Клиенты хотят быстро и круто, а авторы — легко и за хорошие деньги. Что не так с копирайтингом?
Представьте, что вы неплохой копирайтер и сотрудничаете с агентством на фрилансе. Вам дают задачу: написать качественную небольшую статью об игровых компьютерах за 5000 рублей.
Возможно, вы что-то в этом соображаете и даже знаете, к кому можно обратиться, чтобы получить небольшую консультацию. И отвечаете агентству:
— Добро. Соберу информацию, опрошу компьютерного ипсиссимуса, сдам черновик через неделю.
А агентство:
— В смысле через неделю? Надо послезавтра в 15:00. Ещё же правки.
Вы как неплохой копирайтер пожимаете плечами. Извини, заказчик, но послезавтра я тебе разве что рерайт рерайта с третьей страницы гугла смогу сдать.
— Нет, рерайт не пойдёт, — морщит нос агентство. — А что же делать?
— Ну, тогда вам нужно обратиться к автору-технарю, который дефолтно в этом разбирается и сможет написать быстрее, используя свою экспертизу.
Агентство идёт к автору-технарю. Пожалуйста, напиши нам текст о компах!
Технарь:
— Да запросто. Сдам послезавтра в 15:00, стоит 15000.
У агентства холодок по спине. Технарь совсем ошалел.
— Извините, но у меня загрузка на месяц вперёд, — пожимает плечами тот, — пять тыщ, конечно, деньги, но работать за них мне не упало.
Агентство чешет репу. И потом решает пойти элегантным путём: найти человека, шарящего в компьютерах и желающего параллельно подзаработать немного денег, опросить его — и потом отдать кипу текстополотна недорогому копирайтеру, который наведёт там порядок, как Долорес Амбридж в Хогвартсе.
Находят, опрашивают, платят, забирают текстополотно. Находят дешёвого редактора на бирже, чтобы уж совсем в минуса с этим клятым текстом не уйти. Биржевой редактор справляется за считанные часы, но зато не нарушает заветный дедлайн и денег много не требует. Правда, сдаёт — а там мрак: куча бессвязной технической информации, не в тонофвойсе, просто чуть лучше структурировано и красиво поделено на абзацы.
— Хрен с ним! — машет рукой агентство. — Как-нибудь текст допилим этот.
...но фоново мысли: вот это жесть. Либо цена им подходит, но ждать до японской пасхи, либо быстро сделают, но попросят много, либо сделают дёшево и быстро, но по качеству ужас. Но ведь пять тысяч — это околонормальная цена для небольшой статьи, а три дня — околонормальный срок для черновика, если приступить к нему прямо сейчас. Почему так сложно просто получить хороший, качественный, глубокий и интересный текст за адекватный прайс?
Да потому что быстро+качественно+глубоко+недорого = невозможно (ваш кэп). А долго+дорого+ох*енно = могут позволить себе единицы.
Более того, даже у этих единиц долго+дорого+ох*енно часто вообще не окупается и иногда вынуждает делать дёшево+быстро+средней степени паршивости. Временами это работает, временами нет, но это уже совсем другая история.
Суть в том, что на рынке полно клиентов, которые вообще оторваны от реальности в плане текстового продакшена. Они у себя в голове нарисовали какие-то нормы цен и сроков и упорно не понимают, почему черновик готовится целую неделю и за что платить 15 тысяч. Но при этом такие оторванные клиенты уже научились морщить нос от рерайта рерайта: фуфло они не пропустят. И это только одна сторона.
С другой стороны — оторванные от реальности копирайтеры. Если вы думали, что в статье достанется только заказчикам, то увы, нет. Копирайтеры иногда тоже находятся в каких-то розовых влажных фантазиях по поводу того, что такое ровный и качественный текст и за что им платят. Редактор нередко может столкнуться с таким сценарием:
— Катя, вот заявка для текста за 10000 рублей, готова приступить к написанию сегодня, если всё ок.
Редактор Катя открывает заявку, а там дичь.
— Маша, не ок. Там ты написала, что возьмёшь комментарий «у какого-нибудь эксперта в сфере финансов», мы не можем такое одобрить, нужна конкретика.
— Ну, тогда я возьму комментарий у Рублёвой Динары Баксовны. У меня есть её вацап.
— Хорошо. Ждём. Пожалуйста, не подводи с дедлайном, текст очень нужен.
A few moments later
— Катя, вот текст. Правда, мне Динара Баксовна так и не ответила, поэтому я взяла комментарий у крипто-инвестора Володи. Вроде вышло неплохо.
— Маша, как так? Что за крипто-инвестор Володя и зачем он здесь?
— Ну как. Комментарий же в тексте нужен. А он вроде всё по делу говорит.
— Нет, так не пойдёт. Нужно переписать, но все сроки уже вышли. Текст с публикации временно снимаем.
— Платите. Я потратила время!
— Заплатим только килл фи.
— Ах вы.
Оторванный от реальности копирайтер часто не понимает, что за 10000 рублей у него покупают не складные буквы и пару потраченных часов на интервью, а концепт контентной единицы. Он не понимает, что у него также покупают определённую дозу вовлечения в материал, и вообще недоумевает, как так ему не хотят платить за нерелевантный текст, ведь он — внимание — потратил на него своё время.
А ещё оторванный от реальности копирайтер, особенно если он плотно сидит на фрилансе, очень не любит тягомотину в виде правок, брифов, долгих согласований и тестовых. Ему бабло надо стричь, проектами жонглировать, а они тут переливают из пустого в порожнее, да божеж мой. Но правда в том, что хороший текст может готовиться и две недели, и месяц, и правок может быть много — по-другому оно не работает, а заранее не угадаешь. И самое главное, что если копирайтер уже согласился хоть за 5000, хоть за 15000 рублей этот текст написать — он должен его написать, и сделать это хорошо при любых обстоятельствах.
Так и живут обе оторванные от реальности стороны и поджигают седалища друг другу. У первых одно ожидание от совместного сотрудничества, у вторых другое, на деле — дисконнект. Да, не всегда, да, невсетакие, есть заказчики с адекватной юнит-экономикой, и копирайтеры заинтересованные, которые отдают всего себя вместе с текстом. Но поверьте старой перечнице в текстопродакшене: вымышленные (или нет) ситуации выше — обычный вторник для огромного куска рынка.
«Что сказать-то хотел?»
Наверное, то, что проблему этой оторванности и непонятных ожиданий с обеих сторон сильно недооценивают, хотя из неё растут все ноги. И универсального железобетонного способа решить её не существует. В идеальном мире розовых пони обеим сторонам нужно в первую очередь хотеть адекватную работающую единицу контента и быть готовым бросить на неё необходимые силы. Но на это нужны ресурсы и хороший такой уровень экспертизы — что больно и не всегда доступно как для одних, так и для других.
Но я бы вывела отдельным списком несколько правил, которые нивелируют влияние этой проблемы как на заказчика, так и на копирайтера:
Заказчику: смириться, что нет единой «околонормальной» цены на текст или «околонормальных» сроков написания статьи. Отталкиваться надо от конкретной контент-единицы, от степени погружения текста, от товарища, который его пишет, а самое главное — от того, сколько этот текст принесёт в ответ. Автор-технарь за 15к не ошалел, а неделю на черновик — это ок, так бывает. Просто вы такой цикл не вывозите.
Копирайтеру: тягомотина — это часть вашей работы. Будьте готовы выяснять и понимать, что от вас хотят, и реальны ли эти хотелки. Если хотелки нереальны или неподъёмны для вас — проект не берите. Если не готовы ставить во главу угла годный текст и возможные связанные с его созданием сложности — вам будет очень тяжко в этой сфере.
Ну и заказчику и копирайтеру дуплетом: общаться между собой. Отказывать друг другу в сотрудничестве, если ожидания не совпадают — и делать это до договора о совместной работе.
Статью написала в рамках цикла статей о проблемах копирайтинга, поэтому будет продолжение. Если есть, что добавить по этой теме, — велком в комментарии.
У меня есть ответы на все вопросы)
Райтеры часто вынуждены браться за эти условные 5 000 если мало клиентов или не достигли определённого статуса.
Компании не понимают глубины цикла работы и поэтому у них всё плохо с контентом. И тем более инфой для текстов.
Агентства часто не умеют в менеджмент и не брифуют клиентов из-за некомпетентности и лени. А сроки ставят короткие из-за плохих бизнес-процессов и работы на потоке.
Суммарно так происходит, потому что на рынке нет структуры стандартов на всё это.
А есть ли надежда, что когда-то эта структура стандартов появится? Мне кажется, что нет