Почему вы не можете просто назвать свой бизнес так, как вам хочется

…или можете, но рискуете получить штраф в 5 млн рублей

Я Ирина Питерсон. Три года назад, после более 20 лет в PR в крупных компаниях, я ушла на фриланс и начала работать с частными клиентами. Бизнес стал расти, и я решила создать PR агентство. Первой задачей было придумать его название.

Я выбрала более узкую специализацию — это работа со СМИ. И стала искать название, которое отражало бы род деятельности и позиционирование и было бы оригинальным, запоминающимся, креативным.

Я придумала три варианта, два очень хороших и один идеальный. Упоминать их не буду, так как, возможно, мы их еще покрутим. И тут меня “подвела” осведомленность в теме регистрации товарных знаков — я знаю, что любое название должно быть зарегистрировать в Роспатенте. То есть не должно непременно, обязанности такой у бизнеса нет. Но! — если вы называете свою компанию словом, которое уже кому-то принадлежит, вы нарушаете права правообладателя, и в дальнейшем в бизнесе могут быть серьезные проблемы (какие — расскажу дальше).

Какой путь я прошла

Я уже знаю, как это работает, потому что еще летом подала заявку на регистрацию товарного знака своего телеграм-канала "Честное PR-нерское".

В этот раз сначала я сама проверила все три названия на сайте компании “Онлайн Патент”, где предоставлен доступ к базам Роспатента и можно увидеть, свободно название или занято. Название нужно проверять именно в том классе МКТУ (международной классификации товаров и услуг), в котором вы работаете. Классов этих всего 45, и они очень обширные, то есть один класс включает множество различных видов деятельности.

Например, мой класс МКТУ — 35 — это реклама, управление бизнесом, организация бизнеса, бизнес-администрирование, служба офисная.

Но если вы зайдете в подробное описание классификации, например, сюда, то увидите, что в него входят, помимо рекламы и PR, услуги по розничной торговле фармацевтическими и ветеринарными препаратами, медицинскими принадлежностями, хлебобулочными изделиями или услуги телефонных станций и еще множество других, очень далеких от PR.

<i>Это только часть видов деятельности, включенных в один класс - 35.</i>
Это только часть видов деятельности, включенных в один класс - 35.

При беглой самостоятельной проверке я увидела, что одно из названий в моем классе уже зарегистрировано, по двум другим это было не так очевидно. Тогда я сразу оформила заявку на том же сайте, чтобы патентный поверенный посмотрел уже более глубоко и системно, и, конечно, оказалось, что все эти слова уже заняты. При этом очевидно, что компании, зарегистрировавшие на себя эти слова в 35 классе, не занимаются PR, то есть это может быть и вет-аптека, и пекарня, но слово им принадлежит.

Патентный поверенный сообщила, что в этом случае от Роспатента точно придет предварительный отказ, и посоветовала мне как-то изменить слово или добавить к нему определение. Например, если бы это было название Ромашка, то я могла бы попробовать “поиграть” со словом и написать PRомашка (смешно, но такой смысл совсем мне не подошел бы), или, например, Фиолетовая Ромашка, но я искала название короткое и емкое. Я хотела схитрить и спросила, могу ли я зарегистрировать условно “Ромашка PR Laboratory”, но хитрость не удалась: слова PR и Laboratory — неохраняемые элементы, то есть использовать их может каждый, а в Ромашке мне откажут.

А что если не регистрировать?

Но я уже так полюбила свои варианты, что никак не хотела от них отказываться. И тогда я сказала, ну ок, я знаю, что так неправильно, но что если я не буду регистрировать свое название, а просто назовусь, как мне нравится? С этого деликатного момента меня консультировала Алина Акиншина, генеральный директор компании “Онлайн Патент”.

Я написала Алине: "Не получается зарегистрировать мой прекрасный товарный знак — много есть пересечений. Но при этом именно PR агентства такого нет… и вот я думаю, рискнуть, может быть, без регистрации?”

Алина ответила: Без регистрации точно не надо, 5 млн большой риск, даже если его вероятность 10%.

То есть получается, что если я все же пренебрегаю правилами, то потенциально могу попасть на штраф в 5 млн рублей, что для моего бизнеса — огромные деньги.

А есть ли какие-то варианты эту проблему решить?

Да, такие варианты есть. После получения предварительного отказа от Роспатента можно запросить письма-согласия у текущих правообладателей. То есть написать им, вот я Ирина Питерсон, хотела бы назвать свое агентство таким-то словом, которые вы зарегистрировали, как товарный знак — вы не против? Конечно, такую работу выполняет патентный поверенный и пишет правильным языком, но суть такова. И если согласия получены, то можно подать заявку в Роспатент повторно. При этом, если компаний, владеющих сходными знаками, например, восемь, то запросить письма надо у всех.

Если мы возьмем нашу Ромашку, то увидим вот тут на картинке, что несколько компаний прошли такой путь борьбы за знак. Кто-то зарегистрировал первым, потом второй попросил согласие у первого, третий у первого и второго и т. д.

Почему вы не можете просто назвать свой бизнес так, как вам хочется

Алина Акиншина:

В нашем случае, если компания-правообладатель интересного для нас знака не оказывает услуги по связям с общественностью, получение согласия вполне возможно. Но, конечно, это не «беспроблемная« регистрация. К сожалению, нельзя быть уверенными, что правообладатели дадут согласие, даже если они и не занимаются PR. Они могут просто не ответить, есть такие »молчуны», могут отказать, даже не посмотрев, могут запросить себе вознаграждение.

Конечно, вся эта работа патентного поверенного, каждое письмо стоит денег. Но, к сожалению, гарантии нет просто потому, что это зависит не от специалиста по патентам, а от доброй или недоброй воли текущих правообладателей. И пока вся эта процедура идет, я по сути не могу запустить бизнес с выбранным названием. А на весь процесс может потребоваться около года и даже более.

Тут нужно знать еще и о том, что существуют “патентные тролли” — фирмы, которые специально регистрируют на себя интересные названия с потенциалом, чтобы потом их или перепродавать, или требовать штраф с тех, кто использует их незаконно. Если ваше желаемое название принадлежит троллю, то он точно потребует за него денег.

Если же дело дойдет до суда, с добросовестным правообладателем или с троллем — не важно, штраф за незаконное использование может быть и 10 тыс рублей, и 5 млн рублей — как потребует заявитель и сколько сочтет обоснованным суд.

А что, если они меня не заметят?

Я подумала, как несправедливо устроена система: вот прям точно таких компаний с такой же деятельностью, как моя, нет, а при этом название занято. Из-за того что классы МКТУ очень обширные, одна компания, зарегистрировавшая удачное название, по сути блокирует всех остальных желающих. Но если они не работают в PR, вряд ли я попадусь им на глаза?

Алина Акиншина:

Мы не рекомендуем надеяться на то, что могут не заметить. Теоретически могут. Но у нас профессиональное искажение: к нам приходят те, кого заметили. И им очень плохо.

Вот пример: В 2018 году Большой театр подал иск против ООО «Доходный дом», которому принадлежал хостел «Hostel Bolshoi», чье название напоминало товарный знак театра «bolshoi» (№ 97110). Сам хостел до этого успешно развивался и даже входил в двадцатку лучших хостелов России, но это не помогло.

Непосредственная близость с Большим театром, а также схожее название в домене, вывесках, социальных сетях сыграло злую шутку. Владелец пытался доказать, что обозначение «bolshoi» никак не связано с Большим Театром. Но суд признал факт незаконного использования чужого бренда и обязал владельца хостела выплатить 5 млн рублей компенсации, а также изменить название (А40-191811/2017).

Чем плохо тем, кого заметили

А что, прям сразу штраф, спросила я? Если вдруг меня заметят, то могу ли я сказать — ой, извините-простите, больше так не буду, и сменить название.

Алина Акиншина:

Пока вы совсем маленькие, вас, и правда, могут не заметить. Но обычно предприниматель, создающий бренд, и придумывает его для того, чтобы растить бизнес. И когда бизнес вырастает, сменить название — это убить узнаваемость, убить домен, на который уже ходят тысячи уников, сменить вывеску, заменить все маркетинговые материалы. То есть, по сути, с точки зрения развития бренда — начинать заново. А мы знаем, сколько стоят ребрендинги. В деньгах это может получиться даже больше компенсации. При этом компенсация, в зависимости от ситуации — это либо фикс, либо, что еще хуже, х2 к контрафактной выручке (доходу от услуг-нарушителей).

Что мы получаем в сухом остатке — запускать бизнес в расчете на какой-то серьезный рост и известность, не убедившись в чистоте названия и не зарегистрировав его, рискованно. Даже если сейчас оно свободно, то через год или три, когда ваш бизнес уже полетел, кто-то другой может подать заявку на аналогичное название, зарегистрировать и прийти к вам с требованием изменить свое: даже если вы уже 10 лет под ним работаете, по закону, после регистрации товарного знака Роспатеном этот знак уже принадлежит его правообладателю. Конечно, такую регистрацию потенциально можно оспорить, но это состязательный процесс, который может не увенчаться успехом и будет стоить сотни тысяч рублей.

При этом я вижу, что многие предприниматели не задумываются или просто не знают об этом. А сама по себе процедура регистрации очень проста и стоит порядка 45 тыс. рублей с учетом работы патентного поверенного и всех пошлин, что не такие большие деньги для спокойствия любого бизнеса. Но, к сожалению, так может не сработать, что ты сначала называешь свой бизнес, потом через пару лет решаешь зарегистрировать название. Может оказаться, что зарегистрировать то его уже нельзя.

Мои выводы:

  • Если вы запускаете маленький бизнес и не планируете его значительно масштабировать, можно не регистрировать. Риск есть, но скорее всего нет — ну кто к вам придет?
  • Если вы запускаете бизнес и рассчитываете на рост — регистрировать надо. И лучше сразу выбирать «свободное» название.
  • Если бизнес уже работает под своим именем и оно не зарегистрировано, проверьте его и проконсультируйтесь с патентным поверенным. Возможно, имя уже занято. Тогда можно продолжать работать без регистрации, как и раньше, и надеяться, что 10% шанса не реализуется. Или запрашивать согласия. Или переименовываться.
  • Если бизнес уже работает под своим именем, оно не зарегистрировано и оказалось свободным — срочно регистрируйте от греха подальше.

Алина Акиншина:

В России уже зарегистрировано более 800 000 товарных знаков, поэтому найти уникальные слова очень сложно.

Если предприниматель уже использует знак и хочет сохранить его именно таким, то нужно подавать заявку и далее бороться за регистрацию этого знака. Это в первую очередь запрос писем-согласий, также иногда удается прекратить действие чужого товарного знака в связи с ликвидацией юрлица, а иногда — разграничить перечень товаров. Однозначно можно сказать только то, что регистрация не будет простой, но, очевидно, понравившийся бренд того стоит.

Надеюсь, что для вас этот материал окажется полезен. Что касается моих названий — пришлось от них отказаться, и пока я придумываю новые варианты и жду вдохновения.

66
4 комментария

Материал точно полезный!

1
Ответить

Хорошая грамотная реклама.

Ответить

))) Моя, моего канала или услуг компании? Могу Вам в личку прислать скрин на свои заявки на ТЗ - это честная боль

Ответить