Как мы сделали онлайн-сервис из пасеки, чуть не закрылись из-за гибели кофаундера, как продвигались через VC и получили Ростелеком в качестве клиента.Наш сайт: pchelosharing.ru ↑Всем привет, меня зовут Артём. У меня есть два любимых дела в жизни: 1) IT и особенно дизайн; 2) Природа и экстенсивное сельское хозяйство. Хочу рассказать о своём «проекте выходного дня», который появился на стыке моих увлечений.Суть проектаНа нашей лесной пасеке, расположенной в предгорье Кавказа, можно купить улей и ежегодно получать с него свой собственный мёд.Пока мы с пчёлами работаем, владелец наблюдает за процессом через админку своей пасеки, выбирает, в какие банки расфасовать урожай мёда и какой будет дизайн у этикеток.Брендированная банка — это уникальный персональный сувенир, который приятно поставить на полку и уместно подарить кому угодно по любому поводу.Личный кабинет улья и 4 из 50+ вариантов дизайна (их можно кастомизировать)Айтишники не смогли быть просто пчеловодамиПасеке 5 лет, а 2 года назад я включился в пасечные дела. С тех пор мы расширились в четыре раза. Это в четыре раза больше работ на пасеке (которые мы любим) и вчетверо больше работ по продаже мёда (которые мы не очень любим). Мы стали рассматривать варианты сбыта:Продавать мёд онлайн и через сарафан — это ежедневная отправка очень большого количества заказов, постоянное общение с множеством людей.Продавать через маркетплейсы — множество времени на продвижение товара на перенасыщенных предложениями площадках.Продавать оптом — доход меньше в 3—4 раза.Придумать что-то новое… profitНам очень нравятся пасечные дела, лес вокруг нашей поляны с ульями, природа. Нравится наблюдать за пчёлами, нравится наш мёд, нравится придумывать прикольные этикетки для банок. И, наконец, просто нравится мысль что «у меня где-то там в лесу есть пасека».Личный кабинет улья на фоне самого ульяТак и решили, однажды, сидя на пруду на пасеке, сделать продуктом то, что нам самим нравится делать.Наш продукт — владение пасекойРаньше продуктом был мёд и его характеристики (у нас домашний лесной мёд — такого на рынке не так уж много). Не было никаких проблем с продажей. Но хотелось, чтобы это был не просто съеденный или подаренный мёд, а целое приключение.Хотелось, чтобы это был не просто съеденный или подаренный мёд, а целое приключениеМы стали придумывать, как дать пользователю почувствовать себя владельцем пасеки и чтоб это было интересно:Во-первых, улей прям физически становится вашим. При желании его можно забрать к себе на дачу (но идея так себе). С ульем идёт именной сертификат, где указан номер улья на пасеке, координаты пасеки и код для доступа к сайту улья, откуда можно контролировать процесс и настраивать некоторые опции.Сейчас сертификаты выглядят вот так. В зависимости от пола и возраста мы отправляем немного разные сертификаты. Этот — женский, с собачкой.Во-вторых, постоянно держать пользователя в курсе событий, транслировать всё что происходит с пчёлами, с природой вокруг пасеки (это неотделимо от всего процесса получения мёда), и с тем, как мы помогаем пчёлам и заботимся о них.И это не шаблонные отчёты, а целые истории и просто атмосферные фото и видео: от слоумоушн с пчёлами, до красивейших рассветов на пасеке со звуками пробуждения птиц и насекомых.Отчет с пасеки в сервисе ПчелошерингЗа сезон мы делаем более 30 тысяч фотографий и видео. Отчеты с пасеки собираем в формате лонгридов, для которых разработали несложный в использовании, но удобный и красивый шаблон.В-третьих, мы даём полную свободу в персонализации итогового продукта пасеки — мёда.В личном кабинете можно выбрать размер и формат банок, цвет крышек, дизайн этикеток. Этикетки могут быть полностью кастомными или на основе готовых шаблонов, но с вашим именем, названием пасеки или логотипом бизнеса.Для меня это — самое интересное. Как будет выглядеть мёд, который буду есть я целый год. Как будет выглядеть баночка, которую я подарю другу, маме, партнёру.В этом году мы добавили более 50 шаблонов дизайна. Каждый из них — в 12 цветах. В шаблонах есть место для своего текста. Это может быть что угодно, от «Пасека семьи Жаровых», до пожелания здоровья или какой-нибудь шуточки.Выбор дизайна этикеток и банок для фасовки урожая со своего улья в сервисе ПчелошерингВ итоге из пасеки, которая всегда была «за кадром» и мёда на продажу получился новый продукт, состоящий из набора дополнительных ценностей:Собственный улей (или несколько) и удовольствие от обладания пасекой;Сайт улья для наблюдения и управления пасекой;Ежедневно радующие персонализированные банки, с дополнительной функцией личных сувениров;При этом мёд для покупателя становится в 2 раза дешевле, чем если бы мы продолжали его продавать.Но основополагающее, как ни крути — мёд. И тут всё тоже не просто так.Особенность нашего мёда и подхода к пчеловодствуУ нас домашняя пасека, а не промышленная. Это очень важно. Наш мёд не такой, какой можно купить в любом магазине и не такой, какой можно купить в большинстве случаев на Авито или ярмарках. О пасеках России, ценообразовании и их проблемах скоро будет отдельный материал.Улей на пасеке ПчелошерингаНаша пасека расположена вдали от С/Х угодий, а значит, наши пчёлы защищены от пестицидов и прочей химии. Мы сами не используем никакие промышленные химические средства.У нас деревянные ульи, а не пластиковые. И мы не красим их, а покрываем лоскутным воском — это смесь воска и льняного масла. Это все — куча заморочек и усложнений для нас, но иначе мы не можем.Я монтирую систему видео трансляций на пасекеЕще важный для нас момент — этичность по отношению к пчёлам (если можно так сказать). Мы относимся к ним уважительно и очень бережно. Большинство пчеловодов изымает весь мёд из ульев, а пчёлам на пропитание отдаёт более дешевый мёд, или еще хуже — сахарный сироп. Для нас это неприемлемо.Кроме того, мы минимально вмешиваемся в жизнь пчёл, стараемся не нарушать циклы их жизни. Мы практически не пользуемся дымарём — это стресс для пчёл, они начинают думать, что начался пожар и надо защищать семью, а не атаковать пчеловода.Наш мёд — продукт домашнего качества, непромышленного производстваВсе это увеличивает наши косты на производство, но оно того стоит! Мы убеждены, что такой вкусный и классный мёд у нас получается благодаря двум составляющим: окружающая нас практически девственная природа и минимальное вмешательство в жизнь пчёл. Даже сбор урожая мы производим максимально поздно, давая мёда как можно дольше побыть в улье и в сотах.Первый запускПридумав концепцию, мы зарегистрировали домен и начали собирать лендинг. На полпути стало понятно, что без хотя бы одного кейса все выглядит не очень нарядно.Наш бета-тестер Игорь с мёдом со своего ульяБуквально на следующий день я узнал о Дне рождения продакт-директора с работы, и за ближайшие сутки был экстренно придуман механизм дарения на сайте, нарисован и напечатан сертификат владельца улья. Так у нас появился первый пользователь, с которого мы снимали фидбек, а также модель для промо-материалов =)Экономика проектаТакже покупатель ежегодно платит за обслуживание улья — 17300₽. По сути, для него это — стоимость мёда, который он получит (ну, и еще доставка). Получается меньше 800₽ за кг. До запуска проекта, мы продавали мёд по 1200₽ за кг.Минимальный и неполный набор того, что вам пригодится, если вы захотите сделать пасеку сами. И это не считая подходящего участка, навыков и кучи времени.В обслуживание входит уход за пчёлами (ветеринарные осмотры, управление развитием пчелиной семьи и т.д.), доступ к сайту улья с регулярными отчётами, аккуратная откачка мёда, фасовка в крупную тару (если клиенту нужно не 20 литровых банок, а 400 по 0,25л, то за это нужно будет доплатить — все это делается на сайте улья), печать этикеток и доступ к каталогу дизайнов, отправка мёда транспортной компанией клиенту или по списку адресов.Запуск на VCНа тот момент у нас было сырое MVP, которое уже давали друзьям и лендинг. Мы хотели публичный запуск и аудитория виси показалась максимально подходящей. Запускать рекламу или писать на условный пикабу казалось преждевременным.На сайт проекта со статьи перешло около 8К человек за первую неделю.Пришедшие со статьи люди сконвертировались в 200 заявок, что в деньгах равно примерно 1,88 млн рублей. Конечно, удачно совпала праздничная пора и то, что наш продукт подходит на роль оригинально около-айтишного подарка. Вероятно, осенью такого эффекта бы не было.Далее статья попадала в подборку VCHunt Димы Беговатова, были репосты в соцсети VC и, кажется, рассылки. Все это дало вторую волну просмотров поста и переходов на сайт. Всего эффект от первой же статьи принес сайту 12 800 посетителей. Классный дебют!Что еще дала статьяМассу позитивных откликов и интересных вопросов, взглядов со стороны в комментариях, личке и т. д. Например, Максим главред Ильяхов запостил ссылку на наш лендинг у себя в телеге, как пример хорошей работы дизайнера (было приятно). Был и хейт, к этому я отдельно готовился. Подготовка заключалась в повторении мантры ↓ У людей может быть своё мнение по любому поводу и оно к тому же может меняться, не зацикливайтесь на этом. Зачем они это пишут — загадка, да. У вас должна быть «даже дверь открыта», не тратьте на это энергию и время.Внимание СМИБыло несколько интервью, в том числе, к нам приезжала корреспондент ТАСС и про нас вышел материал через полтора-два месяца после статьи.Когда на пасеку внезапно приехал корреспондет ТАСС, а два дня назад внезапно выпало полметра снега (ни того, ни другого никогда прежде не было)Еще был эфир на радио, материалы в небольших изданиях, маркетинговое исследование с публикацией кейса в профильном издании, сделанное по инициативе издания. Сорвалось несколько участий в теле-передачах. VC мониторят в том числе и журналисты, причем, довольно разноплановые. Это тоже очень весомый бенефит от размещения.К чему мы были не готовы90% первых покупок были совершены в подарок. Мы этого не ожидали и все подарочные наборы закончились в первый же день. Первая версия нашего подарочного набораЕще по неопытности мы отправляли посылки Почтой России с минимальной защитой. В итоге часть посылок приходила помятая, а где-то 10-я часть приходила с разбитыми баночками. Это было очень больно — получать негативные отзывы от покупателей.Сейчас мы отправляем СДЭКом, а упаковываем так, что посылками можно играть в футбол (чем, вне всяких сомнений, занимаются сотрудники служб доставки). Отзывы теперь — один лучше другого. Но это все ерунда. То к чему я совсем не был готов, случилось через месяц после запуска на VC.Мы получили первый позитивный фидбек от широкой аудитории, первые продажи, внимание СМИ, предложения от инвесторов. Это было очень драйвово, как эпизод из сериалов про стартапы. Еще месяц назад мы мечтали о своем интересном бизнесе с продуктом который людям нравится, и вот оно.Мы сели обсуждать, как быть дальше. Бросать ли все что есть и полностью идти в проект, строить стартап? И было решено, что ДА. Бросать, жизнь менять, брать внешние деньги, строить, работать.На следующий день после решения, Миша захотел искупаться в проруби в собственном пруду… и утонул. Он морж со стажем, но что-то пошло не так и прыгнув в нее, он уже не выбрался.Роадмэп, выстроенный в голове и гуглдокументах, резко оборвался на полусловеМы с Мишей и его собакой на пасеке после аномального снегопада. Фото корреспондента ТАСС. Наше последнее совместное фото, сделанное за несколько дней ДОВсе случилось, когда мы были вместе, на пасеке. После несчастного случая, когда уже было ничего не изменить — было понятно, что надо идти в дом, но не было понятно, как так: пришли вдвоем, а обратно я иду уже один, и теперь так будет всегда.Роадмэп, выстроенный в голове и гуглдокументах резко оборвался на полуслове. Я стоял и матерился в пространство, выражая недоумевание.Не хочется дальше в это углубляться, это жесть. Меня сильно изменило это событие. Многое предстало в ином свете. В том числе и наш стартап, а точнее — то, что стоит за ним, что заставляло и позволяло двигать его вперед.Что было потомВ первые дни после я вообще не думал о судьбе проекта. Я взял отпуск на работе и ждал, когда прилетят из Питера мама Миши и его сестра.Мы в конце концов решили, что не хотим, чтобы наше дело прекратилось, чтобы Мишино любимое хозяйство зачахло, а дом обветшал. Они вызвались помогать мне с бизнесом, вести бумажную часть дела (юридические и бухгалтерские вопросы), а я буду заботиться не только о проекте, но и о пчелах, земле, доме.Миша на пасекеКроме Пчелошеринга и дел по пасеке, я еще трудился фултайм в другом стартапе и, на минуточку, у меня трое детей и разваливающийся брак… Я не знал, как это все буду совмещать и как буду справляться со всем сам, но не было ни секунды сомнений, в том, что я этого хочу.Вроде бы внешне плюс-минус все оставалось на местах, и, казалось бы, можно продолжать в запланированном темпе реализовывать наши планы и фантазии.Я не мог «поднять руку» — не хотелось, не моглось, пропала магияНо, возвращаясь к делам, особенно не к простым и физическим, а планированию, придумыванию, дизайну, я не мог «поднять руку» — не хотелось, не моглось, пропала магия, прошел запал, задор, азарт, куда-то все подевалось.Я много думал об этом, анализировал и увидел в итоге, что это был проект не ради развития пасеки, и не пасека ради дополнительного дохода, как было зафиксировано в голове.Бизнес — увлекательный способ проводить время вместе с лучшим другомУвидел несколько составляющих. На первую приходилось 90% от общего веса, именно с этого все началось:Бизнес, как увлекательный способ проводить время вместе с лучшим другом, наше общее хобби, пространство для фантазий, и даже, можно сказать, творчества;Способ транслировать людям свои ценности, показывать доступность жизни ближе к природе;Пчелошеринг и пасека, по задумке, должны были за 2-3 года саккумулировать капитал на запуск пермакультурного проекта на базе Мишиного хозяйства и соседних земель. Нам это казалось важной глобальной идеей: сделать площадку, где люди могли бы наблюдать живой пример экстенсивного хозяйствования по принципам устойчивого развития. Сейчас это есть только на ютубе, но не в РФ.Лишившись первого пункта, который был тогда основополагающим, я на время завис в прострации. Именно это волшебное будоражащее ощущение совместного творчества, дела, придумываниеи обсуждение идей, планирование, обсчеты… все вот это нас питало. Мы подгоняли друг друга и поддерживали. Именно Миша обладал тем набором качеств, что дополняли меня и перенимая их, я становился лучше.Выводом из этого всего стало осознавание известных ранее фраз, откуда-то цитат:Не так важен сам бизнес, как то, с кем ты его делаешьХорошая работа — это та, которую ты хорошо делаешьВ итоге, жизнь сделала подарок, я в невероятном стечении обстоятельств встретил удивительную женщину (вопреки или даже благодаря СВО мы смогли быть рядом), которая заполнила пустое пространство теплом и (о, чудо!) тоже прониклась и подключилась к проекту — в роли фотографа и иллюстратора.Конечно, нам пришлось переехать на пасеку, в Мишин дом. Здесь мы ведём проект, ухаживаем за участком и животными, продолжаем реализовывать наши с Мишей идеи и устремления. Юля выбирает фотографии для отчета с пасекиЕстественно, в одного со всем справиться я бы не смог. К команде присоединился ранее знакомый пчеловод Артур, который к тому же разделяет все наши принципы ухода за пчелами с минимальным вмешательством, и который очень кстати живет недалеко, на соседней поляне.Мишина семья, кроме юридических вопросов и учета, взяла на себя фасовку. Почти 90% покупателей находятся в Москве и Питере, так что фасовку решено было развернуть у них, в СПб. Оттуда людям отправляли их урожаи мёда.Сейчас мы живём в ближайшем городе в холодную часть года, а во время пчеловодческого сезона — на пасеке. Проект развивается не совсем так, как мы тогда напланировали и намечтали с Мишей, но не хуже, просто в другом порядке. Мы купили соседний участок, теперь у нас 2,3 Га, на которых мы начали закладывать террасы и аллеи — это основа пермакультурного проекта, о котором я расскажу позже здесь в отдельном посте или в нашем ТГ-канале. Это про ДИЗАЙН ПРИРОДЫ — крайне интересная тема.Но вернемся к проекту, результатам, статистике. По сути мы только начали. Первый год по понятным трагическим причинам мы не считаем. И вот наши результаты за это время.Сейчас у нас 400+ клиентов, из них около 30 — это компанииКак, например, Ростелеком и агентство Паши Молянова «Сделаем»… есть даже судоходная компания и пенсионный фонд одного из регионов страны 😅Содержать собственный улей на эко-пасеке намного круче, чем содержать енота в клетке зоопарка. У вас не только будет собственный брендированный мёд, но вы также поддержите экологическую инициативу.Содержать улей — это круче, чем содержать енота в клетке зоопаркаК тому же, новости с пасеки — оригинальный инфоповод для инстаграма. Есть возможность забрендировать улей.90% покупателей из Мск и СПбПоэтому фасовка и отправки клиентам идут из Питера, чтобы сократить срок доставки. Наши покупатели: айтишники, топы компаний и предпринимателиКороче, это люди, способные, во-первых, понять модель, а во-вторых, оценить созданные нами доп ценности. Что самое интересное, многие из них не сильно то и любят мёд. Покупают из-за доп ценностей, а потом уже влюбляются в мёд.75% ульев проданы в подарокДелали сервис для фанатов мёда, а получился универсальный около-айтишный подарок. По этому поводу у нас есть отдельный лендинг, оцените: https://pchelosharing.ru/giftСертификаты ПчелошерингаПокупая улей в подарок, человек получает именной сертификат владельца, который можно за пару минут распечатать и подарить (хотя это тоже необязательно, можно отправить электронный) — это очень удобно и этим пользуются люди. Раз пять-семь у нас покупали ульи, когда уже ехали на праздник, прямо из такси 🤯Подарочные наборы сотрудников агентства «Сделаем» Паши МоляноваЛюди покупают ульи на ДР, на НГ, на 23, на 8, на свадьбы, как корпоративный подарок и даже был кейс с ульем на увольнение (попросили приложить к подарочному набору письмо с пожеланием удачи и благодарностью).Подарок, который точно запомнят, особенно для тех у кого «все есть»Люди писали, что наше предложение для них — идеальное решение проблемы поиска интересного и не банального подарка. Что еще подарить тому, у кого уже все есть? Ну и, конечно, это точно вариант в тему для веганов, ЗОЖников и всей этой тусовки.57% покупают дополнительные услугиТрансляции с пасеки, нестандартная фасовка, полностью кастомный дизайн этикеток, мерчМы только начали, у нас большие и интересные планы.Например, мы делаем арт-пасеку, где ульи — это арт-объекты, выступившие не только домом для пчёл, но и холстом для художников.Еще, например, хотим сделать из нашей поляны не только продуктивное эко-хозяйство, но и место притяжения для людей. Уже сейчас (пока у нас просто пасека и больше ничего) приезжают гости познакомиться со своими пчёлами. pchelosharing.ru 🐝🐝🐝
Забыл промокод в пост пихнуть: VC777
Скидка 777р для читателей любимого виси
А, и еще: кто хочет пробник мёда — пишите в лс. Будем рады влюбить вас в наш продукт!
Оооооо благодарочка
Поставьте лайк посту — это нам поможет ❤️
Разослал подарки меда всем своим клиентам через пчелошеринг, все радуются как дети)
Дима, спасибо! Давай попросим у них отзывы?))
Кайф))) тоже надо)