Маркировка обуви. Глаза боятся, а руки делают

Лучший аргумент за маркировку - побыть 5 минут утром на оптовом рынке в Люблино. Пусть маркировка и пугает поначалу всех предпринимателей, зато дает шанс российским легпрому отвоевать долю у серого импорта.

Маркировка обуви. Глаза боятся, а руки делают

Почему я за маркировку обуви

Меня зовут Сергей Семенов, наша компания Vorsh выпускает обувь российского производства из натуральной кожи. Производством обуви я занимаюсь около пяти лет, а продажей ― с 2003 года.

Сначала мы делали обувь для сетей и оптовых компаний, но нас не устраивало, что байеры думают только о цене товара на полке. Любимый вопрос у байеров: «На чем можно сэкономить?»

Производитель для снижения цены переходит на дешевые материалы, не соблюдает технологии, когда сроки горят.

А мы хотели выпускать качественную обувь из премиальных видов кожи. Офлайновые магазины в таком товаре не очень заинтересованы — с учетом их наценки она получается слишком дорогой для среднего покупателя.

​Мужская обувь Vorsh<br />
​Мужская обувь Vorsh

Мы запустили собственный бренд обуви — Vorsh в марте 2018 года. Производство размещено в Ростове-на-Дону. Фабрика выпускает около 5 тысяч пар в месяц: частично ― под брендом Vorsh, частично ― загружена под другие заказы.

Обувь Vorsh продаем через свой интернет-магазин, но часть ассортимента представлена в офлайн-магазинах в Москве, с которыми мы сотрудничаем.

Средняя цена обуви в интернет-магазине vorsh.ru — 6 000 рублей. Ценовой сегмент — средний и выше среднего.

Основные наши покупатели ― мужчины 35-45 лет. Предприниматели, офисные сотрудники, те, кто любит качественную обувь и при этом не хочет переплачивать за модный бренд.

Покупатели в онлайне чаще берут обувь более смелого дизайна, в офлайне ― классику

Что изменит маркировка

В 2019 году в России началась маркировка обуви, но обязательной для всех участников обувного рынка она станет с 1 марта 2020 года.

С этого времени розничные магазины могут принимать от поставщиков и продавать только маркированную обувь.

Маркировка обуви. Глаза боятся, а руки делают

Как это должно работать? Производитель (или импортер на таможне) маркирует каждую упаковку обуви уникальным кодом DataMatrix. А покупатель, просканировав код телефоном с помощью приложения Честный ЗНАК, сможет узнать, легальный ли товар он купил.

Каждый участник сбытовой цепочки ― от производителя и оптовиков до розничных продавцов ― должен передавать информацию о движении товара в Честный ЗНАК.

Маркировка дает возможность более честно конкурировать за клиента. Сейчас доля импорта ― около 70%. Невозможно реально оценить долю контрафакта и подделок в российских обувных.

Но, перефразируя Черчилля, “лучший аргумент за маркировку - побыть 5 минут утром на оптовом рынке в Люблино. Вам понравятся Armuni, Abibos, Gussi и прочие "бренды”.

К сожалению, репутацию российской обуви испортили магазины, которые выдавали за нее китайские подделки, и покупатель не мог это проверить.

После введения маркировки по коду покупатель сможет узнать, в какой стране действительно была произведена обувь — китайскую обувь уже не выдашь за итальянскую или за российскую. Не исключено, что импортная обувь подорожает из-за маркировки, но привлекательность российских брендов на этом фоне должна вырасти.

Маркировка может стать «волшебным пинком» для небольших магазинчиков обуви. Многие из них выросли из дикого рынка конца 90-х. Только раньше закупались в Лужниках и на Черкизовском рынке, а сейчас — на Садоводе.

Теперь перед ними встала проблема маркировки: им придется либо искать «белых» поставщиков, автоматизировать продажи, либо уходить с рынка.

Возможно, кто-то из них переориентируются на российскую обувь и сможет выйти на новый уровень продаж.

7 шагов к маркировке

Расскажу по шагам, как я маркировал обувь и сколько мне это стоило

Первый шаг ― бесплатная и довольно простая регистрация на сайте Честного ЗНАКа (честный знак.рф). У меня уже была электронная цифровая подпись, так что здесь обошлось без лишних расходов.

При регистрации в ЧЗ нужно подписать четыре договора на подключение к системе и получение кодов, а также для доступа к регистраторам эмиссии.

Стоимость электронной цифровой подписи ― в среднем около 2000 рублей, плюс обязательная лицензия КриптоПро ― 700 рублей.

Регистрация в Честном ЗНАКе нужна всем участникам рынка: производителям, импортерам, оптовикам и рознице.

Второй шаг ― регистрация как производителя в Ассоциации GS1 («ЮНИСКАН/ГС1 РУС»). Это нужно только производителям и импортерам для получения международного кода GTIN, он указывается в российском коде маркировки. Для регистрации в GS1 также понадобится цифровая подпись.

В GS1 надо вступать только после регистрации в Честном ЗНАКе! Тогда вступительный взнос составит 3 тысячи рублей (и столько же ежегодно). В противном случае стартовый взнос будет 25 тысяч рублей (и затем ежегодный ― 15 тысяч рублей).

Если вы розничный магазин или оптовик, получающий уже промаркированную обувь, то регистрироваться в GS1 не нужно. Товарные остатки можно промаркировать через Честный ЗНАК.

Третий шаг ― нужно описать товар для получения GTIN. Для этого есть шаблон GS1, к которому прилагается справочник. Файл загружаю в личном кабинете GS1 и получаю коды на товары (GTIN). После этого они автоматически попадают в Честный ЗНАК — можно заказывать коды.

Четвертый шаг — получение кодов маркировки в Честном ЗНАКе и печать этикеток. Получение кодов может занять определенное время, но, как правило, до 5 минут на один заказ. Дальше печатаю полученные коды на принтере этикеток.

Из личного кабинета Честного ЗНАКа настраивать печать неудобно, мы пользуемся сервисом «Офис Обуви». Главное выбрать нужный размер этикеток, чтобы код DataMatrix мог легко читаться 2D-сканером. И можно обклеивать коробки.

Маркировка обуви. Глаза боятся, а руки делают

Для печати мы используем промышленный принтер этикеток, он точно понадобится любого среднему и крупному производству. Для небольших объемов подойдет обычный.

Кроме того, пришлось разобраться в термоэтикетках.

Есть два вида этикеток для принтеров — TOP и ECO.

ECO — более дешевые, хорошо подходят для быстрого оборота, их клеят в супермаркетах на весовую продукцию. Через месяц они выцветают.

Этикетки TOP ― практически вечные. Естественно, они дороже, но зато код и через год останется на коробке в первозданном виде. Чтобы наши марки не выцветали, мы купили TOP-этикетки.

Все свои остатки в интернет-магазине мы промаркировали как новую продукцию.

Стоимость принтера этикеток ― около 15 000 рублей, б/у - 5-7 000 рублей.

Стоимость термоэтикеток ― около 120 рублей на 700 пар.

Стоимость кодов маркировки остатков — пока бесплатно, для нового товара — 50 копеек без НДС.

Пятый шаг ― маркировка остатков в офлайновых магазинах, с которыми мы сотрудничаем.

Партнерские магазины используют смарт-терминалы «Эвотор», для них есть специальное приложение «Маркировка остатков».

Попробовали описать товар на смарт-терминале из магазина, затем через веб-сервис отправили заказ на коды в Честный ЗНАК. Получили коды, распечатали на обычном принтере, проверили коды в приложении Честный ЗНАК. Все получилось.

Стоимость приложения «Маркировка остатков» 3 500 рублей в год.

Розничным магазинам понадобится электронная цифровая подпись, регистрация в Честном ЗНАКе и 2D-сканер для считывания кодов, принтер.

Потестируйте, закажите небольшое количество кодов и попробуйте ввести их в оборот и затем проверьте в приложении Честного ЗНАКа.

Отработайте технологию, а в январе-феврале, после новогодних распродаж в период снижения спроса вплотную займитесь выпуском кодов и оклейкой товаров.

Стоимость 2D-сканера ― 3 500-10 000 рублей.

Шестой шаг ― выбытие кодов.

До весны можно продавать маркированную обувь по-старому. С 1 марта 2020 года код маркировки нужно будет сканировать при продаже в магазине.

В офлайн-магазинах, с которыми мы сотрудничаем, планируют использовать для приёмки-выбытия кодов приложение Эвотора «Маркировка».

Стоимость приложения «Маркировка» Эвотора ― 6 000 рублей в год.

Интернет-магазинам будет сложнее.

При отгрузке в курьерскую службу мы должны в течение 3 дней вывести из оборота коды маркировки (на всю обувь, которую отправили клиенту).

Если потом придет возврат — то придется снова вводить в оборот эти коды.

А с учетом того, что мы по Москве частенько отправляем с курьером по 2-3 пары одной модели разных размеров, получается не очень удобно.

Курьер или Почта России, которые выдают обувь покупателю, не могут передавать данные в Честный ЗНАК о выбытие кодов, поскольку не являются участниками оборота.

Так что пока эта схема реализована только через сервис Честного ЗНАКа, мы сейчас ищем другие решения.

Маркировка обуви. Глаза боятся, а руки делают

Седьмой шаг ― переход на электронный документооборот и товароучет, который предстоит всем участникам обувного рынка после 1 марта 2020 года.

Прием документов для получателя бесплатный, так что у розницы в принципе не должно быть дополнительных расходов на ЭДО.

Кроме того, по закону, можно передавать данные и не через ЭДО, а напрямую в Честный ЗНАК, но на мой взгляд, ЭДО ― удобнее для работы с партнерами.

Я сам пока изучаю рынок ЭДО, многие компании сейчас дорабатывают свои решения под маркировку и пока не представили финальных решений.

Стоимость здесь очень сильно варьируется в зависимости от объемов.

Пакет из 500 документов в год (это подходит малому бизнесу) в среднем по рынку стоит 2500-3000 рублей, из 1000 – 3800-4200 рублей, из 10 000 (крупные компании) – 17-18 000 рублей.

Платформа ЭДО вообще предлагает бесплатный сервис по отправке.

В любом случае планирую определиться с ЭДО в январе следующего года.

Вместо выводов

По моей оценке, розничные магазины, продающие «белый» товар и относительно технологичные, легче переживут маркировку.

Тем, кто сейчас закупает товар на Садоводе без всяких документов и перепродает в магазинчиках или на рынках в регионах, будет непросто. Также бизнесу нужны рабочие схемы продажи маркированного товара для интернет-магазинов.

Мы планируем к концу января полностью закрыть вопрос по маркировке.

На данный момент, я потратил на маркировку около 20 000 рублей, но впереди будут еще расходы на ЭДО и покупку кодов.

У розницы расходов меньше ― им не нужно регистрироваться в GS1 и не обязательно подключать ЭДО.

Что может понадобиться:

  • Электронная цифровая подпись с лицензией КриптоПро ― около 3 000 рублей.
  • Регистрация в GS1 (после регистрации в Честном ЗНАКе) ― 3 000 рублей
  • Код маркировки ― 50 коп. + НДС за штуку.
  • Принтер этикеток ― около 15 000 рублей, б/у - 5-7 000 рублей.
  • Термоэтикетки TOP ― около 120 рублей на 700 пар.
  • «Маркировка остатков» в Эвотор ― 3 500 рублей в год и «Маркировка» ― 6 000 рублей.
  • 2D-сканер штрих-кодов ― 3 500-10 000 рублей.
  • ЭДО (по желанию) ― прием документов бесплатно, отправка ― зависит от объемов (2-3 рубля за документ и менее)
77
21 комментарий

Если все результаты маркировки по итогу приведут к более здоровому рынку для местных предпринимателей, то вообще супер. Как раз об импортозамещении постоянно речь идёт, а какое импортозамещение, когда большая часть производства заменяется дешёвыми аналогами из-за рубежа?

5
Ответить

Маркировка не запрещает размещать производство за рубежом и все ввозить оттуда

Ответить

Давайте будем честными, когда вводили ЕГАИС, тоже думали что это поможет в борьбе с контрафактом. Но по факту как торговали паленой водкой, так и торгуют. У нас народ на любую инициативу государства найдёт своё противодействие. Поэтому я бы не стал утверждать, что в России будет теперь «белый» оборот обуви и не будет левака совсем. 

1
Ответить

Согласен, но если даже раза в два меньше станет, нам вздохнется спокойнее. Мне лично в торговом центре на один китайский бренд в одном магазине сказали, что шьет Питер, в другом Москва)) Одним словом, мне не нравится, что многие покупатели думают, что в России нельзя делать отличную обувь за нормальные деньги.

2
Ответить

У розницы расходов меньше ― ... и не обязательно подключать ЭДО.

Сфигали? А УПД как принимать розница собралась без ЭДО?

1
Ответить

А вот про ЕГАИС не согласен. До него паленой водкой торговали в магазинах, средь бела дня, и покупатель платил за нормальную водку, а получал подделку, которой ещё и травился. Сейчас такого нет. Контрафакт есть, но его не продают как нормальный продукт, и его покупка происходит осознанно.
На алкогольном рынке паленую водку сменили лосьоны-боярышники, а контрафакт под видом легального ушел уж в совсем маргинальные торговые точки.

Ответить

А вот доходы бюджета говорят совсем о другом и это на самом криминальном рынке, что уж говорить о обуви. Так что лучше используй голову по назначению, а не только закидывай в нее еду.

1. Производство
2. Начислено акцизов, млрд.
3. Собрано

Ответить