Каково это когда основатели агентства погружены в клиентские проекты?

Привет, VC! На связи Антон, техдир Metalcode. У нашей команды 10-летний опыт разработки еком-проектов на php, битрикс. От типовых решений Аспро до сложной кастомной разработки с десятками интеграций.

Решил поделиться личным опытом нашей команды, в которой мы – основатели, сами работаем в клиентских проектах и не пытаемся выйти из операционки, вопреки устоявшейся тенденции.

Каждая (или почти каждая) компания, веб-студия или агентство, проходит этап, когда основатель задействован в проектах.

Мы называем это задействован в «производстве».

Кто-то ведет проекты как менеджер, кто-то дизайнит, кто-то разрабатывает. Потому что основатель, сам выходец из рабочей айтишной специальности. И на первых парах закрывает какую-то роль. Дальше его цель выйти из производства, заняться продажами, пиаром и прочими не менее важными аспектами бизнеса.

В более продвинутом случае, фаундеры собираются как руководители, группируют ресурсы (опыт, финансы, связи) и сразу нанимают сотрудников. Минуя этап самозанятости в проектах.

Есть третий, промежуточный вариант, когда фаундеры намеренно входят в производство. Этакие предприниматели-ремесленники, которым в кайф заниматься производством, при этом компания не лишена бизнесовых процессов.

Это один из базовых способов формирования бутиковой команды — основатели, они же спецы в узкой направленности, супер вовлечены, экспертны и делают клиентские проекты.

Так случилось у нас в металкоде. Два партнера, на текущий момент опыт каждого более 10 лет. Один из проджектов, второй из программистов (это я, получается).

Решил отрефлексировать эту тему и подумать почему это плохо, почему хорошо и кому может быть полезно кроме нас.

Отцы-основатели Metalcode
Отцы-основатели Metalcode

Почему это плохо?

- масштабирование ограниченно, производство занимает значительную часть рабочего времени ключевых фигур;

- реально мало времени на пиар и какие-то супер активности; даже на кейсы с трудом;

- клиентов не может быть много — диверсификации не получится, потому что мыслить нужно клиентами, а не проектами; потому что размазать небольшую команду по многим клиентам равно кастрировать. Тема для отдельного поста;

Клиентов не может быть много — диверсификации не получится. Наоборот, чтобы делать работу хорошо, нужно мало клиентов, но очень релевантных команде и ее компетенциям.

- высокий риск выгорания членов команды, что очень трудно разрешается, из-за слабой взаимозаменяемости (не забываем про отпуска!);

- зачастую происходит замыкание на себе слишком большого количества функций — это баг, так не должно быть даже в бутике (это не проблема бутика, хотя нас тут мало и априори каждый тянет несколько ролей — предприниматели вообще часто этим грешат).

Почему это хорошо?

- мы становимся юнитом внутри компании клиента, сильно похоже на партнерство (разбираемся в продукте клиента, в его рынке, участвуем в постановке целей, разделяем ответственность за показатели бизнеса, определяем, что мы можем усилить) — это значительно помогает обеим сторонам;

- высокая вовлеченность в проекты — безусловно, сотрудники в найме бывают с горящими глазами, у нас такие тоже есть, но большей вовлеченности чем у основателей бывает редко (у них и мотивация другого порядка, в том числе финансовая);

- высокий уровень компетенций — если мы говорим про людей, которые отработали в найме, получили основные компетенции, затем объединились в команду и еще раз "отработали" — то это редко менее 10 лет опыта у каждого. У нас получилось именно так;

- ресурсы распределяются вдумчиво, никто не разбрасывается часами (нет латания дыр человеко-часами);

- отсутствие бюрократии — от принятия решения до реализации одна-две руки.

Что точно надо учитывать таким основателям бутиковой компании:

- это должен быть осознанный выбор, а не уход от управленческой деятельности — вместо делегирования или найма сам иду делать задачи;

- бизнесовые процессы полностью присутствуют (найм, делегирование, маркетинг, продажи), но в меньшем масштабе;

- основатели занимают все же руководящие должности, пусть и на малом составе сотрудников; артдиры, техдиры и прочие; Но им должно быть не стыдно поработать руками;

- важно принять ограниченность масштаба и серьезную вовлеченность;

Пока все говорят про выход из операционки — ты с головой в этих процессах.

- это не обязательно на всю жизнь, принимаешь данную стратегию, планируешь на 2-3 года, дальше — пересмотр;

- чтобы работа была в кайф 💪

Возможно, это лишь этап нашей команды, но мы объединились в 2015, примерно в 2019 вошли в состояние бутиковой команды. Успели пройти путь от техподдержки на битриксе, до построения еком-проектов для экспертного ритейла в здоровом и спортивном питании.

Мы ведем телеграм-канал "Подрядчики сделают!" — разбираем принципы успешного тандема заказчик - подрядчик. Подпишись и пошли другу маркетологу. Пожалуйста 😐

44
4 комментария
Комментарий удалён модератором

Речь скорее про устройство команды и формат сотрудничества с клиентом. Хотя на управлении проектами тоже сказывается этот подход.

Ответить

Работа основателей в клиентских проектах, несомненно, предоставляет уникальные преимущества: глубокое вовлечение и экспертность

1
Ответить

Я думала, что так везде...

Ответить

Конечно, есть такие команды как мы, но не очень много. В сравнении с более типовым форматом агентств, где основатели занимаются управлением компанией и продажами (зачастую). И сами не делают клиентские проекты.

Ответить