«Пни и посмотри» (kick it and see)

Вчера я посмотрел документальный фильм 2019 г. в. «The Serengeti Rules» на канале nature | PBS, и задумался о бизнес среде.

В этом фильме рассказывается о фундаментальных исследованиях в национальном парке Серенгети, Танзания, которые выявили многие экологические принципы, определяющие порядок регулирования популяций животных и сообществ.

Мое мнение, что этот принцип работает и в бизнес-среде и сообществах.

Это история о том, как экологи Tony Sinclair, Simon Mduma, и Grant Hopcraft потратили пять десятилетий, собирая воедино тайну того, что делает Серенгети таким, какой он есть, и центральную роль, которую играют антилопы гну.

«Пни и посмотри» (kick it and see)

А началось все с исследований профессора Bob Paine

Вся экология до 60-х годов была наукой чисто описательной, что оставляло простор для множества альтернативных суждений и гипотез. Bob Paine понимал, что, для того чтобы постичь законы регуляции популяций, нужно вмешаться в природу и сломать ей шаблон. Найти место, где можно было бы убрать хищников из пищевой цепочки и посмотреть, что произойдет. «Пни и посмотри» (kick it and see) – так этот подход позднее назовут экологи. Bob Paine не пинал морских звезд, не волнуйтесь, он их только швырял – во имя науки. Удаляя хищных звезд вручную с небольшого участка, заметил что мидии вытеснили 15 видов других растений и животных. Он за 8 лет исследований доказал, что хищник нужен для поддержания системы. На Ютюбе есть ролики по запросу "Bob Paine не пинал морских звезд"

Позже его ученики провели исследования в нац. парке Serengeti, там из-за прививок, разрослось стадо антилоп Гну с 200 т. до 1,5 млн. И пока оно удваивалось каждый год, наблюдатели сильно переживали о том, что антилопы все съедят и Serengeti погибнет. Однако как видно на графике, популяция каким-то образом сама остановилась в росте. Ученые доказали, что антилопы Гну оказались Краеугольным камнем, а не хищники. Но вы лучше найдите фильм и посмотрите его сами.

Но что мне стало интересно, в России в бизнес-сфере корпорации являются краеугольным камнем или малый бизнес?

К примеру, возьмем какой-нибудь любой район города и посмотрим на состав бизнеса, я имею ввиду 1-е этажи жилых домов и наличие или отсутствие крупного ТЦ. Так в каждом доме сетевой продуктовый, аптеки по несколько шт., пункты выдачи, барбершопы и т.д.

Арендодатели довольны пока все помещения заняты и арендаторы платят...

Идет борьба за количественные показатели: обороты, места, за широту охвата и самое смешное часто не за свой счет, а за счет франчайзи, которые соответственно недополучают прибыль, или работают в убыток.

Вот еще пример, я наблюдал за одним небольшим курортом Бад-Хофгастайн — коммуна (gemeinde) в Австрии, так там лимитировано кол-во бизнесов, чтобы не создавать избыточную конкуренцию и чтобы сохранять прибыльность бизнеса. Там нет в каждом доме аптеки или продуктового супермаркета.

Наверное там собирают налог не с оборота или площади, а с прибыли. И тогда Государству выгоднее раздавать меньше лицензий на определенную деятельность в районе.

Другой пример и небольшого городка в США, там бурно кипела жизнь и малый бизнес кормил жителей. Все было прекрасно, но все закончилось, когда разрешили отрыть Гипермаркет Walmart. В первый же год разорились и закрылись 80% малого и микро бизнесы. И погибла бизнес-среда не только производственно-торговая, пострадали и сопутствующие бизнес-сферы, упали цены на недвижимость и городок зачах за пару лет.

Я полагаю выросли продажи алкоголя и люди с горя спиваются...

Закончить хочу на позитивной ноте, в бизнесе как и природе, везде и во всем нужен баланс и нужно учитывать массу факторов, этому можно учиться и привлекать специалистов. А некоторые учатся на своих ошибках, вот с ними как и в природе происходит очевидное - их съедают. Желаю вам найти свое место Консумента в цепи питания бизнес-системы.

2 комментария

Пиво не забывайте про аудит

4
Ответить

интересно, научная разработка для экологии , перетекла в бизнес сферу, думаю фильм достоин просмотра

1
Ответить