение разговора. Многие люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом существенно улучшают его с годами. Вот только карьеру не стоит откладывать надолго, и если хотите подняться по служебной лестнице, необходимо осознано заняться повышением своего EQ.

Советы: как развить эмоциональный интеллект

  • Разрешите себе эмоционально оценивать события и диалоги с людьми. Обращайте внимания на свои чувства. Это даст возможность лучше понять происходящее.
  • Руководствуйтесь не только логическими выводами, а и обязательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Таким образом, вы поймете переживания визави, его реакции и мотивы поведения.
  • Наблюдайте за эмоциями и действиями, которые они (эмоции) у вас вызывают. Это поможет контролировать себя и правильно «выходить» со сложных ситуаций, а также прогнозировать поведение других людей.
  • Попробуйте не скрывать как радость, так и обиду. Однако во втором случае всегда анализируйте ситуацию и найдите оптимальное решение проблемы.
  • Тренируйте эмоциональную память. Это поможет исправлять ошибки и вносить поправки в свое поведение.
  • Научитесь управлять своими реакциями. Продумайте действия в случае «внештатной ситуации» (например, на работе) и старайтесь следовать плану.
  • Позвольте себе стать более открытым и доброжелательным в общении — это улучшает диалог с руководителем и подчиненным, с друзьями и знакомыми, своей второй половиной и детьми.
  • Станьте эмоционально честными, ведь люди (даже не психологи) подсознательно чувствуют ваше настроение и отношение — американская улыбка «дирол с ксилитом», то есть одними губами без мимики глаз, вряд ли произведет хорошее впечатление.
  • Придерживайтесь принципа: внимательно слушаю и смотрю. В разговоре важны как вербальные проявления — слова и интонация, так и невербальные — движения. Кстати, познакомившись с основами невербальной коммуникации можно достаточно точно поставить «диагноз» собеседнику: говорит правду или лукавит; заинтересован в сотрудничестве или нет; вызываете вы у него симпатию или антипатию… (О невербальной коммуникации пойдет речь в одной из следующих публикаций).
  • Развивайте эмпатию (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование). Осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека позволяет правильно выстроить общение с ним. И еще одна рекомендация: делитесь своими эмоциями.
55
11 комментариев

​Не только труд, но и эмоции сделали из обезьяны человека 

ох уж эти журналисты. эмоции есть у всех позвоночных

чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем выше должность человека.

тогда поэты и актёры становились бы директорами

1
Ответить

Весьма себе становятся. А спортсмены - депутатами госдумы. 

1
Ответить

То, что я журналист — это точно

Ответить

Информация была в их еженедельном издании

1
Ответить

Интересно. Но хотелось бы подтверждения данных из начала статьи. Откуда эти цифры?

Ответить

Исследования Гарвардского университета

1
Ответить