Белый патентный тролль в Германии борется с ультраправыми регистрацией товарных знаков

Белый патентный тролль в Германии борется с ультраправыми регистрацией товарных знаков

Симон Книттель, креативный директор немецкого рекламного агентства Jung von Matt, придумал новый способ укротить нацистов.

Наткнувшись в интернет-магазине на младенческий комбинезон с надписью «I love Htlr», он заинтересовался темой фашистского мёрча. И нашёл чуть менее чем что угодно: майки, кружки, подушки, футляры для очков и прочие вещи с нацистскими слоганами и мемами.

Чтобы не иметь проблем с законодательством, производители крайне правой атрибутики используют различные модификации ключевых слов, в том числе сокращения и аббревиатуры. Например, VTR LND для фатерлянда, то есть, родины, или HKNKRZ для Hakenkreuz, то есть, свстк.

Скооперировавшись с общественным движением Loud against Nazis из Гамбурга и юридической компанией оттуда же, Книттель начал регистрировать популярные тематические мемы как товарные знаки. Первым делом подход был опробован на VTR LND, очень популярной у неонацистов.

Зарегистрировав в Европе соответствующий товарный знак, Книттель нажаловался на нарушителей европейскому регулятору по вопросам интеллектуальной собственности и остановил продажи мёрча в интернет-магазинах.

HKNKRZ зарегистрировать не удалось, отказ был обоснован тем, что буквосочетание «нарушает общественные приличия».

Магазинам, утверждает The Guardian, теперь придётся выплатить владельцу товарного знака сумму в размере дохода, полученного от реализации товара с нарушением товарного знака. Эти деньги, говорит Книттель, пойдут на регистрацию следующих товарных знаков, что запустит самоподдерживаюшуюся систему. Впрочем, к финансированию инициативы на всякий случай подключили ещё и краудфандинг и уже собрали больше €18,000.

Адвайзером инициативы выступает Филипп Шлаффер, который сам торговал фашистским мёрчем в магазинчике под названием Werwolf, пока не отсидел за это в тюрьме и вышел из неё через программу реабилитации неонацистов. Теперь он гастролирует по школам с лекциями о том, почему неонацизм – это плохо.

За идею Книттель уже успел получить несколько премий рекламной индустрии. Стремление поведать обществу о своей борьбе и получить за это заслуженную славу несколько конфликтует с намерением коварно уводить у ультраправых их любимые мемы: они теперь могут зарегистрировать их сами. Но Книттель утверждает, что противник не сможет предугадать, какие товарные знаки они собираются зарегистрировать следующими, и что они «смогут его удивить».

Со временем организаторы инициативы собираются создать базу данных нацистской символики, чтобы не вовлечённые в эту идеологию люди могли своевременно понять, с кем имеют дело.

Алина Акиншина
CEO “Онлайн Патент”

В европейском законодательстве о товарных знаках существуют аналогичные российскому Гражданскому Кодексу положения о запрете регистрации товарных знаков, "which are contrary to public policy or to accepted principles of morality" (достаточно близко к пп. 2 п.3 ст. 1483 ГК РФ, предусматривающему, что не могут быть зарегистрированы товарные знаки, "противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали").

Поэтому сам факт регистрации таких неонацистких товарных знаков - достаточно неожиданный. Ведь товарный знак может быть использован и для целей запрета продажи товаров, и для целей массовой коммерциализации производства таких изделий на базе лицензионных договоров. Можно лишь выразить надежду, что права на такие товарные знаки будут консолидированы в руках ответственных общественных организаций.

Алина Акиншина, CEO “Онлайн Патент”.
1010
2 комментария

Каждый борется как может - мне нравится!

Ответить

На сколько я помню, в России неиспользуемые торговые знаки могут быть изъяты у владельца по решению суда. Интересно, у них есть такая норма права?

Ответить