Как регионы решают проблему дефицита кадров

Как регионы решают проблему дефицита кадров

Аналитики отмечают, что показатели нехватки трудовых ресурсов достигли уровня 1996 года. Дефицит наблюдается по всем специальностям, но особенно по рабочим. О том, какие меры принимаются на федеральном и региональном уровнях для того, чтобы закрыть вакантные места, рассказывают аналитики STH-групп.

Все экономики мира сегодня столкнулись с кадровым голодом, не считая стран Африки, комментирует СМИ ситуацию на рынке труда член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. Этот рынок сегодня принадлежит соискателям – на одного соискателя приходится 4-5 вакансий. Согласно статданным, за последние 25 лет в стране самый низкий уровень безработицы и самый высокий показатель дефицита кадров.

Печальная для работодателей тенденция кадрового дефицита стартовала в 2022 году и с тех пор сохраняется, отмечает руководитель категории «Рабочие и линейные профессии» Авито Работа Александр Сампетов. Предпосылок для того, чтобы ситуация развернулась в обратную сторону нет, однако меры на государственном уровне и в регионах принимаются серьезные.

Наиболее высокая конкуренция по количеству предложений в промышленных отраслях, включая тяжелую промышленность, машиностроение, а также в сельском хозяйстве, в строительной отрасли и в логистике, которая развивается большими темпами. В целом наблюдается рост вакансий более чем на 40% по отношению к предыдущему году.

Дефицит кадров наблюдается во всех региона России, однако аналитики отмечают, что особенно остро нехватка специалистов чувствуется в Сибирском, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах, где «однонаправленная внутренняя мобильность привела к стабильному оттоку населения».

Отдельные причины дефицита кадров

Сложившаяся ситуация имеет много причин – тут и отголоски пандемии, и геополитические реалии, и последствия ранее принятых решений власти, среди которых эксперты выделяют ограничения 2016 года, направленные на снижение количества работающих пенсионеров. Светлана Бессараб сообщает о снижении в два раза и отмечает, что финансовому блоку Правительства необходимо как можно скорее отказаться от разного рода препонов: «Мы не можем пока на законодательном уровне решить вопрос о достойной оплате труда для работающих пенсионеров, а они нужны нам сегодня как наставники».

Нужны, тем более что, суперновых отраслевых профессий, как отмечают аналитики Авито, единицы, есть тенденция углубления компетенций, а это уже можно решить при помощи повышения квалификации.

Работодатели, предлагающие небольшую заработную плату, пусть и обоснованную, обречены на более длительный поиск специалистов. В погоне за поддержанием производительности и прибыльности, в качестве стимула они обещают гибкий график и другие нематериальные стимулы, однако этого недостаточно. Решающий фактор – деньги.

По данным рекрутинговых площадок, возросла зарплата линейного персонала – кладовщиков, кассиров, уборщиц, а для отдельных профессий этого ряда она увеличилась многократно. «Хорошему токарю, слесарю и сварщику сегодня предлагают в среднем по России до 250-300 тыс. рублей, что практически выводит их уровень IT-специалистов», отмечает Александр Сампетов. Заработные платы продолжат расти. В среднем специалисты уже говорят о повышении зарплатных предложений на 18-20%, у узких специалистов повышение идет в разы.

К слову, у дефицита кадров есть положительный эффект. Как отмечает Светлана Бессараб, большой проблемой было обеспечить в реальности, а не на бумаге справедливого соотношения заработных плат квалифицированных рабочих и менеджмента. «Считается, что устойчивое соотношение, не вызывающее социального напряжения – 1 к 8, сейчас мы приближаемся к указанным критериям», говорит эксперт.

Как утолить кадровый голод: копилка практик

Меры поддержки от государства работают для всех регионов, однако у каждого своя специфика, а значит, единого пакета решений быть не может. От общего к частному перечислим работающие схемы.

Трудовая мобильность

Чаще всего в малых населенных пунктах висит одна-две вакансии – выбирать, по сути, не из чего. Для молодых нет работы, и они вынуждены уезжать в мегаполисы, так как там больше предложений. Эту категорию людей можно задействовать. «Люди готовы переехать ради достойных условий труда и зарплаты», отмечают эксперты. Охотнее всего мигрируют строители.

Новые компетенции за счет государства

Можно организовать обучение нужных вам специалистов за счет государства. Для этого созданы федеральные проекты, например, проект «Содействие занятости», который рассчитан на самые уязвимые слои населения – людей без опыта, пенсионеров, молодых родителей, студентов последних курсов и выпускников ссузов и вузов, участников СВО, граждан, отслуживших в армии и ряда других категорий. Проект предлагает 1000 бесплатных образовательных программ, у каждого региона свой пакет, сформированный в соответствии с локальными потребностями.

Можно выучиться и на специалиста по логистике и снабжению, и на электромонтера, и на бухгалтера. Есть несколько направлений по линии управления складированием, например, программы «Ведение складского учета с применением программного продукта 1С-Логистика», «Организация процесса грузопереработки на складе» и многие другие.

Меры поддержки для работодателей

Чтобы работодатели охотно принимали безработных граждан, которым на первых порах требуется внимание других сотрудников в роли наставников, государство предлагает финансовую поддержку – три минимальных размера оплаты труда работодателю за прием нового специалиста. Выплачивается МРОТ на протяжении трех месяцев. Это достойная поддержка и работодатели активно ею пользуются.

По мере сил и возможностей

Работодатели могут пересмотреть возрастные границы для соискателей и расширить их. Это касается и людей постарше и молодежь. Так, летом 2023 года Дума упростила трудоустройство подростков от 14 лет, приняв закон, разрешающий устраиваться на работу без согласия опеки. Эта мера не была связана с кадровым дефицитом в стране, однако, поток энергичных молодых людей, которые пришли на подработку в каникулы, увеличился.

Работодатели могут вложиться в обучение и переобучение своих сотрудников. Главное подстраховаться, чтобы потом люди не ушли в другое место. Например, можно составить договор, согласно которому, человек обязан отработать определенное количество лет в компании после обучения, либо компенсировать его полную стоимость.

Можно воспользоваться возможностями целевого обучения. Целевой договор на обучение — это, по сути, адресованный вузу запрос на обучение конкретных студентов по интересующим работодателя специальностям с дальнейшим трудоустройством в этой организации.

Сегодня эти договоры стали более простыми и прозрачными. Работодатели делают заказ учебному заведению, предоставляют место практики и дальнейшего трудоустройства, взамен требуют хорошую успеваемость от студента и качественную образовательную услугу от учебного заведения. В итоге они получают не теоретика, а уже квалифицированного специалиста, у которого была возможность применять свои знания в рамках реальных задач.

Улучшение условий труда исторически задвигалось на второй план, однако хорошо сработало в IT-среде – удобный офис с чаем и кофе, комната отдыха с цветами и телевизором, комната для телефонных переговоров, уютная курилка, почему нет? На промышленных предприятиях – это еще и улучшение оборудования, общего фонда с точки зрения социальной базы.

Региональные практики

В Санкт-Петербурге проблему кадров решают по-разному, в том числе посредством проведения общегородских и отраслевых Ярмарок вакансий, мини-ярмарок вакансий для студентов и выпускников на площадках образовательных учреждений.

В рамках рекламной кампании планируется размещение баннеров с QR-кодами, которые будут вести на сайты с вакансиями и заявками. Также в планах запуск онлайн-консультационного пункта.

Промышленники северной столицы признают, что в прошлом году заметно увеличили наем работников из республик Средней Азии, что будет практиковаться и дальше.

Чтобы занять необходимые вакансии, организации Красноярского края расширяют географию поиска специалистов. «Реализуется такой механизм, как подбор кандидатов в режиме «одного окна», если работодатель понимает, что в Норильске ему не хватает кадров, он может обратиться в городской центр занятости, и ему будут искать персонал по всему краю», - рассказывают региональные кадровики.

Кроме того, в крае поддерживают тех граждан, которые решают сменить место жительства для трудоустройства на временной или постоянной основе.

Перевод части подразделений в регионы или напротив в столицу – еще один выход из ситуации. Большая региональная компания в Центральной России нуждалась в столичных профессионалах, однако за переезд те просили большую компенсацию. Было принято решение перевести в столицу коммерческую службу, где у компании был небольшой офис. В итоге переезд подразделения оказался дешевле и надежнее с точки зрения текучести кадров, кроме того, позволил увеличить продажи.

Введение вахтового метода работы. В Новосибирской области были специалисты, которые требовались на заводе в Подмосковье. Переезжать они отказывались, а вот работать по две недели в месяц согласились. Жильем и питанием обеспечивала фирма. Работодатель не только нашел профессионалов, но и организовал под их началом обучение местных сотрудников.

Несколько способов мотивации сотрудников

Из общепринятых способов мотивации сотрудников можно взять на вооружение увеличение годовой премии пропорционально стажу, умножая сумму на соответствующий коэффициент. Он вычисляется по формуле: коэффициент стажа = 1 + число отработанных на предприятии лет х 0,1. Приятным бонусом будут разовые премии или подарки после нескольких лет работы. Можно заявить о повышении оклада за каждый отработанный период – год, два, три. При этом практика показывает, что лучше выплачивать бонус не в начале года, а в конце I квартала. Какие бы бонусы не предлагались, главное придерживаться принципа справедливости – лентяй, отработавший три года, не должен получать больше старательного новичка.

На перспективу

Губернатор Калининградской области на расширенном заседании президиума Госсовета о развитии рынка труда предложил отдать квоты на рабочие места для иностранцев русскоязычным соотечественникам, проживающим за рубежом. «На наш взгляд, ещё одним ресурсом для решения проблемы растущего дефицита кадров могли стать наши соотечественники — русскоязычное население за рубежом из стран Западной Европы и стран Прибалтики и из других частей мира», отметил глава самого западного региона России. Он попросил проработать возможность упрощения процедуры предоставления квот на иностранные рабочие места для таких людей и добавил, что при этом должен существовать запрет для таких граждан на госслужбу или на работу в правоохранительных органах.

11
реклама
разместить
2 комментария

Аналитики отмечают, что показатели нехватки трудовых ресурсов достигли уровня 1996 года.Извините, а где можно почитать про дефицит кадров 1996 года? Думаю не многие в курсе о нем.

Проблемы с оттоком кадров сейчас не только в регионах, а по всей России. Молодеж (особенно мужская половина) активно покидают страну. Сейчас все отрасли столкнулись с нехваткой кадров. Вот буквально в апреле вопрос ребром встал по поводу нехватки складских сотрудников https://dalli-service.com/blog/nexvatka-sotrudnikov-sklada/