Китайский автопроизводитель обогнал Tesla как самого популярного производителя электромобилей в мире

BYD представляет свои автомобили в преддверии Мюнхенского автосалона в сентябре.
BYD представляет свои автомобили в преддверии Мюнхенского автосалона в сентябре.

Илон Маск однажды высмеял идею о том, что BYD может конкурировать с его компанией. Теперь автопроизводитель, которым управляет миллиардер Ван Чуанфу, готов стать новым № 1 в области электромобилей.

Китайская BYD Co. позиционирует себя как крупнейший автомобильный бренд, о котором вы никогда не слышали. Возможно, скоро ему понадобится другой слоган.

Автопроизводитель готов превзойти Tesla Inc. в качестве нового мирового лидера по продажам полностью электрических автомобилей. Когда это произойдет — вероятно, в текущем квартале — это станет символическим поворотным моментом для рынка электромобилей и дальнейшим подтверждением растущего влияния Китая в мировой автомобильной промышленности.

В секторе, где по-прежнему доминируют более знакомые имена, такие как Toyota Motor Corp., Volkswagen AG и General Motors Co., китайские производители, включая BYD и SAIC Motor Corp., добиваются серьезных успехов. Обогнав за последние несколько лет США, Южную Корею и Германию, Китай теперь соперничает с Японией за мировое лидерство в экспорте легковых автомобилей. Около 1,3 миллиона из 3,6 миллиона автомобилей, отправленных с материка по состоянию на октябрь этого года, были электрическими.

“Конкурентный ландшафт автомобильной промышленности изменился”, - сказала Бриджит Маккарти, глава отдела операций в Китае базирующегося в Шэньчжэне хедж-фонда Snow Bull Capital, который инвестировал как в BYD, так и в Tesla. “Дело больше не в размере и наследии автомобильных компаний; дело в скорости, с которой они могут внедрять инновации. BYD давно начала готовиться к тому, чтобы сделать это быстрее, чем кто-либо считал возможным, и теперь остальной отрасли приходится участвовать в гонке, чтобы наверстать упущенное ”.

Ван Чуанфу из BYD приветствует участников мероприятия в Сантьяго 6 октября.
Ван Чуанфу из BYD приветствует участников мероприятия в Сантьяго 6 октября.

Переход короны продаж электромобилей также отражает сдвиг в динамике конкуренции между Илоном Маском из Tesla, самым богатым руководителем в мире, и миллиардером-основателем BYD Ван Чуанфу.

В то время как Маск предупреждал, что недостаточно потребителей могут позволить себе его электромобили с такими высокими процентными ставками, Ван решительно перешел в наступление. Его компания предлагает полдюжины моделей большего объема, которые стоят намного меньше, чем Tesla взимает за свой самый дешевый седан Model 3 в Китае.

Когда в мае клуб владельцев Tesla поделился роликом, на котором Маск хихикает над автомобилями BYD во время выступления 2011 года на Bloomberg Television, Маск написал в ответ, что автомобили BYD “высококонкурентны в наши дни”.

Китайский автопроизводитель обогнал Tesla как самого популярного производителя электромобилей в мире

Вероятное изменение в глобальной иерархии электромобилей знаменует реализацию цели, которую 57-летний Ван поставил еще тогда, когда Китай только начинал развивать свою ныне лидирующую в мире индустрию электромобилей. В то время как BYD продолжает отрываться от Tesla и всех других автомобильных брендов у себя дома, повторить ее стремительный успех за рубежом оказывается непросто.

Европа, похоже, готова присоединиться к США в ограничении импорта китайских автомобилей более высокими тарифами, чтобы защитить тысячи рабочих мест на производстве. Рынки электромобилей других стран все еще находятся в зачаточном состоянии и далеко не так прибыльны. Руководство считает США практически закрытыми из-за эскалации торговой напряженности между Вашингтоном и Пекином.

Китайский автопроизводитель обогнал Tesla как самого популярного производителя электромобилей в мире

Ван это не Маск - он сторонится социальных сетей и в основном избегает внимания. Но в нехарактерно дерзком обращении, произнесенном за несколько недель до того, как Европейский союз начал расследование того, как Китай субсидировал свою электромобильную индустрию, Ван заявил, что китайским брендам пришло время “разрушить старые легенды” автомобильного мира.

В то время как многие покупатели автомобилей за пределами Китая все еще лишь смутно осведомлены о BYD, Уоррен Баффет наверняка этого не знает. В 2008 году Berkshire Hathaway Inc. инвестировала около 230 миллионов долларов в покупку почти 10% акций китайского автопроизводителя. Когда Berkshire начала сокращать свою долю в прошлом году — акции BYD торговались вблизи рекордно высокого уровня - стоимость ее доли выросла примерно в 35 раз и составила 8 миллиардов долларов.

Покойный вице-председатель Berkshire Чарли Мангер рассматривал BYD в первую очередь как игру с аккумуляторами. В эфире Bloomberg TV в мае 2009 года он сказал, что компания работает над “одной из самых важных тем, влияющих на технологическое будущее человека”. Семья Мангера инвестировала в компанию на годы раньше Berkshire, и за несколько недель до своей смерти в ноябре он сказал интервьюеру, что пытался отговорить Вана от занятия автомобильным бизнесом.

Китайский автопроизводитель обогнал Tesla как самого популярного производителя электромобилей в мире

BYD приобрела обанкротившегося государственного автопроизводителя в 2003 году и представила свой первый подключаемый гибрид под названием F3DM в 2008 году. Обозреватель New York Times похвалил дизайн экстерьера, назвав компактный автомобиль “примерно таким же модным, как Toyota Corolla эпохи Y2K”. Компания продала все 48 единиц в первый год.

Примерно в то же время Китай начал субсидировать покупку подключаемых автомобилей. Поддержка со стороны правительства распространилась от городов и провинций до национального уровня, охватывая налоговые льготы для потребителей, производственные стимулы для производителей, помощь в исследованиях и разработках, а также дешевую землю и кредиты.

Как редкий автопроизводитель, который также производил собственные аккумуляторы, BYD получила уникальные преимущества. До прихода в автомобильный бизнес в начале 2000-х годов она была первым китайским поставщиком литий-ионных аккумуляторов для Motorola и Nokia. Чтобы увеличить производство до того, как потребители начали использовать электромобили, компания нацелилась на автомобильные сегменты, которым потребуется много элементов питания. Ее первый электробус был выпущен вскоре после F3DM.

Подключаемый гибрид BYD F3DM на автосалоне в Пекине в 2010 году.
Подключаемый гибрид BYD F3DM на автосалоне в Пекине в 2010 году.

“BYD была чудом”, - сказал Мангер в подкасте, приобретенном в эпизоде, который вышел в эфир в октябре. Он назвал Вана гением, сказав, что тот не дал компании разориться, работая по 70 часов в неделю, и охарактеризовал его как фанатичного инженера. “Парень из BYD на самом деле делает вещи лучше, чем Илон”, - сказал он.

Примерно за полтора десятилетия производства автомобилей BYD собралась с духом, чтобы снизить цены на подключаемые модули до уровня, сопоставимого с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. Но их линейке по-прежнему не хватало привлекательности.

В 2016 году компания наняла Вольфганга Эггера на должность главного дизайнера, роль, которую он ранее исполнял в Audi и Alfa Romeo. Это также переманило других международных руководителей, в том числе главу отдела внешнего дизайна Ferrari и ведущего дизайнера интерьеров Mercedes-Benz.

К тому времени, когда Китай пригласил Tesla построить первый в стране автомобильный завод, полностью принадлежащий иностранной компании, BYD больше не смирилась с созданием экономичных боксов без излишеств. Сейчас ее самая дорогая модель — внедорожник Yangwang U8 sport utility vehicle - стоит 1,09 миллиона юаней (152 600 долларов).

Электрический внедорожник BYD Yangwang U8 на автосалоне в Шанхае в апреле.
Электрический внедорожник BYD Yangwang U8 на автосалоне в Шанхае в апреле.

Хотя уровень государственных субсидий сыграл свою роль в огромном росте электромобилей в Китае, Пол Гон, глава подразделения исследований автомобилей UBS Group AG в Китае, считает, что более важным фактором является уровень конкуренции, вызванный этой поддержкой.

“Они должны работать над инновациями, они должны попытаться найти то, чего действительно хотят потребители, и они должны оптимизировать свои расходы, чтобы убедиться, что их электромобили конкурентоспособны на этом высококонкурентном рынке”, - сказал Гун. После демонтажа седана BYD Seal и получения 25%-ного преимущества в стоимости перед старыми конкурентами его команда пришла к выводу, что китайские производители, вероятно, будут владеть третью мирового автомобильного рынка к концу десятилетия.

На данный момент Tesla по-прежнему превосходит BYD по ключевым показателям, включая выручку и рыночную капитализацию. Аналитики Bernstein ожидают, что некоторые из этих пробелов значительно сократятся в следующем году — по их прогнозам, продажи Tesla составят 114 миллиардов долларов против 112 миллиардов у BYD.

Ван вырос вторым по младшинству из восьми детей в бедной деревне Увэй в восточной китайской провинции Аньхой. Его родители умерли, когда он был подростком, и старшие братья и сестры поддерживали его в средней школе и университете.

В первые годы своей трудовой деятельности Ван жил в Пекине, работая государственным исследователем среднего звена по редкоземельным металлам, имеющим решающее значение для аккумуляторов и бытовой электроники. Он основал BYD в 1995 году в Шэньчжэне с помощью кредита в размере почти 300 000 долларов от друга. Сейчас его состояние составляет 14,8 миллиарда долларов, согласно Индексу миллиардеров Bloomberg.

Китайский автопроизводитель обогнал Tesla как самого популярного производителя электромобилей в мире

Ван накопил авиамили в 2023 году, пересекая земной шар в перерывах между автосалонами, запусками новых рынков и встречами с главами государств. Он приземлился в таких странах, как Япония, Германия, Вьетнам, Бразилия, Мексика и Чили — график поездок, подходящий руководителю компании, которая всего за последние два года открыла представительства примерно в 60 странах и территориях.

Аналитики ожидают, что BYD выпустит свои электромобили третьего поколения в следующем году, предлагая больше технологий, таких как возможности автоматического вождения. Это одна из областей, где BYD проигрывает со своими более доступными продуктами таким выскочкам, как Nio Inc. и Xpeng Inc.. Несмотря на то, что количество автомобильных конкурентов в Китае сократилось с более чем 500 до примерно 100, продолжают появляться новые участники, в том числе хорошо финансируемый технологический гигант Huawei Technologies Co.

Китайский автопроизводитель обогнал Tesla как самого популярного производителя электромобилей в мире

Когда в марте Bloomberg News спросило Вана, стремится ли BYD стать такой же крупной, как Toyota, которая в 2023 году четвертый год подряд станет самым продаваемым автопроизводителем в мире, он сказал, что развитие индустрии электромобилей приведет к кадровым перестановкам в отрасли.

“Результаты работы автомобильной компании будут зависеть от ее технологий и реакции”, - сказал он. “BYD в электрификации Китая пока выигрывает, но как все пойдет завтра, мы не можем сказать наверняка. Но мы будем использовать наши преимущества и продолжать производить хорошие продукты ”.

Выставочный зал BYD откроется в сентябре в лондонском районе Мэйфейр.
Выставочный зал BYD откроется в сентябре в лондонском районе Мэйфейр.

Но для того, чтобы удержаться на вершине, потребуется иное мышление, чем для того, чтобы попасть туда, сказала глава подразделения China autos HSBC Qianhai Securities Ltd. Юцянь Дин.

“Когда ты становишься № 1, мандат внезапно меняется”, - сказала она. “Тебе придется пересмотреть свое определение — тебе придется найти способ превзойти себя”.

Источник

22
6 комментариев

Новый Тесла за рулем

4

это ж китайцы,неудивительно

У китайцев есть одна очень большая проблема: как только товар продан - прекращается любая поддержка, либо она осуществляется очень дорого и неохотно.

В своё время брал несколько китайских планшетов, телефонов, триммер для стрижки - год и всё, никаких обновлений, запчасти не найти, а если найдёшь, то не факт, что они подойдут, т.к. выпускаются в нескольких версиях, а какая у тебя никто не знает.
Сяоми пытается в поддержку, но если девайс не сильно популярный, то его мгновенно забрасывают и мучайся с ним как хочешь.

Пока так, если пойдут по пути унификации, как у мировых концернов, когда по vin номеру ищутся детали и т.п., то возможно захватят рынок.

BYD это же не кооператив какой нибудь.