Как я пережил проверку МЧС без потерь: личный опыт руководителя

Расскажу реальный пример из моего, к счастью, удачного опыта. Пару слов о бизнесе. Я владелец небольшого ателье в полуподвальном помещении в Москве. Ничего примечательного, особой популярностью это место не пользуется, поэтому больших очередей, как и огромной выручки, не бывает.

Под Новый год все работающие люди готовятся к корпоративам. Новогоднее настроение витает в воздухе, все офисы от гигантских корпораций до маленьких закутков переливаются гирляндами и цветным «дождиком». Желания задумываться о бумажной волоките, которая сопровождает конец года, совершенно нет.

Чтобы не испортить себе настроение и не попасть в неприятности в канун праздников, вспомните, что сюрпризы бывают не только приятными.

Как я пережил проверку МЧС без потерь: личный опыт руководителя

Перед Новым годом всем нужно закрывать планы и готовить отчеты, и МЧС не исключение. Наверняка, каждый слышал от знакомых через третьи руки, что проверка нагрянула «прям под праздники». В эти дни владельцы бизнеса, и особенно владельцы помещений, должны держать ухо востро. Другим особенно опасным периодом с точки зрения внезапных проверок является время после происшествий. Например, если где-то в торговом центре недавно был пожар, ждите проверок в других ТЦ региона, а то и по всей стране. Но сейчас вернемся к Новому году.

Моя история

В середине ноября 2019 года я получил распоряжение о проверке службой противопожарной безопасности (они же МЧС) через 3 дня.

К распоряжению был прикреплен перечень документов, которые необходимо было предъявить при проверке. К слову, таких документов в моей организации не было. У вас, кстати, тоже наверняка их нет. Если только в штате не присутствует специальный человек, который прошел обучение и отвечает за пожарную безопасность в организации (да-да, он тоже должен быть).

Тем, кто не видел, как выглядит это письмо счастья и что там обычно бывает - можно ознакомиться.

Как я уже упомянул, удача была на моей стороне, и среди моих давних знакомых оказался бывший офицер МЧС, которому я незамедлительно позвонил.

Во время разговора я получил несколько ценных советов, что нужно сделать прямо сейчас (мелочи вроде освободить проход в коридоре, проверить пломбы и сроки годности на огнетушителях). Также он объяснил, что пытаться сделать эти документы просто невозможно в столь короткий срок, и что есть другие более быстрые и легкие для моего кошелька способы частичного решения проблемы.

О проверках никто заранее не беспокоится. Они всегда падают на вас как снег на голову. Конечно, в крупных корпорациях существуют специальные отделы, которые отслеживают даты проверок от всех служб; в компаниях поменьше часто есть хозяйственный работник, на плечах которого также лежит ограждение от внезапности проверок и поддержание систем безопасности в надлежащем состоянии. В моей компании такого человека не было, поэтому пришлось действовать по обстоятельствам.

Список документов, который был приложен к распоряжению о проверке, кажется, включал в себя вообще все документы, которые только существуют. Как мне объяснили позже, это не совсем (или совсем не) случайность, и таким образом усложняют задачу по прохождению проверки. Почему его нет, хотя он должен быть в каждой организации? Потому что он не обязателен при создании организации, у руководителя еще целый ворох нерешенных вопросов помимо этого (станки, коллектив, продажи, реклама), а специально обученного человека, который мог бы этим заняться, нет.

Проверка

Ко дню проверки мы были готовы максимально для того, чтобы уменьшить штраф до минимального размера (если избежать совсем его не получится – в чудо мы не верили).

Мой товарищ из МЧС приехал в качестве независимого эксперта по пожарной безопасности, благо у него есть на это полномочия. План был в том, чтобы добиться конкретики от инспектора, избежать обтекаемых формулировок и уменьшить количество пунктов, которые нужно исправить, до нескольких.

Документы по списку были готовы для проверки, это один из самых важных пунктов. Если у вас есть весь перечень из распоряжения и все документы в порядке, то будьте уверены, 70% успеха у вас в кармане. С документами проблем не возникло, меня представлял (а по факту отвечал на все вопросы) мой компетентный товарищ. Дальше нам предстоял осмотр помещения и проверка систем безопасности.

Как упоминалось выше, помещение полуподвальное – по документам подвал жилого дома, а по факту цокольный этаж, так как окна на улицу все-таки есть. Эти окна и стали причиной нашего с инспектором спора.

Так как помещение подвальное, сказал нам инспектор, должна стоять система дымоудаления, которой, естественно, не было. На что мой друг резонно возразил, что раз в помещении присутствуют окна, то дымоудаление не требуется по нормам. Как выяснилось, два сотрудника всегда могут мирно договориться, а сотрудник проверки легко идет на уступки, когда есть весомые аргументы.

На что еще обратили внимание

Как я пережил проверку МЧС без потерь: личный опыт руководителя

Свободные проходы в коридорах – существуют нормы, которые регламентируют ширину свободных проходов в проходных помещениях, проще говоря, в коридорах. Чтобы при чрезвычайной ситуации сотрудники и клиенты могли легко пробраться к выходу, не запинаясь о коробки и прочий хлам.

Замки эвакуационных выходов должны легко открываться изнутри без ключа. К сожалению, зачастую владельцы бизнеса чересчур беспокоятся о сохранности вещей в офисе или магазине, посему запирают двери эвакуационных выходов, что может привести к катастрофе. Другая причина – экономия на качественных замках, которые нельзя открыть снаружи, но легко открыть изнутри.

Окна без решеток. В квартире или частном доме вы сами выбираете, какие решетки установить на нижние этажи. В общественных же местах (к которым и относятся офисы организаций) запрещается ставить глухие решетки, так как окно является запасным эвакуационным выходом.

Работа пожарной сигнализации. Конечно, все датчики должны быть исправны, внутри них обязаны быть заряженные батарейки. Огнетушители опломбированы, не просрочены и занесены в паспорт и тд.

Счастливый финал

Полностью избежать штрафа нам, конечно, не удалось, тем не менее, мы отчитывались по 2-3 пунктам вместо 150, на которые я бы попал без своего друга. Удачным этот опыт стал благодаря чистому везению и необычайной оперативности окружающих меня людей.

Расскажите в комментариях, какой опыт общения с МЧС был у вас и чем все в итоге закончилось.

44
5 комментариев

Гениальная статья: "Как я пережил проверку МЧС без потерь: личный опыт руководителя"

Вывод: собрать все необходимые документы и иметь знакомого из МЧС.

И никакой конкретики.

Гениальная статья.

3
Ответить

спасибо, отличная статья о низовой коррупции в россии. думаю, после этого спектакля проверяющий с "знакомым" поделили выручку

1
Ответить

Самая бесполезная статья, что я читал на этом ресурсе. Не один раз сказано о каких-то документах, которых у нас нет, у вас тоже, оформить за три дня их нереально, но они у вас появились...

1
Ответить

Вот у нас все так работает. МЧС, пожарные, трудовая инспекция, налоговая и еще хренова гора контор. И практически нереально сделать без претензий. 

Ответить

Сейчас с системами пожаротушения проблем нет. Например sanco spa отличные. Можно и в офис использовать и на крупном производстве https://dmliefer.ru/sanco-sistemy-pozharotusheniya Да и доставляются по территории России бесплатно. Если же помещение маленькое, то вполне можно использовать что-то другое. Противопожарный извещатель тот же к примеру. 

Ответить